Психология детей 9 10 лет

Содержание
  1. Психологические особенности развития девятилетних детей
  2. Основные навыки девятилетних детей
  3. Как правильно питаться девятилеткам?
  4. Каким должен быть режим дня девятилетки?
  5. Как развивается психика детей в 9 лет?
  6. Девочка и мальчик 9 лет – психология, советы родителям по воспитанию
  7. 9 — 10 лет — начало препубертатного периода
  8. Развитие детей 9 — 10 лет
  9. Особенности воспитательного процесса
  10. Сексуальное воспитание
  11. Культура поведения
  12. Подготовка к быту
  13. Проблемные моменты
  14. Воспитание 10-летнего мальчика, особенности его психофизического развития
  15. Психология развития
  16. Особый возраст
  17. Психологические проявления возраста
  18. Утверждение в коллективе
  19. Требования и контроль
  20. Правильное сотрудничество
  21. Важные рекомендации родителям
  22. Особенности психологии ребенка в 9 лет
  23. Физическое развитие
  24. Показатели развития детей: что должен уметь ребенок 9 лет
  25. Когнитивное развитие
  26. Социальное развитие: как воспитывать девочку и мальчика
  27. Повышенная нервозность: что делать?
  28. Воспитательные позиции и ошибки родителей
  29. Чрезмерная опека
  30. Баловство
  31. Перфекционизм
  32. Проекция
  33. В заключение
  34. Кризис отрочества: предподростковые бури у детей 9 лет – СОЗНАТЕЛЬНО.РУ
  35. Раздражение и спор по любому поводу
  36. Самое мощное осознание — есть я и есть мир. И этот мир это не я
  37. Деда Мороза не существует…

Психологические особенности развития девятилетних детей

Психология детей 9 10 лет

Физическое развитие ребенка в 9 лет, будь то мальчик или девочка, позволяет говорить о том, что визуально это уже почти подросток, причем достаточно ловкий, быстрый, сильный и выносливый. С ребенком в этом возрасте уже можно общаться почти как со взрослым. Он способен поддержать беседу, аргументируя сказанное, отлично усваивает новую и непростую для него информацию.

Несмотря на это, психика ученика младших классов еще не до конца сформирована. Он по-прежнему нуждается в неусыпном контроле (лучше, чтобы он был не слишком навязчивым), внимании и заботе. В 9 лет дети активно растут, становятся выше и крепче, взрослеют ментально.

В этом возрасте для них огромное значение имеет школа, одноклассники, контакт с преподавателями. Девочка при этом больше всего на свете хочет быть отличницей, имеющей высокий авторитет как среди учителей, так и среди одноклассников, а вот мальчик акцентирует внимание только на авторитете среди одноклассников.

На 10 году жизни у детей наступает новый период, когда многие привычные им вещи и условия меняются. Основную часть времени они по-прежнему проводят в школе, по выходным и вечерам гуляют на улице с друзьями. Но это не значит, что у ребенка все идеально и безоблачно. В 9 лет у него есть свои проблемы, он радуется и грустит, а главное — ищет поддержки родителей.

Очень важно, чтобы ребенок находил поддержку дома в любом случае, что бы он ни натворил.

При этом нужно понимать, что с младшим школьником нужно вести беседы, позволяющие ему научиться думать, анализировать, оценивать свое поведение и предугадывать последствия.

Проступки и достижения — все это должно обсуждаться дома в комфортной обстановке с дружественным участием родителей и четким высказыванием их позиции по отношению к случившемуся.

Основные навыки девятилетних детей

Развитие детей в 9 лет позволяет им уметь многое из того, что было недоступно еще год назад.

Именно в этот период у ребенка может появиться возможность заявить о себе как о лидере, к мнению которому прислушиваются и которого уважают. Также именно в это время дети могут почувствовать себя аутсайдерами.

Родителям в этом случае необходимо будет помочь им найти выход из положения и научить коммуникативным навыкам.

Главное достижение в этом возрасте — это именно умение налаживать новые контакты и грамотно высказываться. Большинство детей на 10 году жизни стараются делать все максимально быстро, не проявляя терпения. Они быстры во всех областях:

  • в еде;
  • в учебе;
  • в движении.

Девятилетки любят быть в центре внимания, обожают проводить время с друзьями, обсуждая такие важные темы, как верность, предательство или сочувствие.

В 9 лет здоровый ребенок, развитие которого происходит нормально, умеет:

  • распознавать время;
  • шутить, разыгрывать, придумывать смешные истории;
  • обращать внимание на то, что справедливо, а что нет, отстаивая первое;
  • обслуживать себя самостоятельно почти так, как это делают взрослые;
  • читать художественные книги и обсуждать прочитанное;
  • выполнять правила без негативного отношения к ним;
  • общаться в команде, налаживать связь с группой одногодок;
  • проявлять сочувствие и желание ухаживать за животными;
  • оказывать помощь старшим в бытовых вопросах.

Дети в этом возрасте проявляют любопытство касательно всего, что встречается им на пути. Мальчик с большим интересом выясняет, как работает компьютер, девочка в 9 лет уже может интересоваться модой, косметикой. Школьники задают множество вопросов старшим, а если не получают исчерпывающих ответов, ищут их в книгах и в Интернете.

Что касается дружбы, то в этом возрасте все просто. Друзей девятилетний ребенок выбирает себе своего пола и возраста. На протяжении всего года отношения с родителями ровные и дружественные, и лишь ближе к 10 годам могут начинать проявляться резкие смены настроения с несвойственной ранее ребенку апатичностью. Причина — в первых проявлениях переходного возраста.

Как правильно питаться девятилеткам?

Здоровый ребенок, развитие которого протекает без сбоев, в 9 лет имеет просто «зверский» аппетит.

Это связано с огромным количеством энергии, необходимой школьникам для роста и полноценного развития.

Родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок насыщался не фастфудом и полуфабрикатами, а полноценной едой, обеспечивающей его детский организм необходимыми витаминами и микроэлементами.

Несколько раз в день школьник младших классов должен получать полноценную горячую пищу, желательно на завтрак — молочную кашу, на обед – суп и второе с мясной или рыбной основой, на ужин — творожную запеканку, сырники или любое другое блюдо, богатое белками.

В рационе ребенка в избытке должны быть фрукты и свежие овощи, а время от времени можно позволять ему побаловать себя сладостями. Перекусы лучше организовать из фруктов и молочных продуктов, например йогурта, сырков, брынзы.

Отличный аппетит с потреблением большого количества продуктов подразумевают собой достаточную для этого возраста физическую нагрузку.

Очень важно, чтобы привычка ребенка много и сытно есть не стала причиной отложения в таком раннем возрасте лишних килограммов и, как следствие, появления комплексов в будущем.

Необходимо, чтобы в семье присутствовала некая культура питания, а также практиковался столовый этикет, который ребенок будет впитывать с детства.

Родители должны провести беседу с ребенком касательно последствий частого употребления вредной пищи: газированных напитков, чипсов и сухариков. Школьник должен сознательно делать выбор в пользу здоровой еды, не пытаясь тайком от взрослых полакомиться запрещенными продуктами.

Каким должен быть режим дня девятилетки?

Развитие ребенка в возрасте 9 лет протекает интенсивно, он испытывает немалые нагрузки. Чтобы сократить силу их воздействия на школьника, родители должны позаботиться о режиме дня для него.

Ребенку, который соблюдает режим, будет проще распределить время, необходимое для учебы, для занятий в спортивной секции и отдыха.

Он сможет высыпаться, не будет иметь проблем с аппетитом из-за повышенной усталости и обязательно найдет время для личных нужд.

Нормальный режим для ребенка этого возраста:

  • подъем как минимум за час до выхода в школу, чтобы позавтракать и собираться без спешки;
  • полноценный обед;
  • несколько часов отдыха после занятий (желательно на воздухе);
  • уроки в послеобеденное время;
  • ужин;
  • легкий душ или ванна;
  • сон не позднее 21-30.

В 9 лет ребенок обязательно должен самостоятельно чистить зубы утром и вечером, поэтому родителям нужно это взять на контроль, предварительно проведя беседу о том, какие последствия может вызвать игнорирование этого правила. И, конечно же, родители должны показывать чаду положительный пример, соблюдая режим и правила гигиены.

Перед сном младшему школьнику нежелательно позволять играть в компьютерные игры или смотреть телевизор (в это время ничего детского он там все равно не найдет). Правильнее будет приучить его к чтению книг или к настольным играм.

Что касается уроков, то как мальчик, так и девочка могут постараться убедить родителей, что им необходимо их делать возле компьютера (якобы с целью поиска информации) или с музыкой. Родители должны настоять на том, что все развлечения будут доступны только после выполнения заданий в спокойной обстановке за столом с настольной лампой.

Как развивается психика детей в 9 лет?

В 9 лет психическое развитие ребенка переходит на новый уровень. Мальчик это или девочка, не важно – главное, что они становятся эмоционально заметно более зрелыми, умеют чувствовать ситуацию, приходить на помощь.

Одно из основных качеств, формируемых в этом возрасте — независимость. В 9 лет ребенок уже совершенно сознательно сокращает степень зависимости от семьи, стараясь проявлять больше самостоятельности.

Лучшее удовольствие в этом возрасте — остаться ночевать у друга или отправиться на пикник с одноклассниками.

Не исключено, что в этом возрасте дети будут проявлять эмоциональную привязанность к посторонним людям даже больше, чем к родственникам.

Еще одна характеристки психического развития школьника в 9 лет — это самоуверенность или же, наоборот, неуверенность в себе.

Ребенок либо слишком высокого о себе мнения, перестает считаться со взрослыми, либо слишком низкого из-за испытываемого натиска со стороны одногодок.

Чтобы школьник лучше справился в новыми для него испытаниями, родители с детства должны воспитывать в нем чувство здоровой уверенности в себе.

В заключение отметим, что дети в 9 лет принадлежат к группе риска в отношении попадания в неприятные и опасные ситуации. Именно в этом возрасте чаще всего их похищают, сбивают машины, обворовывают. Поэтому родители (особенно если в семье мальчик) должны знать, с кем общается ребенок, постоянно вести с ним разъяснительную работу, обсуждая риски и поведение.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/psihologicheskie-osobennosti-razvitiya-devyatiletnih-detej.html

Девочка и мальчик 9 лет – психология, советы родителям по воспитанию

Психология детей 9 10 лет

Как утверждают специалисты, «фундамент» личности закладывается в ребенке до 10 лет. После перехода данной черты воспитание родителей имеет характер, развивающий те аспекты, которые уже сформировались у их чада.

По мнению психологов, возраст от 9 и до 12 лет считается препубертатным. Характер детей несколько меняется и имеет свои отличительные особенности.

Все эти нюансы ответственные родители должны знать, чтобы не происходила так званая «имитация воспитательного процесса», когда мама и папа оставляют ребенка наедине с самим собой (включая ему мультики, разрешая бесконечно просиживать время за компьютером и так далее).

Именно этот этап жизни маленького человека определяет направление его развития. В хорошую или плохую сторону — зависит от отца и матери. Должен определиться дальнейший курс. Ребёнок требует повышенного внимания.

Дети в 9-10 лет переходят на новый этап развития

9 — 10 лет — начало препубертатного периода

Препубертат, в основном, проходит для обоих родителей спокойно в равных долях. Чадо все так же сговорчиво, уступчиво. Однако, в этот самый момент запускается механизм отдаления ребенка от семьи. Все более авторитетными становятся сверстники, ребенок примыкает к определенной группе детей (будь то лидеры, аутсайдеры, неформалы, спортсмены и так далее).

Влияние родителей по маленьким каплям утекает. В возрасте 9 — 10 лет мальчик или девочка проходят путь, в течение которого они превращаются в подростков – сложных, нервных, беспокойных детей.

Общение со сверстниками выходит на первый план

Ребёнок утрачивает способность в полной мере контролировать свои эмоции. Этот критичный возраст — основа того, каким в дальнейшей жизни будет дитя. База уже заложена ранее, до 9 лет. Но, то направление, которое будет выбрано в данный период — решающее.

Развитие детей 9 — 10 лет

Как правило, дети такого возраста довольно эрудированны, любознательны, владеют чувством юмора, любят времяпровождение в больших компаниях ровесников, легко завязывают знакомства и находят общий язык с окружающими, отлично владеют мелкой моторикой (ребёнок хорошо пишет и рисует), ответственны в домашних делах (охотно выполняют бытовые задания, склонны к самостоятельному поддержанию чистоты и порядка). В таком возрасте, дети являются действительно образцовыми. Что мальчик, что девочка одинаково прилежны.

Школьные успехи становятся очень важными

Особенности воспитательного процесса

Ранее было оговорено, что в этом возрасте авторитет семейного круга постепенно снижается. На первый план выходят межличностные отношения в кругу сверстников.

В этот момент родителям важно поддерживать самооценку их чада и всячески придавать уверенность в собственных силах, отмечать его уникальность и индивидуальность.

Данная позиция не имеет ничего общего с безосновательным поощрением любых действий дитя. Мать и отец должны хвалить ребенка за его полезные, хорошие действия. Родителям нужно найти сильные стороны чада, отмечать их в нем.

И отец должен, и мать так же в равной степени должна активно заниматься воспитанием дитя.

Поддержка мамы более важна для дочки

Такая поддержка способствует нескольким позитивным тенденциям:

  • ребенок комфортнее себя чувствует в обществе;
  • ему легче выстоять в схватках с внешним давлением;
  • ребёнок полон задора и уверенности в себе, а значит — его успехи приумножаются;
  • связь с семьей не теряется: мальчик или девочка понимают, что родители — это его/ее друзья, его/ее надежный тыл;
  • возрастает уровень доверия между членами семьи, родители всегда будут в курсе событий ребенка, тем самым, могут скорректировать ход событий и предупредить негативные последствия различных ситуаций.

Дети такого возраста стараются всячески слиться со своими сверстниками: по внешним параметрам, сфере интересов, манере поведения. Если папа и/или мама пытаются ограничить свободу выбора 9 — 10 летнего чада, то ребёнок такие попытки будет воспринимать в штыки.

Поэтому так важно дать ту свободу, тот глоток независимости и самостоятельности, который позволит ребенку почувствовать себя почти взрослым, он должен дать крылья ему. Элементарно, возложив на ребенка некоторые обязанности по дому (самостоятельная уборка своей комнаты, мытье посуды или своевременный полив цветов), родители получат отдачу.

Ребёнок будет искренне благодарно за такое доверие и всячески постарается оправдать ожидания, так как ему предоставили возможность быть равным в семейном кругу.

Поддержка отца – главное для мальчика 9-10 лет

Есть один немаловажный нюанс: нельзя ставить временные рамки и постоянно напоминать или, что еще хуже, упрекать дитя в несвоевременном или ненадлежащем выполнении своих обязанностей.

Такие замечания могут напрочь отбить желание и понизить самооценку.

В данный отрезок возраста дети большое внимание уделяют своей успеваемости в школе. Они переживают за свою учебу, возрастает конкуренция между учащимися. Младшие классы уже позади, нагрузка увеличивается. Родителям следует уделить особое внимание такому моменту.

Необходимо чаще общаться с учителями, помогать ребенку с уроками. 

Детские шалости в этом возрасте не приносят вреда

И, пожалуй, последний аспект — это особенности воспитательного процесса при неблагоприятных ситуациях, когда чадо шалит.

В предпубертатном возрасте характерны мелкие шалости, которые не приносят существенный вред окружающим. Чаще всего юнцы любят взбираться на заборы, деревья, бегать в парке без передышки.

Даже если пакость произошла (например, хулиганские звонки в двери или что-то иное совершил ребенок), то не стоит ругать ребенка. Пусть даже его воспитание порицают чужие люди. Необходимо поддерживать с ним доверительные отношения.

Лучший выход из ситуации — это дать активный всплеск юнцу через игры, в которых будет задействовано как можно большее количество человек (поиск сокровища в саду, к примеру). Мальчиков лучше всего приобщить к какому-то виду спорта.

Сексуальное воспитание

И пусть родители не думают, что 9 — 10 лет — это еще рано для объяснения чаду нюансов половой жизни. В современное, прогрессивное время технологий и сети Интернет дети получают большинство информации именно оттуда. Родители не могут отследить качество такой информации.

В просторах всемирной паутины много «шлака», искажающего реальность и способного вырастить из здорового ребенка деградирующую особь, у которой практически вовсе воспитание отсутствует. Поэтому лучше нормальным языком поведать своему сыну и/или дочери о том, что такое секс.

В таком возрасте ребёнок адекватно воспримет всю информацию (если ее грамотно подать).

Сексуальное воспитание – задача родителей

Для родителей важно вести разговор в серьезном тоне, не преподнося эту тему в смешном свете.

Мальчик и/или дочь должны четко понимать, что это такое и какие последствия могут наступить при преждевременном начале половой жизни. Сексуальное воспитание на сегодняшний день – это неотъемлемая часть самой программы воспитания в целом. Девочкам необходимо разъяснить, что такое менструации, как себя вести при первом дне. Для мальчиков нужна информация о поллюциях.

Нельзя пускать сексуальное воспитание на самотек – интернет научит лишнему

Культура поведения

9 — 10 лет — это возраст, когда ребёнок еще является податливым и может беспрекословно принять родительские наставления. Не нужно упускать шанс выработать в маленькой личности хорошие манеры, уметь вести себя в обществе. Воспитание, поведение в обществе — это визитная карта персоны.

Неплохо было бы обучить ребенка правилам этикета (за столом, в общественных местах). Мальчиков этому обучить ничуть не сложнее, чем девочек. К этому относится и разъяснения о вреде никотина, алкоголя и наркотических веществ.

Пропагандируя с детства ребенку здоровый образ жизни (а еще лучше — показывать и доказывать это на собственном примере), велика вероятность того, что он и будет его придерживаться.

В 9 — 10 лет дети очень настойчивые и целеустремленные, поэтому, если они внушили себе, что пить и курить плохо — значит, вряд ли они пойдут против своих убеждений в дальнейшем. Ребенок усвоит для себя полезные советы, психология детей этого возраста именно такая.

Хорошие манеры родители должны прививать с детства

Подготовка к быту

В указанном возрасте (9 – 10 лет) дети уже владеют основными навыками обращения с бытовыми приборами, введены в курс дел домашних. Необходимо эту сферу расширять. Особое внимание заслуживают опасные бытовые приборы (газовые плиты, колонки, техника с высоким показателем Ватт).

Правила безопасности в обязательном порядке должны быть изложены ребенку. Так же, нужно разъяснить правила поведения при экстренных ситуациях (куда звонить, какие дальнейшие действия предпринимать).

Так, в отпрыске закладывается база ответственности и чувства долга, тем самым, ребенок становится ответственным и серьезным.

Полезный совет для родителей: психология чада такова, что восприятие требует серьезных разговоров на данную тему в этом возрасте.

В этом возрасте детей надо привлекать к домашним делам

Не нужно уподобляться изложению в виде игры, которое предлагается в книгах. Ребёнок должен понимать всю серьезность и опасность некоторых бытовых предметов.

Проблемные моменты

В препубертатном возрасте у мальчиков и девочек могут возникать определенные критические моменты, которые характерны для детей именно этого возраста. К ним можно отнести:

  • низкую самооценку;
  • застенчивость;
  • чрезмерное подражание кумирам.

Такие проблемы могут превратиться в серьезный массив неразберих. Все три симптома тесно взаимосвязаны. Они говорят о том, что ребенок не верит в себя, не любит себя. Он отказывается от публичных выступлений, с нежеланием идет в школу, не хочет контактировать с окружающими, пребывает в нервозном состоянии. Робость проявляется при встрече с ровесниками, взрослыми.

Досуг в 9-10 лет должен контролироваться родителями

Ребенок отказывается делиться своими мыслями, говорить о том, что беспокоит. В таких ситуациях необходимо внушить малышу доверие и дать ту моральную поддержку, которая так необходима ему.

Мальчик может сомневаться в своих физических способностях и силе, а девчонки могут комплексовать из-за внешности.  Можно поработать над его имиджем, стилем, позаботиться о мелочах внешнего вида, устранить возможные барьеры при общении с окружающими (неприятный запах изо рта, неопрятную одежду).

Любой из родителей должен уметь найти правильный подход и ребёнок снова войдет в нормальное русло жизни.

Совет для родителей: ребенок нуждается в одобрении своих действий, оценке своего внешнего вида, в признании в социуме.

Ему нужна похвала и, в то же время, объективный взгляд на себя. Препубертатный возраст не сложный, по сравнению с пубертатным. Хоть и имеются некоторые нюансы и небольшие сложности, но они вполне решаемы. На данном этапе жизни мальчиков и девочек главной задачей родителей является верное направление отпрыска во взрослую жизнь социума, чтобы тот смог уметь адаптироваться.

Источник: https://detki.guru/psihologiya-rebenka/psihologiya-v-9-10-let.html

Воспитание 10-летнего мальчика, особенности его психофизического развития

Психология детей 9 10 лет

Часто можно услышать разговоры возмущенных дам о том, что современные мужчины безответственные, ленивые и совсем не отличаются мужественностью. Во многом они, конечно, правы.

Но ведь именно женщины чаще всего и воспитывают своих сыновей так, что они вырастают инфальтивными людьми.

Как правильно воспитывать мальчика, чтобы он стал настоящим мужчиной, который способен нести ответственность за свои поступки и близких ему людей? Ответить на этот сложный вопрос попробуем в нашей статье.

Психология развития

Воспитание – сложный процесс, который должен начинаться с рождения и продолжаться всю жизнь. От того, насколько правильным и успешным оно будет в детские и подростковые годы, зависит способность мужчины заниматься саморазвитием в зрелые годы и приобретать ту самую мужественность, которую так хотят видеть женщины.

Если первые годы своей жизни ребенку важно чувствовать безграничную защиту и любовь матери, то по мере взросления пример и авторитет отца должны занимать все более значимое место в жизни мальчика.

В 7 лет у малыша начинается новый, очень важный этап его жизни – начало взросления. Именно этот период станет базой, на которую он будет бессознательно опираться всю жизнь.

Нельзя начинать воспитание сына в 10 лет, и ждать от него хороших результатов. Это бессмысленно. Для того чтобы понять, как правильно воспитывать мальчика этого возраста, необходимо знать особенности его психофизического развития в период с 7 до 11 лет.

Эти сложные годы станут индикаторами отношений в семье, раскроют все ошибки воспитания, совершенные ранее.

Особый возраст

Первые плоды своего воспитания родители начинают пожинать с наступлением десятилетия сына. Именно этот возраст характеризуется особыми изменениями в физиологии и психологии ребенка.

У детей 10 лет начинается бурная перестройка организма, которая сопровождается ростом костной системы и кровеносных сосудов. В то время как сердечные мышцы не всегда успевают за остальными органами.

Начало полового созревание вызывает сильнейшие гормональные изменения, которые являются виновниками ухудшения памяти и внимания, снижения интеллектуальных способностей. Более того, возбудимость нервной системы значительно превышает процессы ее торможения, что выражается в раздражительности и обидчивости, резкости суждений и невозможности контролировать свои эмоции.

Воспитание 10-летнего мальчика не может быть успешным без учета всех этих физических и психических изменений.

Психологические проявления возраста

У ребенка 10 лет явно прослеживаются изменения взаимоотношений в семье. Мальчик всячески пытается демонстрировать свое взросление и собственное мнение по всем вопросам. Особенно это касается взаимоотношений с матерью. Он начинает грубить и пытаться доказать свою правоту.

Пик эмоционального и нестабильного поведения приходится на одиннадцать лет. К этому возрасту при неправильно выстроенной линии поведения семьи возможны депрессивные состояния и погружение в себя, проявление агрессии и полный отказ от сотрудничества.

Все большее влияние на десятилетнего мальчика начинают оказывать сверстники. В окружении ровесников его поведение меняется до неузнаваемости.

Учебная деятельность характеризуется нестабильным характером: непоседливость неожиданно сменяется задумчивостью или чрезмерным усердием.

Несмотря на внешнее агрессивное стремление к самостоятельности, в эти годы мальчики как никогда нуждаются в поддержке со стороны родных. Не получая одобрения близких людей, их тревоги и страхи усиливаются, что приводит к еще большей замкнутости и агрессивности.

Исследования психологов доказали, что у мальчиков 11 лет наблюдается самый низкий уровень самооценки по сравнению с другими возрастными периодами.

Утверждение в коллективе

Если в 7 лет для мальчика главным мотивационным моментом жизни было образование, когда происходила оценка состоятельности по учебным достижениям, то к десятилетнему возрасту ситуация начинает меняться. Мальчику уже неважно, как его оценивает преподаватель: личная значимость самого себя формируется через авторитет среди сверстников. Начинается жесткая конкурентная борьба за лидерство.

Начиная с восьми лет, ребенок приступает к изучению границ дозволенного, с каждым годом изучая их все активнее. Только мальчики исследуют этот вопрос практическими действиями, которые могут закончиться нарушением закона. Социальное развитие детей 8 лет постепенно становится все активнее.

В это время родителям важно анализировать каждое высказывание и заявление сына. Во время бесед следует ненавязчиво интересоваться, с кем дружит мальчик, чем он занимается с друзьями. Приготовьтесь к тому, что взрослеющий мужчина уже не будет делиться всем и сразу.

При этом не стоит успокаивать себя тем, что ваш сын дружит только с «приличными» ребятами. Эти мальчики тоже проверяют границы своих возможностей, экспериментируют и доказывают свое лидерство.

В детском коллективе начинается четкое распределение ролей, причем базируется оно на взаимоотношениях со сверстниками. Как правило, позиция, определенная коллективом в 8 лет, становится незыблемой, и мальчиком достаточно сложно перейти на «другой уровень».

Лидер, помощник, размазня, козел отпущения, заучка – вот примерный перечень базовых позиций, которые распределяются чаще всего подсознательно.

Лидерами и их помощниками становятся мальчики, которые умеют отстоять свою позицию. Причем чаще всего у них это принято делать с помощью кулаков. Если по каким-то причинам ребенок не может постоять за свою «честь», его авторитет среди сверстников резко падает и исправить ситуацию ему будет крайне сложно.

При воспитании детей этого возраста важно учитывать главное противоречие: желание быть таким же, как все, и ярко выделяться среди ровесников. Самоутверждение мальчиков происходит за счет дружбы со старшими детьми, авторитет которых для них незыблемый. Именно поэтому в этом возрасте велика опасность пристрастия к вредным привычкам и нецензурным выражениям.

Требования и контроль

При работе с детьми сейчас очень важно регулировать требования и их подачу. Напомним, что взрослый уже не является авторитетом, поэтому все требования и просьбы воспринимаются как неправильные и ненужные.

Ребенок начинает сам определять для себя жизненные ценности, которые часто могут идти в разрез с родительскими идеалами. Он еще не до конца понимает их смысл и содержание, но начинает их яростно отстаивать, вступая в конфликты, которые взрослым кажутся глупыми и бессмысленными.

Более того, период обучения в среднем звене предусматривает работу разных учителей, каждый из которых имеют свою позицию и требования. Мальчик постепенно переходит «на свою территорию», в которой взрослым остается все меньше места.

Самоутверждение – обязательный элемент взросления. Упрямство и нежелание находиться под контролем взрослых все чаще принимает форму конфликта.

Именно сейчас мальчики выбирают те требования, которым они готовы подчиняться, так как они не нарушают их «суверенитета».

Правильная позиция взрослых позволит им определиться с правильным выбором, ведь от него зависит вся дальнейшая жизненная позиция.

В восемь лет начинают проявляться первые эмоциональные переживания, связанные с противоположным полом. При этом мальчики не умеют правильно выражать свои эмоции. Задача взрослых направить их в правильное русло, объяснив, что проявление подобных чувств естественно и необходимо.

Ни в коем случае нельзя смеяться над чувствами мальчика, особенно в присутствии сверстников! Ведь вы можете подорвать его авторитет, завоевать который вновь ему будет сложно.

Этот период опасен экспериментами. Мальчики демонстрируют свою храбрость, силу и ловкость. Именно поэтому новостные сводки постоянно пополняются сведениями о мальчиках, которые делают селфи на крышах многоэтажек или движущихся поездах. Жестокие драки, которые обязательно должны быть зафиксированы на камеру мобильного телефона, — еще один способ доказать свою смелость.

Родители обязаны в этот период знать как можно больше о своих сыновьях и максимально ненавязчиво контролировать их действия! Иначе демонстрация превосходства может закончиться очень плохо.

Правильное сотрудничество

Как воспитывать мальчика 9 лет, чтобы из него вырос настоящий мужчина?

В первую очередь воспитание мальчика в этот период должно базироваться на сотрудничестве и доверии. Причем на доверии сына к родителям, а не наоборот.

Взрослые должны дать возможность мальчику реализоваться в социуме, научить выделять самые эффективные и правильные способы общения, корректировать занижение самооценки и недостатки. Только с помощью родителей можно избежать личностных противоречий.

Если взрослые не будут принимать активное участие в самоутверждении сыновей, поощрять разумные границы свободы и умение отстаивать свою позицию правильно, это чревато такими последствиями:

  • Ребенок становится агрессивным, выражая так протест против неприятия взрослых;
  • Появляется цинизм и манипулирование человеческими слабостями, причем чаще всего под огонь попадают родители;
  • Лицемерие и слабость станут проявлением самоутверждения через интриги и приспособление к обстоятельствам;
  • Неспособность защитить себя от проявления агрессии более сильных выражается в постоянных поисках покровителей. Таких мальчиков в мужском обществе принято называть «шестерками».

Чтобы избежать таких неправильных проявлений развития, воспитание детей этого возраста должно способствовать удовлетворению двух самых важных потребностей:

  • Необходимость общения со сверстниками. Важно поощрять любое общение с ровесниками вне стен школы;
  • Необходимость в утверждении собственных вкусов и пристрастий. Не мешайте мальчику самостоятельно выбирать игры, друзей или одежду. Ведь формирование собственного мнения и линии поведения возможно только методом проб и ошибок.

Помните! Это не взрослеющие сыновья должны подстраиваться под вашу систему ценностей. Это вы, родители, должны уметь вовремя перестроиться и научиться сотрудничать со своим ребенком. Сложный период взросления не терпит авторитаризма, ему необходимо партнерство.

Важные рекомендации родителям

  • Найдите золотую середину между строгостью и лаской. И то, и другое жизненно необходимо взрослеющим мальчикам;
  • Ребенок должен чувствовать, что родители всегда придут на помощь, поддержат в любой ситуации. Помощь должна заключаться не в наказании обидчика, а в выяснении конфликтной ситуации, с ее полным анализом;
  • Дайте мальчику свободу выбора, только так он сможет вырасти мужчиной, который осознает ответственность за сделанный поступок;
  • Не критикуйте, а подсказывайте;
  • Не позволяйте сыну чувствовать себя униженным: не оскорбляйте его;
  • Любите своего ребенка и обязательно как можно чаще говорите ему об этой любви. Независимо от возраста, сын хочет знать, что родители любят его не за достижения, а за то, что он их сын.

Воспитание ребенка 10-11 лет – сложная задача. Справиться с ней смогут только те родители, которые сумели проявить в этот непростой период максимум уважения и любви к своему взрослеющему сыну.

Источник: https://vospitannie.ru/rebenka/10-let-malchika.html

Особенности психологии ребенка в 9 лет

Психология детей 9 10 лет

Под понятием «возрастные особенности детей 9 лет» скрывается большой объем информации об их физическом и психологическом развитии, которой должны владеть педагоги и родители.

Дети и их внутренний мир изучаются, чтобы обеспечить лучшие условия жизни, правильное развитие, образование ребенка.

Адекватное возрасту психологическое, умственное, физическое развитие — основа, без которой ребенок не превратится в полноценного и счастливого взрослого человека.

Физическое развитие

Для детей 9 лет характерно увеличение роста на 4-6 см в год при среднем приросте веса до 1,5-2 кг в год.

В этом возрасте происходят физиологические изменения: удлиняются конечности, голова становится равна шестой доле от длины тела, причем лоб уже не составляет большую часть лица, как в предыдущие периоды жизни ребенка.

Скелет у ребенка 9 лет быстро растет, осифицируется. До 27% от массы тела составляют мышцы. У детей этого возраста грудная клетка округлая (у взрослого человека она овальная). Из-за особенностей ее конструкции дети дышат поверхностно, быстро.

Для конца детско-подросткового периода характерна беззубая улыбка, периоду полового созревания предшествует появление признаков половой дифференциации: у мальчика и у девочки от 9 лет происходит начальное развитие половых органов.

Развитие тела у ребенка 9 лет:

  • рост: 145 см;
  • вес: 37 кг;
  • замена молочных зубов постоянными;
  • замедление развития головного мозга, улучшаются только нервные мозговые связи;
  • быстрый набор силы после физического истощения;
  • двигательная активность, выполняемая с помощью больших мышц, скоординирована (броски, прыжки), движения малых мышц менее точные (например, письмо дается с трудом).

Показатели развития детей: что должен уметь ребенок 9 лет

Важный фактор развития — психологические особенности детей. Сюда относятся когнитивное, социальное, эмоциональное развитие, определение собственных интересов, приоритетов.

Когнитивное развитие

Подросток девяти лет понимает разницу между разными действиями (постигая их посредством самостоятельной деятельности), способен на логические суждения, определение истинности умозаключений.

Тем не менее, логическое суждение относится только к конкретным вещам, явлениям, которые доступны представлению.

Позже суждения принимаются формально, без необходимости представления содержания в конкретных выражениях.

Особенности когнитивного развития:

  • Речь. На этом этапе развития растет словарный запас девятилетнего ребенка, длина, сложность предложений, совершенствуется использование правил грамматики.
  • Память у ребенка 9 лет стабильна, имеет структуру, к которой добавляется новая информация, используются намеренные стратегии памяти.

Школьное обучение становится более упорядоченным и ответственным, развивается склонность к планированию, познавательному интересу.

Социальное развитие: как воспитывать девочку и мальчика

С началом школьной жизни дети расширяют социальную сферу, признают авторитет родителей, учителей, одноклассников, воспринимают социальные правила поведения.

Развиваются социальные отношения, но дружба со сверстниками основана на общих жизненных условиях (например, когда друг переезжает, отношения заканчиваются). 9-10 лет — это возраст, когда родители должны уделять внимание сложным ситуациям для поддержания ребенка ввиду зависимости последнего от мнения окружающих.

Родители могут заметить «неизвестные» стороны характера своего ребенка: улучшение поведения соответственно известным подростку правилами даже при отсутствии взрослого авторитета (контроль по-прежнему необходим), усвоение моральных стандартов.

К играм как основной деятельности присоединяются обязанности ребенка (домашние задания, помощь по дому), развивается способность длительно осуществлять некомфортную деятельность, не возникающую из непосредственных внутренних потребностей. Если не подключать малыша к повседневной деятельности, время будет упущено, перевоспитать чадо будет сложно.

Повышенная нервозность: что делать?

У детей появляются новые обязанности в школе и дома. Это создает проблемы, поэтому важна поддержка родителей, их помощь и разговоры. Когда дети чувствуют такую опору, то лучше справляются с новыми жизненными требованиями, приспосабливаются к обстановке.

Изменениям подвергаются и творческо-эмоциональные функции. Дети постепенно учатся дисциплине, управлению импульсивностью, приглушают спонтанность. Малыш берет на себя новую роль ученика, признает роль учителя, изучает новые способы поведения, проявляя солидарность, помощь.

Игра, учеба, работа — это 3 действия, выполняемые индивидом на протяжении всей жизни. Это часть культуры человеческого общества, сопровождающая человека с рождения до смерти. Игра сопровождается необходимостью обучения. Начинается подготовка для поступления в старшие классы, строится почва для дальнейшего обучения.

Вместе с тем, для этого времени характерно противоречие между необходимостью и желанием: ученик не хочет учиться, несмотря на важность получения знаний. При существенном доминировании школьных обязанностей ребенок становится неуправляемым.

Решает проблему игра — важный фактор психической гигиены, помогающий справиться с перенапряжением.

Основные аспекты психологического развития:

  • наибольшее изменение психологического развития сопряжено с началом учебы (появлением школьных обязанностей, коллектива сверстников, учителей);
  • предпочтение отдается творческим играм, спорту, чтению;
  • мальчишки мало общаются с девчонками, но интересуются половыми различиями.

Для этого возраста важна семья, потому что:

  • мама помогает сориентироваться в новом мире, у нее и школьника (особенно дочки) существует открытое общение, мама на время становится «лучшей подругой»;
  • отец проявляет себя как авторитет, образец (преимущественно для сыновей), поэтому мальчику 9 лет, растущему без отца, сложнее общаться со сверстниками ввиду отсутствия примера коммуникации.

Воспитательные позиции и ошибки родителей

Каждый подросток иногда предъявляет повышенные требования к родителям. Времени на воспитание у последних становится меньше ввиду необходимости обеспечения семьи. Детская неудовлетворенность проявляется вспыльчивостью и другими неприятными поведенческими особенностями. Истерики у ребенка 9-летнего возраста возникают редко, вместо этого он не слушается, иногда — грубит.

Из-за того, что дочь или сын постоянно капризничает, со стороны родителей наблюдается тенденция к неправильному отношению к воспитанию. Это препятствует правильному развитию, а не облегчает прогресс. Относительно возраста 9 лет психология обращает внимание на ситуации, созданные родителями для мальчиков и для девочек 9 лет, которые чреваты жизненными проблемами.

Чрезмерная опека

Родители нездорово опекают чадо, опасаясь причинить боль, слишком защищают, предотвращают действия, кажущиеся «опасными», ограничивают инициативы, социальный успех. На протяжении дня ребенка «мониторят», не давая самостоятельно принимать решения.

Наибольшую опасность такая опека представляет при воспитании мальчика; советы психолога сводятся к предоставлению большей свободы действий. Постоянная сдержанность впоследствии чревата драматическими симптомами (эпилептическими приступами, астмой, внезапными состояниями слабости, потерей сознания).

В зависимости от темперамента подросток не слушается, высказывает протест, «восстает» против чрезмерной опеки или пассивно подчиняется, теряет инициативность, обретает апатию.

Баловство

Родители обожают дитя, ценят каждый шаг в его развитии. Из-за боязни причинить боль они пытаются «сохранить его для себя», препятствуя росту, эмоциональной независимости.

Родительская защита представлена социальной изоляцией, подчинению детским желаниям, настроению, служению.

При таком воспитании родители вскоре теряют авторитет, не обеспечивают малышу достаточной уверенности, которую он затем мог бы использовать для исправления своих недостатков.

Перфекционизм

Родители хотят, чтобы наследник был во всем первым, добился успеха, независимо от возможностей. Но, если дочке или сыну 9 лет, такие требования неуместны, поскольку не соответствуют их возрасту.

Родители нетерпеливо ожидают результатов своих корректирующих усилий, заставляют действовать ненадлежащим образом, неадекватно конкурировать с другими.

Благодаря постоянной перегрузке подросток нервничает, обзаводится различными защитными установками, становящимися серьезным препятствием для здорового формирования личности.

Проекция

Родители стремятся к тому, чтобы малыш достиг тех ценностей, которые считаются «значимыми», «полезными» для жизни. Внимание концентрируется только на результатах, независимо от методов достижения. Детский режим дня расписан, родители помогают ему во всем, продвигая вперед, «защищая» от неудобств.

Трудности и недостатки чада либо преувеличиваются, либо уменьшаются, в зависимости от того, что полезнее для достижения цели.

Такое воспитание препятствует росту, самодостаточности, чревато последующими неприятными социальными ситуациями, провоцирует развитие недоверия, сопротивления против установленных стандартов.

В заключение

В 9 лет девочки и мальчики спокойно воспринимают новые правила, которые они должны усвоить. Неправильное воспитание ведет к нарушениям в развитии личности, невозможности создавать рабочие привычки, плохому умению сотрудничать. Родители должны помочь детям развивать способности, справляясь с недостатками и развивая достоинства.

Источник: https://nello.ru/vospitanie/vozrast/osobennosti-psihologii-rebenka-v-9-let/

Кризис отрочества: предподростковые бури у детей 9 лет – СОЗНАТЕЛЬНО.РУ

Психология детей 9 10 лет

Наталия Шопен: Какой невероятный оказался этот возраст — 9 лет. Временами мне кажется, что мой невинный и нежный ребенок вдруг на глазах — резко и жестко — превратился в подростка.

Она грубит, обижается, заводится с пол-oборота, утверждает, что никто ее не любит.

Следом — с той же бешеной скоростью — несется обниматься и признаваться в вечной любви, а вечером лежит в кровати и заливается крокодильими слезами: Мама, я не хочу взрослеть! Я хочу, чтобы мне снова было семь.

Раздражение и спор по любому поводу

Она вступает в спор по каждому поводу, легко раздражается, с интересом доводит до белого каления младших сестер, врываясь и разрушая игру, дико хохочет и через пять минут уже рыдает. Ведет себя как всезнающий и всемогущий подросток, а вслед за этим ссориться с 5-летней сестрой из-за куклы, крадет сладости, забывает сказать спокойной ночи и, о боже, таит секреты.

Рудольф Штайнер, основоположник антропософии, описал этот возраст как один из самых глубоких кризисов взросления. Он дал точнейший образ этому времени — “Выход из рая”. Ребенок постепенно и неминуемо приближается к порогу, выходу-из-детства.

Он еще не совсем вышел, но вдруг осознал — тяжелейший факт — свою отдельность. Я это не мама и не папа, и не моя семья, и не мои друзья, и я никто из известных мне людей. Я единственный и я Один. Осознание собственной отдельности, одиночества и — смертности.

Первое в жизни полное погружение.

Нам очень повезло оказаться в вальдорфской школе, где все — и родители и учителя — в курсе того, что происходит с человеком в 9 лет. Раз в неделю в течение прошлого года (моей старшей как раз исполнилось девять) мы собирались, чтобы поделиться наблюдениями, обсудить сложные ситуации и послушать точные и очень простые советы учителя, как с этим всем быть.

Позже я с удивлением обнаружила, что вне антропорсофской среды об этом периоде мало что известно. В российском пространстве особенно. При этом есть немало прекрасных книг на английском, посвященных именно этому периоду.

Кризис девяти лет невероятно глубокий, но при этом один из самых незаметных, очень внутренних.

Этот ребенок уже не орет лежа на полу как трехлетка, который не получил желаемое, и не выкрикивает жесткие слова, хлопая дверью, как подросток. Он еще нежный, очень беззащитный и действует осторожно.

Этот кризис переживается глубоко внутри, в нем много наблюдения и медленного осознавания. Ребенок как бы просыпается в этот мир, мир взрослых, в структуру этой жизни.

Самое мощное осознание — есть я и есть мир. И этот мир это не я

Детское чуство сказочности, волшебности, единения с миром постепенно исчезает. Сквозь пение птиц и зеленые деревья постепенно прступают очертания “взрослого” мира — он структурированный, жесткий, в нем есть добро и зло, и ему нет до меня никакого дела. Я маленький, а он такой огромный. Кто я для этого мира? Кто он для меня? Какая между нами связь? И есть ли она?

В этом возрасте у многих детей возникают необъяснимые страхи — темноты, смерти, того что под кроватью. Если мир отдельный, то у него, возможно, есть много всего, о чем я не знаю. Что там, за этим углом? Мама, ты ведь однажды умрешь? Что делать если будет война или землетрясение? Зачем на свете смерть?

Деда Мороза не существует…

Многие осознают именно в этом возрасте, что Деда Мороза не существует, или что родители далеко не боги, а ведут себя часто странно, или что у подружкиной мамы есть любовник и это некая норма жизни. Процесс зачатия и деторождения у многих получает конкретные образы.

Чудесные защиты мира детства, когда все немножко не по-настоящему, и все в игре и легкости, истончаются. На ребенка бесшумно обрушивается взрослый мир. В котором очень много всего. Слишком много.

Внутренняя работа, об-ра-ботка информации идет постоянно. Внешне кажется, что ничего не происходит, а внутрь нас никто пустить не может, даже если бы и хотел.

Это несоответствие внутреннего и внешнего (я же ребенок, от меня ждут привычных реакций) выливается в резкие перепады настроения, агрессию, обвинения, отказ выполнять обязанности, нежелание помогать, бездействие, раздражительность. Часто все домашние воспринимаются как враги.

Кроме домашних животных, конечно — эти ребята как раз становятся самыми близкими и понимающими друзьями. Буря на пустом месте может произойти в любой момент.

Да, от этого не сбежать, внутри идет мощнейшая работа — ребенок рождается в самого себя. На это требуются силы и время. И то что необходимо — качественное торможение всего, что происходит вокруг.

Не хочет ходить на кружки — не надо, не хочет помогать — можно мягко обойти этот момент и сделать самой. Девятилетнему человеку требуется много свободы  и тишины.

Сидеть и рисовать часами, копаться в какой-то фигне, миллион раз кинуть мяч в корзину, долго идти в полном молчании. Тишина, рутина, скука, минимум внешних раздражителей.

Ребенок познает себя. Но самое главное он познает ответ на вопрос: если я это не ты, то кто я? Любишь ли ты меня, если я — отдельный? Этот вопрос ключевой, и все поступки 9-летнего человека необходимо рассматривать с этой позиции. Любишь ли ты меня, когда я такой? Любишь ли ты меня, когда я знаю о сексе? Когда я своровал? Сделал что-то недоброе? Когда я грублю тебе? А сейчас?

Стоит ли говорить, что ответ должен быть всегда одним и тем же. Этот ответ может даже не быть озвучен, но важно, чтобы он звучал в сердце.

Этот ответ единственное, что позволяет вытащить себя из ситуации и смотреть как бы немножко со стороны, на этого человека, который сейчас тяжело борется с этими ветрянными мельницами, с которыми мы, порой, боремся всю жизнь.

Чтобы он прошел эту борьбу и чтобы эти мысли не парили его дальше — чувство поддержки, приятия, собственной ценности — нужно дать это сейчас, в эти маленькие большие девять лет.

С ним все в порядке, он справляется, он нормально воспитан, мы достаточно хорошие родители, нет, он не растет эгоистом, это просто такой период. Пусть вырыдается, выкричится, выскажет претензии — вечером можно залезть к нему в кровать и мирно поговорить.

Люблю.

P.S. Кстати, не волнуйтесь, к 10-ти годам все нормализуется, и вы получите обратно своего замечательного ребенка. Правда, ненадолго. Лет эдак до 12-ти. Но это уже совсем другая история

Источник: https://soznatelno.ru/krizis-9-let/

Вылечим любую болезнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: