- Основные методы научного исследования
- Современные методы научного исследования
- Основные теоретические методы научного исследования
- Основные эмпирические методы научного исследования
- Классификация методов научного познания
- Наблюдение
- Сравнение
- Измерение
- Эксперимент
- Абстрагирование
- Применение методов научного исследования
- Методы исследования в научной работе
- Что такое методы исследования?
- Эмпирические методы исследования
- Теоретические методы исследования
- Количественные методы исследования
- Качественные методы исследования
- Методы педагогического исследования
- Методы социологического исследования
- Методы психологического исследования
- Принципы отбора методов исследования
- Основные выводы
- План лекции
- Уровни методологических проблем педагогики
- Методы исследования – это важно! 10 примеров
- 2. Примеры методов научного исследования
- Пример 1. Минимализм
- Пример 2. Анализа много не бывает
- Пример 3. Подмена понятий
- Пример 4. Синергетика и экспликация смысла
- Пример 5. Такой разный анализ, включая анализ с подвохом
- Пример 6. Теоретические и эмпирические методы
- Пример 7. Методы, о которых не знает гугл
- Пример 8. Узконаправленные и собственные методы
- Пример 9. Экспериментальные методы без указания их результатов
- Пример 10. От общего к частному
- Как выбрать методы, наиболее подходящие для вашего исследования
- Количественные исследования
- Качественное исследование
- Смешанные методы
- Понимание различий между количественными и качественными исследованиями
- Когда следует использовать качественное или количественное исследование
- Анализ качественных и количественных данных
- Вывод
Основные методы научного исследования
Применение грамотной исчерпывающей методологии позволит избежать отклонения или доработки текста. Научные методы – это комплекс средств, принципов, которые подобраны, чтобы построить дальнейшую теоретическую и практическую часть статьи.
Чтобы в совершенстве владеть современными методами научного исследования, нужно изучить множество источников, самостоятельно проанализировать всю информацию, а можно сэкономить время и найти ответы на актуальные вопросы в обучающем курсе «Как написать статью для публикации в изданиях, индексируемых в Scopus и Web of Science?».
В рамках курса понятным языком в удобной, доступной форме будет рассматриваться «Подбор методов и разработка методологии исследования». Преподаватель курса – член редколлегии научного журнала «Changing Societies & Personalities», индексируемого в Scopus.
Публикации в авторитетных зарубежных журналах важны для подтверждения компетентности ее автора, научного признания, дальнейшей защиты на соискание степени, пополнения портфолио.
Современные методы научного исследования
На сегодня существуют несколько понятий метода научного исследования, однако они незначительно отличаются друг от друга. В переводе с греческого само слово означает «путь или прослеживание», термин на основе этого и рассматривается как способ познания, который помогает достижению поставленной цели при помощи определенной последовательности действий.
Основные теоретические методы научного исследования
- Индукция – движение мысли от частного к общему, зная отдельные факты можно прийти к закону, лежащему в их основе. Ее особенность – то, что полученные сведения, как правило, носят вероятностный характер, а не заведомо истинный.
- Дедукция прямо противоположна, частное вытекает из общего.
Эта цепочка умозаключений, в отличие от предыдущей, логична, ее звенья приводят к неопровержимому выводу.
- Аксиоматический, специфика метода – в начале процесса задается набор базовых положений, они не требуют доказательств и принимаются за явные, по сути, являются аксиомой.
- Анализ, в основе – мысленное разложение предмета на части, которые его составляют.
- Синтез объединяет умозаключения, полученные в ходе предыдущего метода исследования, в единое целое.
Основные эмпирические методы научного исследования
- Наблюдение пользуется заслуженной популярностью. Для него характерно восприятие тех или иных явлений в целостности и динамике. Метод относится к практическим.
- Эксперимент носит комплексный характер, он часто используется в педагогике, психологии.
- Анкетирование удобно тем, что за сравнительно короткий промежуток времени помогает собрать солидное количество данных.
- Беседа, интервью. Опросные методы, которые относятся к практическим.
Классификация методов научного познания
Выбор эффективных методов научного познания необходим для успешного выполнения исследования. В зависимости от направления науки способы достижения цели могут различаться. Методы исследования подразделяются на несколько групп: наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение, абстрагирование.
Наблюдение
Данный процесс предполагает использование органов чувств для получения знаний. В большинстве случаев применяется в составе других методов.
Сравнение
В результате сравнения удается установить общие черты или различия с другим явлением или предметом. Сравниваться должны существенные признаки, которые помогут ответить на основные вопросы познавательной задачи. Выявление общего, присущего двум объектам, есть путь к познанию закономерностей.
Измерение
Процедура проводится с целью получения конкретной величины при помощи общепринятых единиц измерения. Данный метод познания дает точные цифры, которые позволяют получить сведения об изучаемом объекте. На эффективность измерений влияет используемое измерительное оборудование.
Эксперимент
Данный метод предполагает систематическое изучение объекта в определенных условиях. Эксперимент позволяет изучать явление в экстремальных или изолированных от окружающей среды условиях. Ученый всегда может вмешаться в процесс, менять ход явления. Эксперимент проводится как с самим объектом, так и с его искусственно созданной моделью.
Абстрагирование
Суть данного метода состоит в отвлечении от неважных параметров, которыми наделен объект, фиксировании явлений, представляющих интерес для исследователя. В результате абстрагирования ученый получает информацию о некоторых особенностях объекта.
Применение методов научного исследования
В работе все они взаимосвязаны, органично дополняют друг друга, обязательно отвечают поставленным задачам. Использовать их следует с учетом специфики каждого, имеющихся плюсов и минусов.
Отдельное внимание можно обратить на сравнительно-исторический анализ, он позволяет выделить причинно-следственные связи, выстроить логическую цепочку.
Собственные выводы можно строить на базе объективных сведений или полученных самостоятельно с помощью методов, которые являются научными, общепризнанными.
Знакомство с историей вопроса обогащает дополнительными фактами, может натолкнуть на рассмотрение проблемы с новой точки зрения.
У беседы и интервью основной недостаток – значительные временные затраты, даже если их проводить не индивидуально, а в группах. Важно четко определить цель, вытекающую из задачи исследования.
Рекомендуется предварительно набросать план вопросов, а в ходе деятельности его придерживаться, не отвлекаясь на ненужные детали. Следует заранее предусмотреть возможности фиксирования информации и создать комфортную эмоциональную, психологическую обстановку.
В анкетировании часто анонимность – основа достоверности. Нужно учитывать ряд требований:
- использовать прямые и косвенные вопросы;
- делать предварительную проверку их понимания на малом количестве респондентов, базируясь на этом, вносить коррективы;
- обеспечить репрезентативность выборки как действенного средства получения сведений.
Отметим также, что за последние годы можно заметить рост популярности в гуманитарных науках квалиметрических или количественных методов, характерных ранее исключительно для естественнонаучных исследований. Однако основное требование – использовать комплекс методов, которые подобраны в соответствии с отличительными чертами, особенностями того или иного научного исследования.
Источник: https://sibac.info/blog/osnovnye-metody-nauchnogo-issledovaniya
Методы исследования в научной работе
В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования.
Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких.
Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.
Что такое методы исследования?
Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.
По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы.
Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные.
Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.
Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту
Эмпирические методы исследования
Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.
Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.
- Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
- Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
- Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
- Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
- Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.
Теоретические методы исследования
Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.
- Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
- Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
- Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
- Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
- Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
- Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
- Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
- Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку
Количественные методы исследования
Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.
- Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
- Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе
Качественные методы исследования
Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.
Рассмотрим важнейшие методы этой группы.
- Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
- Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
- Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.
Методы педагогического исследования
В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей.
Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике.
Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.
Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой.
Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах).
Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.
Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).
Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике
Методы социологического исследования
Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.
- Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
- Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
- Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
- Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
- Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.
Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии
Методы психологического исследования
Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.
Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения.
Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов.
Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).
Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно.
Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых).
Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.
Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии
Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.
Источник: https://kursach37.com/metody-issledovaniya-v-nauchnoy-rabote/
Принципы отбора методов исследования
Принципами отбораметодов исследования являются:
- Использование разнообразных взаимодополняющих методов исследования, неоднократной проверки на большом материале получаемых результатов, длительных наблюдений.
- Соответствие методов исследования существу изучаемого явления и возможностям исследователя и исследуемых.
- Запрет применения методов исследования, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред участникам исследования, педагогическому процессу.
Основные выводы
В педагогическойнауке еще много не выявленных связей изависимостей. Важнейшим условиемуспешного развития педагогики являетсятесное сотрудничество ученых ипедагогов-практиков, которые, знаяосновные методы педагогическихисследований, могут более целенаправленноизучать и анализировать свой опыт иопыт других педагогов, а также на научнойоснове проверять свои собственныенаходки и открытия.
Вопросы
Какова логика организации исследования в педагогике? Дайте характеристику его этапов.
Раскройте содержание программы педагогического исследования.
В чем суть методики педагогического исследования?
В чем сущность методологии педагогики?
Задание
Охарактеризуйтеи проиллюстрируйте на примерах методыпедагогического исследования.
Каждый слышит лишь то, что понимает
И.Ф. Гете
Цель –познакомить студентов с понятием«методологическая культура», с ееуровнями, структурой и элементами;рассмотреть критерии оценки методологическойкультуры.
План лекции
Уровни методологических проблем педагогики.
Понятие методологической культуры
Уровни педагогической культуры.
Критерии оценки методологической культуры.
Структура и элементы методологической культуры
Основные выводы.
Основныепонятия:методологическая культура, уровеньоднозначной детерминации, диалектическийуровень, однозначная и многозначнаядетерминация.
Уровни методологических проблем педагогики
Педагогическаяметодологияпредстаетперед нами как учение об условиях, формахи методах эффективного познанияпедагогических явлений и преобразованияпедагогической действительности, ацелью методологических исследованийявляется изучение условий получения ииспользования педагогических знаний,повышения результативности педагогическойдеятельности.
В задачуметодологических исследований входитрешение методологических проблем.
В педагогикеимеется несколько групп методологическихпроблем в соответствии с уровнямиметодологий (педагогический, общенаучныйи философский).
Как правило, кфилософскомууровнюметодологических проблем педагогикиотносят проблемы соотношения социальногои биологического в развитии человека,объективных и субъективных факторов вформировании и развитии личности,проблемы сущности воспитания и образованияи т.д. То есть те проблемы философии,решение которых определяет общеенаправление и способы педагогическойпознавательной и практическойдеятельности.
К общенаучнымметодологическим проблемам относятсяпроблемы поиска средств, форм и методовнаучного познания.
В определенииметодологических проблем педагогическогоуровня существуют разные подходы.
Так, ЭлеИсаевич Моносзон(1908-1987) выделяет несколько групп проблем.
К первой группе он относит фундаментальныепроблемы методологии определенияпредмета педагогики и логики познанияпедагогических явлений: «предметпедагогики как науки; система педагогическихнаук, их единство и взаимосвязи; значениеи сущность взаимосвязи педагогики сдругими науками о человеке, а также сосновами наук о природе и обществе;методологические основы совершенствованияметодов и форм организации педагогическихисследований».
Логика и процедурыпедагогических исследований содержат,по его мнению, следующие проблемы:
- «определение функций и характера фундаментальных теоретических экспериментальных педагогических исследований;
- выдвижение и обоснование проблем исследования и научных гипотез;
- установление научных фактов в педагогическом исследовании;
- обобщение полученного исследовательского материала, его научная интерпретация;
- условия адекватного отражения педагогических явлений в научном факте, законе, педагогической теории;
- методологический подход к внедрению достижений педагогической науки и передового опыта в массовую практику».
Актуальностьметодологических проблем можетизмениться. Это зависит и от состоянияпедагогической практики, этому можетспособствовать и каждый исследователь.
В.О. Кутьевдает перечисление актуальных проблемпедагогической методологии в качествеориентира желательных публикаций вжурнале «Педагогика»: «Методологияпедагогики: бесспорные истины илиразвивающееся знание? Понятийно-терминологическийаппарат современной педагогики.Приоритеты и альтернативы развитияпедагогической науки.
Идеальные объектыи целеполагание в педагогике. Политологияи педагогика. Педагогика как наука иискусство воспитания. Взаимосвязь идостоверность методов исследования.Преобразующая роль эксперимента.Педагогические измерения. Комплексностьи междисциплинарность исследований:предмет, цели и методы. Критерии истинностипедагогической теории.
Соотношениеметодологии, теории и практики.Преобразующие функции методологическогознания: технология реализации.Фундаментальные педагогическиеисследования: исчерпан ли их потенциал?Педагогика в системе общественных наук.Преемственность и обновление, традициии новаторство. Философская категориямеры в педагогике. Педагогическаяспецифика противоречий.
Описательные,объяснительные и предсказательныефункции педагогики. Моделирование впедагогике».
Это простоеперечисление проблем дает представлениео состоянии педагогической методологиина данный момент.
Педагогическаяметодология – сложная система, имеющаяпедагогический, общенаучный и философскийуровни.
Источник: https://studfile.net/preview/2957365/page:18/
Методы исследования – это важно! 10 примеров
Методы исследования – это один из важнейших разделов научной статьи или диссертации, в котором описываются методики и способы, с помощью которых проводилось исследование. То есть применив эти же методы, любой ученый или исследователь должен получить тот же научный результат.
Иногда авторы путают методологию исследования с методами исследования. Чтобы понимать в чем отличие, рекомендую вам прочитать предыдущую статью по методологии.
Существует огромное количество информации, которая посвящена методам исследования, и их классификациям. Я не буду повторяться, так как эта информация достаточно хорошо изложена и в учебниках, и есть в свободном доступе в интернете.
Предлагаю на основе своего опыта рецензирования статей поделиться с вами тем, как видит рецензент возможности автора применить выбранный метод в своей научной работе.
Итак, давайте для начала (хоть эта информация и далеко не новая) определимся с тем, что же является методами исследования, а затем приступим непосредственно к примерам.
2. Примеры методов научного исследования
А теперь давайте взглянем на те методы, которые авторы статей использовали для реализации своих научных исследований.
Пример 1. Минимализм
Итак, один из авторов пишет:
Когда начинаешь читать все это перечисление, кажется, что выполнено грандиозное исследование, хотя, если обратить внимание на методы, которые выбрал автор исследования, их можно пересчитать по пальцам – их всего три: анализ, обобщение и беседа. Обобщение – это синтез!
Анализ и синтез сосуществуют и дополняют друг друга.
Планомерный вопрос, а что если взять наиболее общие и простые методы (два или три) и использовать из для решения сложных задач? Никто не запрещает. Методы сработают в любом случае, если они будут применяться. Но в нашем примере налицо некоторая диспропорция между простотой методов и достаточной сложностью предмета приложения этих методов в исследовании.
А можно ли брать ни как автор статьи три метода, а всего один метод? Да, можно. Лишь бы результаты исследования были достоверными, и, если дополнительных методов не требуется.
Но как правило обработка информации требует применения множества методов, в том числе и специфичных, так что для всестороннего рассмотрения изучаемого явления, как правило, применяют несколько дополняющих друг друга методов.
Пример 2. Анализа много не бывает
Итак, в продолжении разговора, рассмотрим, как автор статьи выбирает один метод – анализ (и при этом его исследование не выглядит плохо), и использует его в начале исследования, а затем применяет другие методы.
Обратите внимание, что анализ используется во множестве случаев, и именно результаты анализа позволяют уже далее выбирать методы исследования – характерные для данной работы, а именно даже разработать специальную анкету для определения нужных параметров и значений.
После описательного блока методов исследования, в котором главенствует анализ, затем появляются анкетирование, обобщение и психолого-педагогическая диагностика.
Здесь также приводится пример, в котором конкретно показано, как применялся метод анализа учебников, и по каким критериям дана характеристика его результатов.
Пример 3. Подмена понятий
Иногда в требованиях оформления статей в научных журналах указано, что нужно отдельно выделить в тексте статьи описание методов исследования. В таких случаях возможны не состыковки, как в данном примере.
В подразделе «Методы исследования» автор приводит перечень: «Новые методы обучения, которые основаны на использовании современных информационно-коммуникационных технологий (вебинары, интерактивные мультимедиа, обучение в режиме онлайн и др.)».
Ничего не подозреваете? Что тут может быть подозрительным? Все современное, высокотехнологичное, в чем может быть вопрос? На самом деле автор даже не скрывает, что вместо методов исследования приводит «новые методы обучения».
Так это же совсем разные вещи, и рецензент, и редактор, и читатель ожидают увидеть методы исследования, а не методы обучения.
Тем более, что в аннотации статьи ничего не указано, и приходиться смотреть в тексте статьи, и неожиданно видеть методы обучения под названием «методы исследования».
Пример 4. Синергетика и экспликация смысла
Рассмотрим следующий пример. Авторы в описании методов могут «щегольнуть» красивыми словами, для понимания которых (осознавая свою отсталость от передовых веяний) рецензенту (и скорее всего читателю) приходится искать эти термины в интернете.
Один из авторов в методах исследования приводит термин «экспликация смысла». Да, хорошо, да, красиво. Какое объяснение этому термину дает гугл по первой ссылке? «Экспликация выступает как исходная для всякого теоретического сознания процедура рефлексии над смыслом».
Что это за действие? Как оно производится? Кем? В какой последовательности? Что происходит в результате экспликации смысла? Порождается новый смысл в результате? Второй подтекст? Не понятно! Но очень красиво, модно и интересно! Да и вообще, почему так мало исследователей проводят экспликацию смысла, это не эффективно, не доступно или не нужно? Что дала экспликация смысла – какой результат был получен в ходе экспликации? На все это автору нужно быть готовым ответить, если это позиционируется в статье. Да и то, что хорошо для лингвиста и режиссера, не всегда подойдет математику!
Что же касается синергетики, то это все хорошо, но дело в том, синергетика даже больше, чем отдельная целая наука.
Если есть резон использовать синергетику в своем исследовании, то хорошо, но тогда первый вопрос – а что тут относится к области исследования синергетики – тут вообще происходит самоорганизация? Если да, то как и почему?
Пример 5. Такой разный анализ, включая анализ с подвохом
Как вы уже поняли, любимым и наиболее часто используемым методом исследователи выбирают анализ. При этом часто дополняют слово анализ чем-то поясняющим. Итак, какие виды анализа будут заявлены авторами в своих статьях в приведенном ниже примере?
Педагогический анализ – это методологически и теоретически правильно осуществляемый процесс исследования элементов, структуры, функционирования педагогического объекта, явления или проблемы, интересующего педагога.
Исторический анализ – это конструктивный подход, который часто используется в таких областях как производственные отношения.
Социокультурный анализ – метод междисциплинарного изучения сложных процессов жизни общества, основанный на историко-аналитических, социологических, социально-философских подходах.
Хорошо, все эти виды анализа существуют. А не будет ли автор удивлен, что, использовав словосочетание «последовательный анализ», он претендует на исследование в области статистики? А что делать, если никакой статистики в рамках статьи не было и нет?!
Статистический последовательный анализ – это раздел математической статистики, изучающий статистические методы, основанные на последовательной выборке, формируемой в ходе статистического эксперимента.
Поэтому авторам при выборе методов исследования необходимо четко осознавать, что именно за метод они выбрали, поскольку может оказаться, что они «случайно» припишут себе такой метод, о котором они даже не знают.
Пример 6. Теоретические и эмпирические методы
Так как теория не отделима от практики, то можно сказать, что в любом исследовании должны разумно сочетаться эмпирические (экспериментальные) методы исследования и теоретические методы, объясняющие и прогнозирующие факты. Рассмотрим пример, в котором два метода – анализ и опрос разделились на два направления – на теорию и эмпирику соответственно.
Пример 7. Методы, о которых не знает гугл
Рассмотрим следующий пример, в котором я объединила несколько обычных методов (аналитической природы), о которых все ясно, и тут неожиданно, в самом конце абзаца будут приведены непонятные для современных исследователей методы.
Приведенный текст читается довольно «гладко», ничего не цепляет глаз, но в то же время этот, казалось бы, хорошо составленный текст требует детальной проработки. Все равно что взять этот текст, как ткань, и как бы распустить ее на нитки, вытягивая их из нее одну за одной. Точно так же можно выделить мысли, идеи, которые скомпонованы в этом тексте, чтобы понять их содержание.
Дело касается «методовформирования этноидентичности, районирования и воспитания через труд». Являются ли заявленные методы авторскими? Попытки найти эти методы и их описания сошли на нет. Интернет не знает таких методов, не знает их описания, не знает результатов применения этих методов, кроме одной статьи, в которой они и упоминаются той же фразой.
Возможно автор статьи и является автором методов, что для автора является само-самим разумеющимся. Но для других исследователей важно – что это за методы, когда и как они возникли, кем и как применялись. Тем более, указано, что это не один метод, а целый опыт применения «методов формирования этноидентичности, районирования и воспитания через труд».
Существует надежда, что авторы этих методов дадут им характеристику, названия (если этих методов много, раз это указано в слове «методы», как минимум не один) и поделятся своими знаниями с научным сообществом. Было бы неплохо понять место этих методов в общей иерархии методов.
Но, отправляя статью на рецензирование, стоит задуматься, общепринятые ли методы используются для исследования, а если нет, то как эти методы обоснованы? Кто их автор? Где и когда они применялись? Тем более, если это методы, а не метод.
Их не плохо бы перечислить и озаглавить, и охарактеризовать.
Пример 8. Узконаправленные и собственные методы
Рассмотрим два примера, в одном из которых обычные методы исследования (сравнительно-сопоставительный анализ) применяются на материале Южной Кореи, среди которых выделяются специализированные школы, и в них – одаренные дети.
То есть идет локализация материала исследования и выбор точно определенного контингента испытуемых.
Второй пример показывает, что авторы «далеко пошли», и создали собственные методики, которые соответствуют задачам и целям их исследования.
Конечно же никто не запрещает создавать и опробовать собственные методы исследования, чем больше существует методов исследования, тем точнее исследуется объективная реальность. А изложение содержания методов исследования и их результатов позволяет и другим исследователям пользоваться авторскими наработками.
Пример 9. Экспериментальные методы без указания их результатов
В этом примере авторами заявлено:
Авторы описывают эксперимент, как один из методов исследования, однако, авторы при этом не называют экспериментальную площадку и не упоминают данные, которые принято указывать при описании эксперимента. То есть, что было получено в результате применения этих методов не понятно.
Пример 10. От общего к частному
Ниже приведу очень хороший пример, в котором отражается то, чего не было ранее во всех предыдущих примерах. Для того, чтобы создать хорошее впечатление у рецензента, редактора и читателей, можно просто взять иерархию методов, и расположить в тексте перечисление использовавшихся методов согласно этой иерархии. То есть движемся от общего к частному, проходя все ступени исследования.
Тем, кто затрудняется с выбором методов, можно посоветовать ту же самую простую схему – найти хороший сайт с иерархией, классификацией методов, выбрать для себя подходящие методы и описать их в нужной последовательности.
В этом смысле не будет многократно использоваться один и тот же метод применительно к разным вещам, не будет ошибки в названии метода, и как говориться, будет из чего выбирать – во всей иерархии методов что-то да пригодится для конкретного исследования.
Заключение
Методы исследования – это тот раздел научной работы, при написании которого нужно хорошо подумать и описать именно те методы, которые вы использовали при проведении вашего научного исследования.
Используйте общеизвестные научные методы, применив которые, другие авторы смогут повторить ваш научный результат. Критично подходите к формулировкам, чтобы случайно не придумать «новый» метод.
Также рекомендую вам прочитать статью про методологию исследования и рекомендации по написанию остальных разделов научной статьи.
Удачи в публикациях!
Эксперт Калеева Жанна Григорьевна, к.пед.н.Профессор, почетный доктор наук Российской Академии Естествознания
Заслуженный работник науки и образования
Источник: https://xn--80aegcaa6cbngm5a6c1ci.xn--p1ai/metody-issledovaniya-eto-vazhno/
Как выбрать методы, наиболее подходящие для вашего исследования
Проведение исследования является своеобразным плацдармом для написания диссертации, автореферата иди доклада.
Выбор правильной методологии исследования может повлиять на результат и общее качество исследовательской работы. Следовательно, очень важно сделать правильные шаги на начальном этапе.
В настоящем материале мы подробно обсудим методологию исследования и поможем Автору определить, какой метод выбрать для своей работы.
Понимание различных методов исследования
Существует два основных подхода к сбору данных: количественные и качественные исследования. Рассмотрим их в деталях.
Количественные исследования
Данный вид исследования характеризуется тем, что собранные данные обычно выражаются в цифрах и графиках для подтверждения теорий и предположений. Собранные данные являются фактической информацией по теме. В рамках данного метода фактическая информация может быть собрана различными способами:
- Опросы. Опросы состоят из списка вопросов с многовариантными ответами или рейтинга, которые могут задаваться лично, по телефону или через Интернет. В своем докладе, прежде чем представить полученные данные, Автор может ознакомить читателей со следующей информацией:
–когда и где проводился опрос;
–сколько времени потребовалось участникам, чтобы ответить на вопросы;
–количество ответивших, и т. д.
Кроме того, Автор может включить форму анкеты в приложение к своей работе, чтобы читатель мог точно знать, какие данные были собраны.
- Эксперименты. В данном случае тестирование для получения данных проводится в контролируемой среде. Этот тип данных используется для ситуаций, в которых переменные контролируются и управляются для установления причинно-следственных связей. Целесообразно будет включить в доклад полную информацию о том, как проводится эксперимент (например, между субъектами или внутри субъекта), какие инструменты, методы и процедуры использует Автор для проведения теста.
- Существующие данные. Идёт сбор данных для исследования из существующих источников (например, публикации или архивные данные). После того как данные были представлены в докладе, необходимо предоставить информацию об источнике, каким образом изначально были получены данные, и какие критерии использовались Автором для выбора диапазона дат.
- Наблюдение. Предполагает наблюдение за людьми в их естественной среде, где переменные не могут контролироваться.
- Контент-анализ (анализ содержания). Предполагает систематическую регистрацию наличия определённых слов или текстов для анализа моделей общения.
В количественные исследования можно включить следующую информацию:
- как были подготовлены данные;
- программное обеспечение, используемое для анализа данных (например, Stata или SPSS);
- использованные статистические методы (например, регрессионный анализ).
Пример количественного исследовательского подхода.
Рассмотрим такой сценарий. Автор опрашивает около 300 студентов в своём университете и задаёт им вопросы типа: «Как Вы оцените профессиональные навыки своего преподавателя по шкале от 1 до 5?»
Исследователь может выполнить статистический анализ данных и сделать следующий вывод: «В среднем студенты оценили профессиональные навыки своих преподавателей на 4.4 балла».
Качественное исследование
Данный метод используется для исследования мыслей, идей или опыта людей посредством интервью, работы с фокус-группами, тематических исследований, дискурс-анализа и обзора литературы. Это в основном опрос, проводимый с целью собрать данные о мыслях и опыте.
Для качественного исследования характерны следующие методы:
- Интервью. Этот метод предполагает использование вопросов открытого типа для устного опроса респондентов. Опишите, когда, где и как проводились интервью. Включите также следующую информацию:
- как происходил отбор участников;
- сколько человек приняли участие;
- форма коммуникации (структурированная, полу-структурированная, неструктурированная);
- сколько длилось интервью;
- каким способом проводилась их фиксация (аудио-, видеозаписи или письменные заметки);
- какие группа или сообщество исследовались Автором;
- как был получен доступ к участникам.
- Работа с фокус-группой. Сбор данных во время обсуждения определённой темы группой людей.
- Тематическое исследование. Детальное исследование события, организации, человека или группы. Объясните, каким образом отбирался Автором материал для тематического исследования (тексты, изображения), приведите примеры материалов и методы их отбора.
- Обзор литературы. Обзор публикаций по данной тематике.
В качественных исследованиях анализ будет основан на изображениях, языке и наблюдениях (как правило, в форме текстового анализа). Специфические методы включают в себя:
- контент-анализ (анализ содержания): обсуждение и категоризация значений предложений, слов и фраз;
- тематический анализ: классификация и тщательное изучение данных для определения широких тем и моделей;
- дискурс-анализ: изучение коммуникации и задач, касающихся социального контекста.
Пример качественного исследовательского подхода.
Давайте рассмотрим ситуацию, когда Автор проводит подробное интервью, например, с 20 студентами и задаёт им следующие вопросы: «Насколько Вы удовлетворены учебной программой?», «Каковы положительные аспекты учебной программы?», «Что, на ваш взгляд, можно изменить в учебной программе?». Основываясь на полученных ответах, Автор транскрибирует все интервью с помощью программного обеспечения, определяет общие черты и закономерности в ответах.
Смешанные методы
Данный метод представляет собой сочетание детального исследования и численных измерений.
Допустим, Автор проводит собеседование, чтобы узнать, насколько студенты удовлетворены учёбой, а их ответы способствуют новому осмыслению вопроса. Позже опрос будет использоваться как инструмент для проверки идей в больших масштабах.
Другой подход состоит в том, чтобы начать с опроса, для того чтобы изучить тенденции, мнения или убеждения. Затем будет целесообразно провести интервью, чтобы лучше понять причины, лежащие в основе тенденций.
Понимание различий между количественными и качественными исследованиями
Количественные и качественные методы исследования позволяют вести сбор данных разными способами, что позволяет решать различные исследовательские задачи.
Количественное исследование | Качественное исследование |
Основное внимание уделяется проверке теорий и гипотез | Основное внимание уделяется изучению идей и формулированию теории или гипотезы. |
Анализ посредством математического и статистического анализа | Анализ посредством обобщения, категоризации и интерпретации |
В основном представлен в виде цифр, графиков и таблиц | В основном выражается словами |
Требуется большое количество респондентов | Требуется небольшое количество респондентов |
Вопросы закрытого типа (вопросы с многовариантными ответами) | Вопросы открытого типа |
Ключевые слова: тестирование, измерение, объективность, реплицируемость | Ключевые слова: понимание, контекст, комплексность, субъективность |
Когда следует использовать качественное или количественное исследование
Основные правила для принятия решения по использованию качественных или количественных методов исследования:
- Количественный анализ следует использовать, если необходимо что-то подтвердить или проверить (теорию или гипотезу).
- Качественный анализ следует использовать, если нужно что-то понять (концепции, идеи, опыт).
Для большинства тем исследований Автор может выбрать качественный, количественный или смешанный подход.
Целесообразность применения того или иного метода зависит от того, применяет ли Автор индуктивный или дедуктивный исследовательский подход; от задач авторского исследования; проводит ли он экспериментальное, корреляционное или описательное исследование; а также от таких факторов, как финансы, время, доступность данных.
Анализ качественных и количественных данных
Получив данные с помощью количественного метода, Автор может проанализировать объединённые данные с помощью статистического анализа, что позволит выявить закономерности или сходства данных. Результаты могут быть представлены в виде графиков и таблиц. Такие приложения, как SPSS, SAS или Excel, можно использовать для расчёта следующих параметров:
- средний балл;
- сколько раз был дан конкретный ответ;
- корреляция между двумя или более переменными;
- достоверность результатов.
Качественные данные более сложны для анализа, чем количественные, так как они представлены в виде изображений, текстов или видео, а не цифр.
Приведем примеры некоторых традиционных подходов к анализу качественных данных:
- Качественный контент-анализ: применяется для анализа положения, встречаемости и значения слов или фраз.
- Тематический анализ: представляет собой детальное изучение данных с целью определить основные темы и модели.
- Дискурс-анализ: позволяет изучить, как работает общение в социальном контексте.
Вывод
Необходимо помнить, что цель исследования – не просто описать применяемые методы, а показать, как и почему они применялись, а также продемонстрировать тщательность авторского исследования.
Нужно аргументировать выбор того или иного метода и доказать, что он соответствует поставленным задачам. Использованный метод должен помочь ответить на вопрос исследования и решить поставленную проблему.
Всегда следует соотносить выбор метода с главной целью исследовательской работы.
Источник: http://russian-science.info/kak-vybrat-metody-dlya-vashego-issledovaniya