Продуктивное взаимодействие это

Взаимодействие субъектов образовательного процесса

Продуктивное взаимодействие это

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  ..

Школьная работа есть совместная ра­бота многих — учителя и учащихся для их взаимной пользы.

П.Ф. Каптерев. Дидактические очерки. Теория образования

Глава 1. Взаимодействие субъектов образовательного процесса

§ 1. Общая характеристика взаимодействия Взаимодействие как категория

Взаимодействие является одной из базисных философских, онтологических категорий. Это феномен связи, воздействия, пе­рехода, развития разных объектов под влиянием взаимного дей­ствия друг на друга, на другие объекты. Взаимодействие — на­чальная, исходная, родовая категория.

 «Взаимодействие — вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю… взаимодействие является истинной causa finalis (конечной причиной) вещей. Мы не можем пойти даль­ше познания этого взаимодействия именно потому, что поза­ди его нечего больше познавать» (Ф.

Энгельс) [цит. по 111, с. 158]. Любое явление, объект, состояние может быть понято (познано) только в связи и отношении с другими, ибо все в мире взаимо­связано и взаимообусловлено.

Взаимодействие, предполагая дей­ствие друг на друга как минимум двух объектов, в то же время означает, что каждый из них также находится во взаимном действии с другими.

А.Н. Леонтьев, рассматривая в диалектико-материалистическом плане категорию взаимодействия, подчеркивает его специфику в органическом мире, в мире живой материи. «Жизнь есть процесс особого взаимодействия особым образом организо­ванных тел» [111, с. 160].

Чем выше организация «тел», тем слож­нее это взаимодействие.

Во всех формах взаимодействия в нежи­вой природе (классические примеры ветра и скалы, капли воды и камня) или объектов живой и неживой природы (человек — камень, металл) воздействие одного объекта приводит к разру­шению другого.

Объект, испытывающий воздействие, оказыва­ется в пассивной, страдательной позиции. Он может участвовать во взаимодействии только силой своего природного сопротивле­ния (отсюда и специальная наука «сопротивление материа­лов» — «сопромат»), неизбежно разрушаясь, исчезая.

В условиях взаимодействия «тел» живой природы, особенно взаимодействия людей, всегда есть активность обеих сторон, хотя мера ее проявления различна. Эта активность может быть инициальной или реактивной в плане агента действия или, точ­нее, его субъекта, если осуществляется деятельность. Особенно существенна субъектность для социального взаимодействия лю­дей.

С инициальной позиции активность может быть преобразу­ющей или сохраняющей; она может быть созидающей, развива­ющей или разрушающей.

С реактивной позиции, с позиции то­го, на кого оказывается воздействие, может быть выделена ак­тивность принятия или неприятия его, организации ответного воздействия, противостояния нежелательному воздействию или участия в совместном действии.

Здесь важно уточнить понятие направленности, вектора ре­активности. Реактивность означает ответную, вызванную актив­ность, т.е. по отношению к самому действию реактивности его субъект всегда активен.

В то же время по инициативе взаимо­действия один из агентов действия начинает, инициирует его, другой — отвечает на эту инициативу своими действиями. Та­кая ситуация служит основанием неправомерности отождеств­ления только инициирующего агента с субъектом, а реагирую­щего — с объектом.

Они оба активны в тех действиях, деятель­ности, которую осуществляют, они оба — субъекты взаимодей­ствия.

Характеристика взаимодействия

Активность есть основная характеристика взаимодействую­щих сторон в процессе любого взаимодействия живой материи.

Чем сложнее ее организация, тем разнообразнее формы этой ак­тивности. У человека, представляющего собой высшую форму развития живой материи в условиях Земли, активность прояв­ляется на всех уровнях его организации.

Это, во-первых, ин­теллектуальная активность (выдвижение гипотез, формирова­ние стратегий, прием, обработка и оценка поступающей инфор­мации по каналам прямой и обратной связи и т.д., что особен­но явно представлено в общении).

Во-вторых, это моторно-эффекторная активность человека, проявляющаяся в процессе восприятия при построении модели воздействующего на него объекта (процесса, явления). Согласно теории уподобления (А.Н. Леонтьев), было показано (О.В. Овчинникова, Ю.Б.

Гиппенрейтер), что даже на уровне отдельного органа (и в частно­сти, наименее праксичного органа — слуха) осуществляется встреч­ная активность в виде построения образа, уподобляющего воз­действующий эффект. Построение уподобляющей модели (В.П.

Зинченко) при восприятии объекта есть форма активно­сти взаимодействующей стороны, находящейся в реактивной по­зиции. В-третьих, это общеповеденческая активность, проявля­ющаяся во всем многообразии ее (вербальных, невербальных) поведенческих и деятельностных форм. В силу того, что актив­ность характеризует обе стороны взаимодействия, они обе име­ют качество субъектности.

Взаимодействие есть основа и условие установления самых разнообразных связей между объектами, включая причинно-следственные, каузальные.

Оно является основой любой систе­мы, которая, как известно, всегда предполагает связь (в форме взаимодействия) ее элементов, компонентов.

Соответственно си­стемность как представленность взаимодействия объектов во всех их связях и отношениях есть также его характеристика.

Во взаимодействии людей выявляются такие существенные его характеристики, как осознанность и целеположенность. Они определяют и формы этого взаимодействия, например сотрудни­чество (в игре, учении, труде и творчестве как высшей форме тру­да) и общение.

Обе эти формы связаны между собой, проявля­ясь в образовательном процессе. Взаимодействие в форме сотруд­ничества (противоборство, противостояние, конфликт также формы взаимодействия) предполагает и общение как его идеаль­ную форму.

Первое не может быть без второго, тогда как второе может быть без первого, что свидетельствует об их относитель­ной, условной автономии.

Взаимодействие в образовательной системе

Учебное взаимодействие обучающего (педагога) и обучающих­ся (учеников, студентов), общающихся между собой, входит в бо­лее сложную систему взаимодействия в образовательном процес­се, который реализуется внутри образовательной системы.

В этой системе в тесном взаимодействии находятся такие ее подсистемы, как управление (министерство, комитет, отделы образования), администрация (ректорат, директорат), педсовет, кафедры, препо­давательские коллективы, классы, группы. Каждая из них харак­теризуется структурой взаимодействия, определяющей его ситу­ацию, стиль и эффективность.

Учебное взаимодействие проявля­ется в сотрудничестве как форме совместной, направленной на до­стижение общего результата деятельности и общении.

Важно также отметить что образовательная система, напри­мер школьное, особенно дошкольное образование, взаимодейст­вует с системой «семья» (родители, родители родителей) и с си­стемой «общественность».

Все эти связи проецируются в более или менее явной форме на учебно-воспитательный процесс непосред­ственно в классе (в аудитории).

Это выражается в отношении уче­ников к учебе, учителям, школе, что, в свою очередь, есть про­екция системы их ценностей на характер учебной деятельности.

§ 2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса Образовательный процесс как взаимодействие

Образовательный процесс представляет собой многоплано­вое и полиморфное взаимодействие. Это и собственно учебное или, точнее, учебно-педагогическое взаимодействие ученика и учите­ля (студента — преподавателя); это и взаимодействие учеников (студентов) между собой; это и межличностное взаимодействие, которое может по-разному воздействовать на учебно-педагогиче­ское взаимодействие.

Рассмотрим первый план этого взаимодей­ствия по схеме «ученик — учитель». Оно реализовывалось в ис­тории учения в разных формах: индивидуальной работы с Мас­тером, Учителем; классно-урочной работы (со времен Я.А. Коменского); консультирования с учителем при индивидуальной рабо­те ученика; в форме бригадно-лабораторного метода организации обучения в ЗО-е годы в России и т.д.

Однако в любом варианте

каждая из взаимодействующих сторон реализовала свою субъ­ектную активность. В наибольшей мере она могла проявиться у обучающегося по методу сократических бесед, в индивидуальной работе, консультировании.

В настоящее время учебно-педагогическое взаимодействие обретает организационные формы сотрудничества, такие как деловые, ролевые игры, совместно-распределенная деятельность, работа в триадах, группах, тренинг-классах.

При этом сотрудни­чество предполагает прежде всего взаимодействие самих учени­ков (студентов).

В образовательном процессе создается ситуация множественности планов и форм учебного взаимодействия, ус­ложняется и его общая схема.

Субъектно-субъектная схема учебного взаимодействия

Учебное взаимодействие ранее часто описывалось схемой S→O, где S — это активный субъект, инициирующий обучение, передающий знание, формирующий умения, контролирующий и оценивающий их. Ученик рассматривался как объект обуче­ния и воспитания.

Основываясь на такой характеристике взаимо­действия, как активность всех его участников, схему учебного взаимодействия в последние годы трактуют как двухстороннее субъектно-субъектное взаимодействие S1↔S2 где S1 — учитель (пре­подаватель) и S2 — ученик (студент) образуют общий совокуп­ный субъект S∑ характеризующийся общностью цели этого вза­имодействия.

С учетом того, что учитель работает в группе, в классе, члены которых также взаимодействуют между собой, в его педагогическую задачу входит и формирование этого клас­са (группы) как совокупного субъекта, чьи учебные усилия так­же должны быть направлены на достижение общей цели.

Скла­дывающаяся схема учебного взаимодействия, таким образом, пред­ставляет собой многоярусное образование, прочность которого ос­новывается, в частности, на установлении психологического контакта между всеми участниками взаимодействия.

Психологический контакт во взаимодействии

Психологический контакт возникает в результате общности психического состояния людей, вызванной их взаимопонимани­ем и связанной с обоюдной заинтересованностью и доверием Друг к другу взаимодействующих сторон.

Психическое состояние определяется в психологии, вслед за Н.Д.

Левитовым, как целостная характеристика психической деятельности человека в определенный период времени, показывающая своеобразие протекания его психических процессов, предшествующего состо­яния и свойств личности.

Контакт осознается и переживается субъектами как положи­тельный подкрепляющий взаимодействие фактор.

В условиях кон­такта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение.

Други­ми словами, внутренними механизмами контакта являются эмо­циональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, со­действие.

В основе эмоционального сопереживания лежит психическое явление «заражения», механизм которого рассматривается в со­циальной психологии как способ интеграции групповой деятель­ности. Древнее по своему происхождению и многообразное по про­явлению, заражение выступает как форма спонтанного внутрен­него механизма поведения человека (Г.М. Андреева).

Заражение характеризует во многом бессознательную, невольную подвержен­ность индивида определенным психическим состояниям через пе­редачу психического настроя, обладающего большим эмоци­ональным зарядом, через накал чувств и страстей [163; 164, с. 258; 11, с. 175—178].

Эмоциональное сопереживание субъектов учеб­ного взаимодействия является одновременно и фоновым, и основ­ным механизмом контакта.

Следует отметить, что эмоциональное сопереживание как механизм контакта вызывается, в первую оче­редь, личностными особенностями взаимодействующих субъек­тов, значимостью предмета взаимодействия, отношением сторон к этому процессу. Это обеспечивает взаимопонимание и общность, согласованность взаимодействия.

Другой механизм подлинного контакта взаимодействующих сторон представляет собой мыслительное содействие, сомышле­ние, определяемое включенностью обеих сторон в одну и ту же активную деятельность по рассмотрению той или иной проблемы и направленное на решение определенных мыслительных задач. Этот механизм так называемого интеллектуального содействия обус­ловливается совместностью интеллектуальной деятельности субъ­ектов взаимодействия, например учителя и учеников.

Внутренним условием возникновения контакта между взаи­модействующими сторонами является проявление искреннего, подлинного уважения друг к другу, эмпатийность и толерантность. Внешним проявлением контакта является поведение взаимо­действующих субъектов.

Так, для контакта в классе показа­тельны поза внимания, напряженное, несколько направленное вперед положение тела, взгляды и жесты одобрения, рабочая, ре­гулируемая самим учителем тишина, ожидающее, напряженное молчание учеников во время пауз колебания и размышления учи­теля.

Эти и другие показатели описываются специальным раз­делом теории общения — праксемикой.

Контакт — это условие и следствие продуктивного взаимо­действия его субъектов, повышающее эффективность этого про­цесса и его результата. В учебном взаимодействии психологиче­ский контакт определяет возможность естественного, незатруд­ненного общения, наличие которого важно для продуктивного со­трудничества его субъектов.

* * *

Учебное взаимодействие характеризуется активностью, осо­знанностью, целенаправленностью взаимных действий обеих сторон — учеников (ученика) — учителя, выступающих в пози­ции субъектов, где согласованное действие результируется и пред­посылается психическим состоянием контакта.

Вопросы для самопроверки

1. Как аргументируется активность субъекта реактивной стороны взаимодействия?

2. Почему отсутствие контакта разрушает взаимодействие?

3. На основании каких внутренних и внешних показателей учитель может судить об эффективности его взаимодействия с классом?

4. Что предполагает изменение схемы учебного взаимодействия, если вместо схемы S → О реализуется S  О?

Литература

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. Разд. II.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т. 1.

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  ..

Источник: https://sinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_2/018_pedagog_psihologia/015.htm

6 советов для построения эффективного взаимодействия между командами

Продуктивное взаимодействие это

Эффективное взаимодействие команд друг с другом не менее важно, чем это самое взаимодействие внутри каждой отдельной команды. Без слаженной работы разрозненных отделов на единую цель, компания не может функционировать как единый бизнес механизм. Точнее, функционировать может, но вот с какой эффективностью?

Не редки случаи, когда руководство озабочено активным построением связей со своими работниками (вертикальные коммуникации) и в то же время абсолютно упускает из виду проблему взаимоотношений между самими отделами (горизонтальные коммуникации). И это серьёзное упущение. Проекты оказываются в стагнации во многом из-за шаткого и не сбалансированного взаимодействия между отделами, которые заняты над проектом.

Так или иначе, горизонтальной коммуникации избежать нельзя, поэтому единственный способ получить максимальное КПД при межкомандной работе — обязательно добиваться гармоничного взаимодействия всех отделов.

Корень зла

Для начала необходимо выделить ряд причин, на которых лежит вся вина за нарушение, либо и вовсе отсутствие взаимопонимания между рабочими командами.

как выглядит недопонимание

В общих чертах сюда можно включить:

  • нечётко поставленные задачи (руководители часто грешат тем, что желаемые цели обрисовывают расплывчато, как следствие рабочая команда со своей стороны также смутно понимает, к каким конкретно результатам необходимо стремиться);
  • не выстроены бизнес-процессы (у некоторых отделов рабочие схемы изложены на бумаге, у других — передаются устно, у третьих в обиходе и те и другие приёмы, но они интрепретируются на свой лад. Проще говоря, каждый отдел видит уровень своей вовлечённости в проект по-своему и выполняет задачи соответственно);
  • разные этапы выполнения (отдельные команды могут находится на отличных друг от друга этапах текущего проекта. Зачинатели уже заняты задачами, которые не особо понятны, например, тем, кто только приступает к работе);
  • противоречивые цели (у каждого отдела есть свои обособленные цели, которых он стремится достигнуть в процессе коллаборации с другими командами. К примеру, отдел продаж в погоне за новыми клиентами может вести себя более рискованно и отходить от единого командного пути. Их приоритет — прирост новых пользователей. Финансовый же отдел, напротив, более «сдержан» в своих действиях, поскольку на нём лежит ответственное бремя денежных операций. Их приоритет — не потратить больше, чем нужно. В ходе меж командной коллаборации важно учитывать и этот нюанс);

Полезные рекомендации

Горизонтальных коммуникаций не избежать никак, поэтому единственный выход их выстроить — это наладить чёткую работу между отделами. Конечно, проще сказать, чем сделать.

Особенно, в компаниях, где коммуникационные барьеры между отделами растут по мере роста численности самой компании. Читай, чем больше персонала, тем сложнее наладить взаимопонимание между всем и каждым.

Тем не менее, выход есть всегда и вот несколько подсказок, которые помогут этот самый выход найти:

Подсказка 1: сложите паззлы правильно

Проще говоря, нарисуйте общую картину коллаборации. Первый шаг на этому пути — изложить и письменно закрепить способы взаимодействия между командами в ходе ведения проекта.

Примерный план может быть следующий:

  • определить вектор связи, частоту и тип встреч между командами;
  • распределить обязанности внутри всей рабочей команды и закрепить их письменно;
  • в каждой из проектных команд выбрать ответственного за принятие решений;
  • чётко описать и записать все цели проекта;
  • сформулировать ключевые показатели эффективности (KPI);
  • провести согласование технических и коммерческих задач, что бы рабочая команда двигалась единым курсом;

Показатели дисциплины и слаженность работы в целом ощутимо повышаются, в случае чёткого распределения обязанностей. Если каждый член рабочей группы точно знает, кто за что отвечает (документация, техническая поддержка, юридические вопросы и т.д.), то любые ситуации решаются быстрее — каждый знает к какому специалисту конкретно обратиться.

Подсказка 2: будьте гибкими

Кроме чётко определённого плана, очень важно обладать и гибкостью, которая позволит решать трудные ситуации и адаптироваться к изменениям по ходу развития проекта. Если хотя бы у одного отдела возникают сложности, вся команда проекта должна прийти на помощь — чем скорее устранить препятствие, тем быстрее возобновиться работа.

Подсказка 3: следите за всем

Визуальный менеджмент (чарты, таблицы, формы и т.д.) и регулярные «дейлики» (планёрки) — это обязательный мастхэв при работе общей команды. Эти два простых инструмента помогут вам объединить разрозненные команды в одну целостную рабочую группу и получить:

  • непрерывность взаимодействия. Каждодневные (еженедельные) планёрки помогают всем членам команды оставаться в курсе всех самых последних новостей проекта (взлётов и падений), делиться актуальной рабочей информацией и сразу узнавать о любых изменениях, если таковые происходят. В ходе таких собраний, коммуницируя с коллегами, члены разных команд сильнее ощущают себя частью одного общего проекта и осознают свою личную ответственность.
  • критические метрики. Визуализация главного плана, рабочие схемы и графики и т.д. — это всё помогает проводить аналитику и определять показатели эффективности. Графическое отображения проекта помогает всем членам разрозненных команд ощущать себя в одной лодке — каждый отдел наглядно может увидеть свой вклад в проект и прогресс всего проекта в целом.

Подсказка 4: определите лидера

Слабое лидерство — это одна из проблем в налаживании эффективной коллаборации.

Движимые амбициями или чувством личной неприязни сотрудники часто ввязываются в междоусобные конфликты и каждый пытается перетягивать одеяло на себя (в больших организациях, это наиболее ощутимо, поскольку начальство часто многое упускает из виду).

С другой стороны, некоторые сотрудники просто не хотят тяготить вышестоящее руководство лишними пустяковыми (как им кажется) обращениями и пытаются решать проблемы сами как могут.

Так или иначе — формальные лидеры оторваны от коллектива, и их сотрудники «гуляют сами по себе» (в независимости от причин). Такое положение вещей крайне деструктивно и в любом проекте обязательно заполнить лидирующую позицию, что бы авторитетно решать личностные конфликты и устранять любые рабочие недопонимания.

Подсказка 5: связаться со всеми

В наше время совершенно необязательно находится в офисе, что бы плодотворно работать на благо общего проекта. На удалённую работу специалиста можно нанять не просто из другого города, а даже с другого континента. Однако, что бы коллеги «извне» держали руку на пульсе текущих проектов, достаточно лишь:

  • использовать средства связи в режиме оналйн (и реального времени — вэб-камеры и приложения);
  • определить конкретное время интерактивных встреч (взяв во внимание, например, разные часовые пояса);
  • установить программы и сервисы для совместной работы, где каждый член команды независимо от своего местоположения самостоятельно может ознакомиться с ходом рабочего процесса, проверять свои таски, уведомлять об их выполнении и т.д.

Эти простейшие меры помогут взаимодействие между отделами сделать бесперебойным. Физическое отсутствие сотрудника больше не проблема — команда работает слаженно даже в удалённом режиме.

Подсказка 6: отдыхайте с пользой

Повысить эффективность взаимодействия между командами помогает тимбилдинг. Люди, которые находят общий язык вне рабочего времени, хорошие отношения сохраняют и в ходе работы.

Каждая компания, а уж тем более та, где насчитывается не один отдел, обязательно должна организовать:

  • Общие спортивные мероприятия;
  • Пикники, туризм и прочие общеофисные праздники;
  • Тренинги и обучающие курсы для персонала;
  • Социальную сеть внутри компании, где сотрудники могут общаться на рабочие и не только темы.

Гармоничное взаимодействие сотрудников начинается из личных приязненных отношений. Тот, кто работает в коллективе друзей, работает в два раза эффективней.

фото с тимбилдинга ntile. зеленые — маркетологи, красные — разработчики :)

Если разные отделы в текущий период не заняты над общими проектами, то всё равно необходимо поощрять их совместные походы, например, на кофе-брейки. Такие приемы позволяют людям знакомиться ближе, делиться общими интересами, а в последующем и эффективней работать в общей группе.

Финальная ремарка

Наша команда приобрела этот опыт в ходе работы над новым направлением развития. Именно слаженная работа разных отделов и разных людей между собой привела к тому, что продукт вышел в публичную бету в достаточно короткие сроки, не было сделано лишних действий и теперь мы направлены на его развитие и поддержание.

Кратко резюмировать всё вышеизложенное можно в следующем виде:

  • определите ключевые показатели для успешности проекта;
  • сформулируйте показатели эффективности;
  • обозначьте векторы межкомандного взаимодействия;
  • создайте список управленческих инструментов;
  • уделите внимание визуальному менеджменту проекта;
  • отслеживайте прогресс по критическим показателям с плановой периодичностью;
  • принимайте руководящие меры (корректировка, решение конфликтов, форс-мажоры и т.д.);
  • адаптируйтесь к функциональным изменениям;
  • развивайте вне рабочие связи, общаясь внутри команд и между ними.

Идеально слаженное взаимодействие между командами не достигается в мгновение ока. Это поступательный процесс, требующий экспертной организации для достижения максимальных результатов. Делитесь информацией, находитесь в постоянном контакте с коллегами и не бойтесь никаких препятствий на пути.

Общими усилиями к наилучшим результатам!

В избр. Сохранено

Источник: https://spark.ru/startup/ntile-app/blog/56928/6-sovetov-dlya-postroeniya-effektivnogo-vzaimodejstviya-mezhdu-komandami

Вылечим любую болезнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: