Природа и механизмы психических явлений

Механизмы психики человека

Природа и механизмы психических явлений

Человека можно сравнить с часами, у которых внутри находятся различные пружинки, винтики, шестеренки. Они цепляются друг за друга и работают вместе как единое целое. Так же и люди, живут в нефизическом мире, т.е. мире мыслей. В этом мире находятся чувства, ощущения, расчеты, рационализаторские идеи.

Любое действие человека исходит из замысла, поэтому нефизический мир всегда проявляется в физическом мире, например, сначала появляется идея конструктора, а потом её физическая реализация. Отсюда последовательность будет всегда одинакова: мысль, действие, результат. Человек является следствием своих мыслей и действий – это ключевая модель.

Люди все разные: одни не знают, куда себя деть, другие хватаются за любое дело, третьи просто топчутся на месте. Какой двигатель заставляет человека двигаться к цели и получать результат? Этим двигателем с точки зрения системно-векторного анализа является желание человека. Реализованное желание наполняет его счастьем, не реализованное – делает человека угрюмым, злобным, неприятным.

  • Курсовая работа 400 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

Структура психики

Нервная система человека имеет свою структурную организацию, в которой выделяется центральная нервная система (ЦНС), включающая в себя спинной и головной мозг, и периферическая нервная система.

Высшим отделом ЦНС является головной мозг, состоящий из мозгового ствола, большого мозга и мозжечка. В свою очередь, большой мозг состоит из двух полушарий, покрытых снаружи серым веществом – корой. Кора – важнейшая часть головного мозга, она представляет собой материальный субстрат высшей психической деятельности и является регулятором всех жизненных функций организма.

Для того чтобы осуществить любой вид психической деятельности, необходимы определенные функции мозга. А.Р. Лурия определяет три таких функциональных блока:

  1. Блок активации и тонуса. Это ретикулярная формация, которая представлена сетевым образованием в стволовых отделах мозга. Она регулирует уровень активности коры. Полноценная деятельность человека возможна тогда, когда он находится в активном состоянии. Успешно воспринимать информацию, планировать свое поведение и осуществлять программу действий человек может только в условиях оптимального бодрствования;
  2. Блок приема, переработки и хранения информации. К этому блоку относятся задние отделы больших полушарий. Информация от зрительного анализатора поступает в затылочные зоны – это зрительная кора. Слуховая информация перерабатывается в височных отделах – слуховая кора. С общей чувствительностью и осязанием связаны теменные отделы коры.
  3. В блоке выделяются корковые поля трех типов:

  • Первичные поля принимают и перерабатывают импульсы, идущие от периферийных отделов;
  • Вторичные поля занимаются аналитической переработкой информации;
  • Третичные поля осуществляют аналитико-синтетическую обработку информации, идущую от разных анализаторов. Этот уровень обеспечивает самые сложные формы психической деятельности.
  • Блок программирования, регуляции и контроля. Его место в лобных долях мозга, где осуществляется постановка целей, формируется программа собственной активности и идет контроль над протеканием и успешностью выполнения.
  • Таким образом, осуществление любой психической деятельности человека является результатом совместной работы всех трех функциональных блоков мозга.Несмотря на то, что мозг в целом участвует в осуществлении любой психической деятельности, тем не менее, разные его полушария выполняют различную дифференцированную роль.

    Клинические исследования показали, что правое и левое полушария различаются в стратегии переработки информации. Правое полушарие воспринимает предметы и явления целостными, что лежит в основе творческого мышления. Левое полушарие занимается рациональной и последовательной обработкой информации.

    Изучение мозговых механизмов не приводит к однозначному пониманию природы психического.

    Задача раскрытия сущности психического объективными физиологическими методами исследования была поставлена русским физиологом И.П. Павловым. Единицами поведения, считает ученый, являются безусловные рефлексы. Это реакция на строго определенные раздражители из внешней среды. И условные рефлексы как реакции на первоначальный безразличный раздражитель.

    В решение проблем нейрофизиологических механизмов психики большой вклад внесли работы отечественных ученых Н.А. Бернштейна и П.К. Анохина.

    Понятие механизма психики

    С.Д. Максименко считает, что механизмы психики есть орудие, приспособление, т.е. совокупность инструментов. Благодаря этому органы и системы человека объединяются в целостность для сбора, обработки информации или выполнения работы.

    Механизм функционирования психики человека включает:

    • Отражение. Психическое отражение – это регулятор деятельности человека, с которым связана сложная обработка информации. Оно не является пассивным копированием мира, а сопряжено с поиском, выбором. Отражение всегда принадлежит субъекту, вне которого не может существовать, и зависит от субъективных особенностей. Это активное отражение мира связано с какой-то необходимостью, потребностью. Отражение имеет активный характер, т.к. предполагает поиск способов действий, адекватных условиям среды. Психическое отражение в процессе деятельности постоянно углубляется, совершенствуется и развивается;
    • Проектирование. Основной его функцией является упорядочивание и гармонизация содержания отражения в соответствии с целями действий и деятельности человека. Сам процесс проектирования представляет собой совокупность и последовательность умственных и психомоторных действий. Результатом являются созданные образы, знаковые системы, схемы и др. Благодаря процессу проектирования человек имеет возможность конструировать, создавать предметы и явления из известных и осознаваемых элементов;
    • Опознание (опредмечивание). Оно является элементом сознательной и целесообразной деятельности человека, имеющей три основные формы:
    1. Материальная форма. Она выражается в физической работе, труде в процессекоторого человек воплощается в предметах и явлениях, преобразуя их;
    2. Психическая форма. Конструктивными элементами любого производства являются умственные операции и переживания, подбор ценностей, интерпретация содержания отражения.
    3. Человек творит самого себя – развивает душевные и духовные качества, устраняет имеющиеся формы отчуждения. По-разному реагируя на свои внутренние трудности, люди пытаются защитить свою психику от болезненных напряжений. В этом им помогают защитные механизмы психики.

    Защитные механизмы психики

    Определение

    Термин был введен в 1894 г. З. Фрейдом в работе «Защитные нейропсихозы». Это система регуляторных механизмов, задача которых свести до минимума или устранить негативные переживания и сохранить стабильность самооценки личности, её образа – «Я» и образа мира. Достичь это можно путем устранения негативного источника из сознания или предупреждением возникновения конфликтной ситуации.

    Виды защитных механизмов

    • Примитивная изоляция или уход в другое состояние. Люди автоматически изолируют себя от социальных или межличностных ситуаций. Её разновидностью является склонность к использованию химических веществ. Изоляция выключает человека из активного участия в решении межличностных проблем. Как защитная стратегия она позволяет психологическое бегство от реальности. Полагающийся на изоляцию человек успокоение находит в удалении от мира;
    • Отрицание. Это попытка человека нежелательные для себя события принимать за реальность. В таких случаях наблюдается попытка как бы «пропустить» в своих воспоминаниях пережитые неприятные события, заменив их вымыслом. Человек действует так, как будто болезненные для него реальности не существуют. Неприятие и критика игнорируются, а новые люди рассматриваются как потенциальные поклонники. Самооценка у таких людей, обычно, завышена;
    • Контроль. Источником удовольствия для некоторых людей с преобладанием всемогущественного контроля основным занятием будет «перешагивание через других». Такие люди встречаются там, где необходимы хитрость, возбуждение, опасность и готовность подчинить все интересы одной цели – проявить свое влияние;
    • Примитивная идеализация (обесценивание). Люди склонны к идеализации, И имеют остатки потребности приписывать особые достоинства и власть людям, от которых эмоционально зависимы. Путь идеализации приводит к разочарованию, потому что в жизни человека нет ничего совершенного. Большая идеализация приводит к большим разочарованиям.

    Таким образом, были рассмотрены общие защитные механизмы первой группы. Специалисты же выделяют более 20 видов защитных механизмов, которые подразделяются на примитивные защиты и вторичные защитные механизмы, относящиеся к высшему порядку.

    Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/sistema_psihologicheskih_nauk/mehanizmy_psihiki_cheloveka/

    Психические процессы: виды и краткая характеристика

    Природа и механизмы психических явлений

    Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир. Это настолько сложный феномен и о нем так мало известно, что существует достаточно много определений и трактовок этого явления.

    Развитие психических процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с окружающим миром: особенные свойства нашей планеты, переход от зимы к лету, изменение силы тяжести и многое другое – выдвигают человеку определенные требования. Поэтому психика выступает в качестве регулятора поведения организма.

    Функции психических процессов целиком и полностью зависят от вида. Все психические процессы можно разделить на три вида:

    Познавательные:

    • восприятие;
    • память;
    • мышление;
    • ощущение;
    • воображение;
    • представление;
    • речь;
    • внимание.

    Эмоциональные:

    • чувства;
    • эмоции;
    • стресс;
    • аффекты.

    Волевые:

    • воля;
    • постановка цели;
    • принятие решения.

    Также существует неотделимая взаимосвязь психических процессов, которая выражается, например, в том, что память невозможна без внимания, восприятие невозможно без памяти и так далее.

    Поэтому если вы хотите улучшать деятельность своих психических процессов, достаточно будет заниматься развитием нескольких из них. К примеру, памяти, воображения, эмоций и воли. Впрочем, ваш список может принципиально отличаться.

    Во всяком случае вас не должно удивлять, что, развивая свое внимание, тут же «подтягиваются» и все остальные процессы.

    Методы изучения

    В области психиатрии и когнитивистики для изучения процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций используются следующие методы:

    • Опознание фигур на ощупь и манипуляция с ними тактильно (доска Сегена).
    • Зрительное опознавание реальных, зашумленных, контурных и расфокусированных изображений (проба Поппельрейтера).
    • Восприятие объектов, требующих зрительно-пространственной переработки (контурная географическая карта, схематические часы).
    • Узнавание знакомых портретов известных лиц.
    • Восприятие на слух и оценка ритмических структур.
    • Выявление нарушений памяти (методика «Пиктограмма»).

    Следует сказать, что выявить нарушение психического процесса можно лишь с помощью нескольких методик, то есть диагностировать проблемы нужно в комплексе.

    Наибольшее количество методик исследуют мышление. Самая известная – «Классификация предметов», где представляется возможность изучить различные аспекты мыслительного процесса. Также известны: понимание переносного смысла метафор и пословиц, решение арифметических задач разной степени сложности, сравнение и определение понятий.

    Теперь поговорим отдельно о протекании психических процессов и состояний, их характеристике, свойствах и функциях.

    Психические познавательные процессы

    Рассмотрим каждый процесс отдельно.

    1

    Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

    Оно протекает в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами: в первую очередь с ощущениями, которые при помощи сенсоров собирают информацию из внешнего мира, во вторую – с памятью, волей и вниманием.

    Восприятие – это интерпретация того, что собрали наши сенсоры.

    К свойствам восприятия относятся:

    • Структурность: предмет воспринимается сознанием в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
    • Предметность: объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
    • Константность: постоянство восприятия одного и того же объекта.
    • Апперцептивность: на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
    • Избирательность: преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (восприятие здесь тесно работает с вниманием).

    2

    Память – это комплекс познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память тесно связана с мышлением, восприятием и ощущениями.

    функция памяти состоит в том, чтобы хранить информацию, которую затем человек может использовать для тех или иных целей. Без нее у нас бы не существовало личности.

    К свойствам памяти относятся: объем, точность, скорость процессов запоминания и забывания.

    Существуют различные типологии памяти:

    • По содержанию: пространственная, социальная, эмоциональная, эйдетическая, сенсорная, словесно-логическая, образная.
    • По сенсорной модальности: моторная, зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная, эйдетическая, болевая.
    • По времени хранения: долговременная, кратковременная, ультракратковременная.
    • По организации запоминания: декларативная и процедурная.
    • По наличию цели: произвольная и непроизвольная.

    3

    Мышление – это процесс моделирования закономерностей окружающего мира, высший этап обработки информации человеком. Можно сказать, что это окончательный психический процесс, который руководит личностью.

    При помощи мышления человек может полностью менять свое восприятие, воображение, внимание, волю и даже ощущения. Высшая степень человеческого познания.

    Основные характеристики мышления:

    1. Опосредованное познание объективной реальности: даже на основе непрямой информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений.
    2. Обобщение отражения действительности: переход от отдельных предметов к общему.

    4

    Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внешних или внутренних стимулов при участии нервной системы.

    Канонически, существует пять видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.

    Свойства ощущений:

    • Интенсивность: количественная характеристика ощущений.
    • Модальность: качественная характеристика ощущений.
    • Длительность: временная характеристика ощущений.
    • Локализация: пространственная характеристика ощущений, информация о месте нахождения раздражителя в пространстве.

    5

    Воображение – умение человека создавать в сознании образы, идеи и представления, а также манипулировать ними. Функции воображения состоят в том, чтобы представить в голове образец будущего результата деятельности в планировании, поиске стратегии для решения задач.

    Свойства воображения:

    • Мечта: эмоциональный образ желаемого будущего, который характеризуется слабым знанием того, как его воплотить в реальность.
    • Творчество: создание новых духовных и материальных ценностей.
    • Агглютинация: создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов.
    • Галлюцинация: нереальные образы, которые возникают у человека во время болезни.
    • Акцентирование: создание новых образов путем выделения и подчеркивания тех или иных черт.

    6

    Представление – это образ явления или предмета, которые здесь и сейчас человек не воспринимает. Отличается от воображения тем, что человек пытается просто вспомнить образ, а не придумать нечто новое.

    Функции представления зависят от рода деятельности человека: художникам требуется вспомнить нужный образ, музыкантам – нужную мелодию или звук. Воображение помогает решать сложные и образные задачи, в том числе творческие.

    Свойства представления:

    • Фрагментарность. Чем более привлекателен объект был для человека, тем с большим количеством деталей он может его представить.
    • Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме.
    • Обобщенность. Образ объекта обладает определенной информационной емкостью.
    • Неустойчивость. Образ можно удерживать лишь в течение некоторого количества времени.

    7

    Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Неотъемлемо связана с мышлением и представлением.

    Она помогает доносить нам важную информацию, а также передавать общественно-исторический опыт.

    Свойства речи:

    • Понятность. Синтаксически правильное построение предложений, умение правильно поставить паузу или логическое ударение на нужное слово.
    • Содержательность. Процентное соотношение выраженных ценных слов по отношению к тем, что не представляют ценности (так называемая «вода»).
    • Действенность. Влияние речи на мысли, волю и чувства других людей.
    • Выразительность. Эмоциональная насыщенность, богатство и разнообразие языковых средств.

    8

    Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Очень тесно связана с памятью (некоторые когнитивисты считают, что это и вовсе одно и то же), а также волей.

    При помощи воли человек может изменить свое отношение к предмету и обратить на него сознательное внимание, то есть выделить его из остальных. Внимание помогает человеку успешно ориентироваться в окружающем мире.

    Под свойствами внимания следует иметь в виду: объем, направленность, сосредоточенность, распределенность, интенсивность, переключаемость и устойчивость.

    Психические эмоциональные процессы

    Рассмотрим каждый процесс отдельно.

    1

    Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

    Свойства чувств:

    • отражение различных аспектов, особенностей значения вызывающих их объектов.
    • Стеничность: стенические чувства мобилизуют силы человека, побуждают его к активной деятельности (ненависть, любовь). Астенические парализуют и расслабляют (презрение и страх).
    • Интенсивность: сила чувств.
    • Валентность: приятные, неприятные и амбивалентные чувства.

    2

    Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

    Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

    3

    Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

    Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

    4

    Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

    Психические волевые процессы

    Рассмотрим каждый процесс отдельно.

    1

    Постановка цели – процесс выбора одной или нескольких целей. Тесно связана с усилием воли и эмоциями.

    2

    Воля – умение человека принимать решение на основе мыслительного процесса и направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.

    Как следует из определения, воля тесно связана с мышлением и принятием решений. Но, помимо этого, без нее невозможно осознанное внимание и развитая память.

    3

    Принятие решений – это психический процесс, который характеризуется применением силы воли для постановки цели и твердого намерения ее достичь.

    Развитие психических процессов

    Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.

    С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:

    • Поставьте на стол несколько игрушек. Ребенок должен запомнить их расположение и наличие. Потом он закрывает глаза, а вы убираете или перемещаете одну из них. Он должен сказать, что изменилось.
    • Когда ребенок освоил это упражнение, усложните его. Уберите 2 или 3 игрушки.
    • Для развития мышления подойдет следующая игра: положите перед ребенком четыре картинки, где три из них относятся к определенной теме. Ребенок должен угадать, какая лишняя.
    • Во время похода в магазин дайте ребенку перечень продуктов (для начала 3-4) для запоминания. В магазине он должен их вспомнить (тренируется долговременная память).

    Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:

    • Находить 10 отличий между предметами.
    • Выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут.
    • Копировать в точности движение или узор.
    • Самостоятельно выполнять задания по предложенному образцу.
    • Уметь находить одинаковые предметы.
    • Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
    • Выстраивать логический ряд из определенной группы предметов.
    • Повторять дословно предложения, состоящие из 7-8 слов.

    Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и улучшать. По сути, мышление можно и даже нужно развивать всю жизнь. Поэтому в заключение статьи предлагаем вам пройти на выбор один из наших курсов (или все):

    Также обязательно потренируйтесь, решая задачи из нашей рубрики «Игры, задачи и развлечения».

    Желаем вам удачи!

    Источник: https://4brain.ru/blog/mental-processes/

    Психические явления и механизмы. Их свойства и классификация | Горизонты

    Природа и механизмы психических явлений

    Следует различать психические явления и механизмы.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Под Психическими Явлениями понимают разного рода особенности поведения и психической жизни человека, доступные для непосредственного наблюдения.

    В психологию термин «явление» пришел из философии, где он обычно обозначает все чувственно воспринимаемое (т.е. — через ощущения).

    Например, молния или дым это явления, потому что мы можем их непосредственно наблюдать, а химические и физические процессы, стоящие за этими явлениями, сами не есть явления, потому что их можно распознать лишь через призму аналитического аппарата.

    Так же и в психологии. То, что может быть распознано любым неквалифицированным наблюдателем, например память или характер, относят к психическим явлениям.

    Остальное, сокрытое, считается Психическими Механизмами. Например, это может быть особенности работы памяти или механизмы психологической защиты.

    Конечно, грань между явлениями и механизмами достаточно зыбкая. Однако термин «психические явления» необходим для обозначения того круга первичной информации, что мы получаем о поведении и психической жизни.

    Психические явления можно разделить на объективные и субъективные.

         Объективные психические явления доступны внешнему наблюдателю (например характер или многие психические состояния).

         Субъективныепсихические явления доступны только внутреннему наблюдателю (то есть самому их обладателю — речь идет об интроспекции). К субъективным явлениям можно отнести суждения, идеалы или ценности. Доступ стороннего наблюдателя к этой сфере весьма ограничен.

    Разумеется, есть явления, которые можно отнести и к субъективным, и к объективным. Например, это эмоции. С одной стороны, эмоции прекрасно «читаются» сторонними наблюдателями. С другой стороны, только сам обладатель эмоции может прочувствовать ее до конца, и при внешней схожести эмоции могут сильно различаться.

    Тем более, что человек, часто прячет свои эмоции под маской этикета .

    В классической отечественной психологии психические явления делятся на три класса:

    1. Психические процессы (память, внимание, восприятие и др.),
    2. Психические состояния (усталость, возбужденность, фрустрация, стресс и др.),
    3. Психические свойства (черты характера, темперамент, направленность, ценности и др.).

    Ниже каждый класс расшифровывается и сопровождается примерами

    Психические процесс

    это компонент целостной психической деятельности, имеющий свой предмет отражения и конкретную регуляционную функцию. Память, например, в качестве предмета отражения имеет некоторые сведения, которые необходимо сохранить во времени, а затем воспроизвести. Ее регуляционная функция — обеспечивать влияние прошлого опыта на текущую деятельность.

    Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведе­ния человека. Они имеют определенное начало, течение и ко­нец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса.

    На основе психических процессов формируются опреде­ленные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков.
    Для удобства иногда психические процессы делят на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) и регуляционные (эмоциональные и волевые).

    Первые обеспечивают познание действительности, вторые регулируют поведение. На самом деле у любого психического процесса есть «вход» и «выход», то есть имеется и прием информации и некоторое воздействие. Но в этом и есть суть психических явлений — не всегда они являются тем, чем кажутся.

    Вообще из всех явлений психические процессы, пожалуй, наиболее загадочны для понимания. Взять, например, память. Мы точно знаем, когда что-то учим, когда повторяем, когда припоминаем. Мы обладаем способностью «напрягать» память.

    Однако в разного рода нейрофизиологических исследованиях так и не было найдено даже следов памяти как самостоятельного и целостного процесса. Оказывается, функции памяти сильно размыты по всей высшей нервной деятельности.

    Другой характерный пример — эмоции. Каждый человек переживал эмоции, но большинство затрудняется с определением для этого психического явления. В психологии эмоция обычно трактуется как довольно кратковременное субъективное отношение, реакция человека на то или иное событие, явление, объект.

    На эту эмоцию, в частности, накладывает отпечаток ценности, характер и иные свойства личности. Не очень квалифицированные наблюдатели обычно склонны судить об эмоции либо как о волнении-причине последующего поведения, либо как о волнении-реакции на событие.

    В любом случае эмоция рассматривается как нечто весьма цельное, потому что она нам кажется такой: цельной, неделимой. На самом деле эмоция — психический процесс с довольно сложным механизмом. Самое прямое воздействие на эмоцию оказывают инстинкты человека — врожденные склонности действовать так, а не иначе.

    За смехом, печалью, удивлением, радостью — всюду стоят инстинкты. Помимо этого в любой эмоции можно найти борьбу — столкновение разных инстинктивных тенденций между собой, а также с ценностной сферой личности, его жизненным опытом. Если такой борьбы нет, то эмоция быстро затухает: переходит в действие или просто исчезает.

    И, действительно, в эмоции просматривается не только мотивация к какому-то действию (или бездействию), но и результат действия (бездействия). Если человек успешно совершил действие — его поведение подкрепляется, почти в буквальном смысле «цементируется», — с тем, чтобы в дальнейшем он продолжал действовать в том же духе.

    Субъективно это воспринимается как удовольствие. Важно понимать, что нам не дается «конфетка» — «цементирование» нашего поведения мы воспринимаем как «конфетку».

    Психическое состояние

    это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Как минимум, на протяжении суток мы бываем в двух разных психических состояниях сознания: сна и бодрствования. Первое состояние отличается от второго довольно сильно суженным спектром приема, поскольку органы чувств находятся в дремлющем режиме.

    Нельзя говорить, что в состоянии сна человек полностью бессознателен или совсем лишен ощущений. Во сне нам даны ощущения, но они сильно приторможены. Тем не менее сильный звук или яркий свет нас легко будит.
    Один из самых важных параметров психического состояния — общий функциональный уровень психической активности. На этот уровень влияет много факторов.

    Например, это может быть условия и продолжительность деятельности, уровень мотивации, здоровье, физическая крепость и даже черты характера. Трудолюбивый человек способен значительно дольше сохранять высокий уровень активности.
    Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

    Все психические состояния можно подразделить на четыре категории:

    1. мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти);
    2. эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, стресс, аффект, фрустрация);
    3. волевые (инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости);
    4. состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

    Сложность в наблюдении и понимании психических состояний заключается в том, что одно психическое состояние может рассматриваться как наложение нескольких состояний (например усталость и возбуждение, стресс и раздражительность).

    Если считать, что человек в одно и то же время может переживать лишь одно психическое состояние, то тогда следует признать, что многие психические состояния даже не имеют своего названия. В некоторых случаях можно дать такие обозначения, как «раздражительная усталость» или «веселая настойчивость».

    Однако нельзя сказать «целеустремленная усталость» или «веселый стресс». Методологически корректным будет судить не о том, что одно состояние распадается на несколько других состояний, а о том, что одно большое состояние имеет такие-то параметры.

    Психическое свойство личности — это такое ее проявление (черта характера), которые позволяет дифференцировать поведение одного человека от поведения другого на длительном промежутке времени.

    Если мы говорим, что такой-то человек любит истину, то считаем тем самым, что он очень редко обманывает, в самых разных ситуациях он пробует докопаться до правды. Если говорим, что человек любит свободу — предполагаем, что он очень не любит ограничения своих прав. И так далее.

    Основная суть психических свойств как явлений состоит в их дифференцирующей силе. Нет смысла выдвигать такого рода психические свойства как «обладающий памятью» или «похожий на ручеек».
    Следует заметить, что список психических явлений не ограничивается процессами, состояниями и свойствами. Есть, как минимум, еще социальные отношения в обществе или межличностные отношения в группе — тоже психическое явление, но не сводимое к свойствам или другим явлениям.

    См. подробнее:

    Маклаков А. Общая психология. Электронная библиотека, В чем состоит сущность психических состояний? 

    Предмет общей психологии. Психические явления. Психические процессы, психические свойства, психические состояния

    Природа и механизмы психических явлений

    Общая психология — это область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.

    • Психические процессы
    • Психические свойства
    • Психические состояния

    Этот раздел изучается с 1 курса психологического факультета, так как знания, полученные по данному предмету, являются основой для изучения дальнейшего материала по всем разделам психологии. Результаты исследований в области общей психологии также являются базой для развития всех отраслей и разделов психологической науки.

    Общая психология изучает познавательные процессы, закономерности и свойства психики, проявления различных психических явлений, разнообразные теории и концепции выдающихся психологов, формирует понятия и термины.

    Предметом общей психологии являются психические явления, т.е. психические процессы, психические свойства, психические состояния.

    Психические явления – это общепсихологическая категория, которая включает в себя разнообразные проявления психики, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

    Психические процессы

    Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

    Особенность психических процессов состоит в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие, т.е. являются актуальным откликом на происходящее.

    Например, пока на организм действует какой-либо раздражитель (допустим, человек слышит музыку), соответствующие анализаторы воспринимают информацию и передают ее в мозг.

    Если раздражитель прекратит свое воздействие (музыку выключат), то и ощущения прекратятся, ведь воспринимать будет нечего.

    Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. На их основе формируются определенные состояния, знания, умения, навыки.

    Виды психических процессов:

    1) Познавательные психические процессы:

    — ощущение;

    — восприятие;

    — память;

    — внимание;

    — мышление;

    — воображение;

    — речь.

    2) Эмоционально-волевые психические процессы:

    — эмоции;

    — воля.

    Стоит отметить, что выделение конкретных психических процессов весьма условно. Большинство психологов считает, что эти процессы тесно взаимосвязаны, и даже сливаются в один единый целостный процесс – психику.

    Психические свойства

    Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Это психические явления, которые реализуются в определенном социуме.

    К психическим свойствам относятся:

    1. Темперамент;
    2. Характер;
    3. Способности;
    4. Направленность.

    Говоря о психических свойствах личности, мы говорим о существенных, более или менее устойчивых, постоянных ее особенностях. Это те особенности, которые отличают каждого человека. Их совокупность определяет индивидуальность человека, ведь нельзя встретить 2 людей с совершенно одинаковыми психическими свойствами.

    Не стоит путать какие-то единичные случаи проявления каких-либо черт с психическими свойствами. Ведь каждому из нас случалось что-то забыть, но не для всех «забывчивость» является характерной чертой.

    Всякий находился когда-нибудь в раздраженном состоянии, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых.

    Таким образом, психическим свойством может быть лишь устойчивая и постоянная особенность человека, которая вырабатывается и формируется в ходе жизни.

    Психические состояния

    Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качество функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.

    Классификация психических состояний

    1) Мотивационные состояния:

    — желания;

    — интересы;

    — влечения и др.

    2) Эмоциональные состояния:

    — настроение;

    — депрессия;

    — эйфория;

    — стресс и др.

    3) Волевые состояния:

    — решительность;

    — инициативность и др.

    4) Состояния разных уровней организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности):

    — сон;

    — дремота;

    — гипноз и др.

    Психические состояния являются относительно устойчивой совокупностью всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Они характеризуют состояние психики в целом. Психические состояния, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью.

    Так, состояние депрессии обычно может длиться годами (продолжительное состояние), а гнев обычно проходит быстро (кратковременное состояние); бывают слабо выраженные состояния (легкая тоска), а бывают сильные, глубокие состояния (страстная любовь); психическое состояние сна направлено на расслабление организма и восстановления сил, а психическое состояние решительности направлено на достижение поставленной цели.

    Разнообразные виды психологических состояний тесно связаны друг с другом, что порой очень сложно разъединить некоторые состояния. Например, состояние напряженности очень часто тесно связано с состояниями утомления, монотонности труда, агрессии и др. А состояние расслабленности связано с состояниями удовольствия, сна, усталости и т.д.

    Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности, т.е. ее психическим свойством. Также они могут способствовать или тормозить деятельность.

    Источник: https://impsi.ru/general-psychology/predmet-obshhej-psihologii-psihicheskie-yavleniya-protsessy-svojstva-sostoyaniya/

    Вылечим любую болезнь
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: