Причина риска нарушения интеллекта

Расстройство интеллекта

Причина риска нарушения интеллекта

Нарушение интеллекта – патологическое изменение процесса оценки действительности, умозаключений, суждений, рационального познания, критического восприятия поступков.

Для больных с интеллектуальными расстройствами характерны признаки: эмоциональная лабильность, ухудшение памяти и мыслительной деятельности.

Они испытывают сложности при общении с окружающими или вообще не воспринимают события внешнего мира.

Понятие и классификация

Интеллект – это не единая характеристика, а комплекс специфичных навыков, которые оцениваются в соответствии с критериями (продуктивность в ходе психометрического тестирования, клиническая картина с сопутствующими психическими и соматическими заболеваниями, адаптивное поведение). Нарушение интеллекта – это отклонение выявленных в ходе диагностики показателей от нормативных стандартов. Различают виды нарушения интеллекта:

  1. Задержка развития. Выявляется в младенческом, детском возрасте. У детей с задержкой развития психики позже выявляются интеллектуальные нарушения, это связано с недоразвитием, ослаблением основных психических функций (внимание, память, мышление, поведение, проявление воли и эмоций).
  2. Умственная отсталость. Группа состояний психического недоразвития, обусловленных наследственными факторами или внешними воздействиями. Бывают врожденными и приобретенными в раннем возрасте.
  3. Деменция (приобретенное слабоумие). Развивается на фоне перенесенных поражений мозгового вещества или в результате прогрессирующего заболевания ЦНС. Проявляется устойчивым уменьшением объема психической деятельности с нарушением важных корковых функций.

Форма нарушения интеллекта в зависимости от степени выраженности проявлений бывает легкой, умеренной, тяжелой.

При легкой форме наблюдается нарушение трудовой деятельности и социальной активности при сохранении навыков самообслуживания, личной гигиены и относительной способности к суждениям.

При тяжелой форме больные нуждаются в постоянном присмотре и уходе со стороны окружающих. Они не способны самостоятельно выполнять домашние обязанности, поддерживать личную гигиену.

Степени и формы умственной отсталости

Умственная отсталость – патологическое состояние, которое характеризуется частичным или задержанным развитием психических функций.

Проявляется в снижении уровня интеллектуальности, который объединяет такие способности, как когнитивные, речевые, двигательные, социальные.

Синонимами умственной отсталости являются термины «психическое недоразвитие», «интеллектуальная недостаточность» и «олигофрения». Выделяют три степени УО:

  • Дебильность (легкие нарушения умственной деятельности).
  • Имбецильность (умеренные нарушения умственной деятельности).
  • Идиотия (глубокие нарушения умственной деятельности).

Распространенность патологии составляет 1-3% населения. В регионах с неблагоприятной экологической обстановкой количество больных может достигать 7% населения. Патология в 1,5 раза чаще выявляется среди мужчин, чем среди женщин. Выделяют формы (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая) заболевания в зависимости от степени выраженности интеллектуального дефекта.

Деменция

Ухудшение когнитивных способностей при деменции происходит параллельно с обеднением эмоций, снижением эмоционального контроля и мотивации, поведенческими расстройствами. Распространенность слабоумия увеличивается с возрастом – от патологии страдает 20% людей старше 80 лет.

У 5% людей в возрасте, превышающем 65 лет, диагностируется деменция тяжелой степени, у 10-16% выявляется легкая и умеренная форма заболевания. Причины нарушения интеллекта полиморфны и связаны с высоким риском органического поражения мозга в пожилом возрасте. Нередко патология развивается на фоне нейродегенеративных процессов – болезни Альцгеймера (около 60% случаев) и Паркинсона.

Нередко причиной развития слабоумия становятся болезни сосудов (около 10% случаев), опухоли с локализацией в головном мозге, инфекционные поражения ЦНС. Заболевания церебральных сосудов в сочетании с болезнью Альцгеймера вызывают слабоумие в 20% случаев.

Определение точных причин развития слабоумия необходимо для назначения адекватного лечения. Корректное лечение замедляет прогрессирование патологического процесса. Нередко после курса терапии наблюдается улучшение интеллектуальной деятельности.

Признаки

У детей с нарушением интеллекта выявляются характерные признаки внешности – это низкий рост и малый вес по сравнению со сверстниками.

У них часто наблюдаются стигмы дизэмбриогенеза (небольшие отклонения), в том числе неправильная форма раковин ушей, заниженная линия роста волос, высокое небо, гипертелоризм (увеличенное расстояние между парными органами, чаще глазами), неправильный прикус (рост зубов).

Ментальные нарушения при УО тяжелой степени часто сопровождаются пороками развития. Чаще диагностируются дефекты органов зрения, пороки сердца, увеличенное количество пальцев, укороченные конечности, нарушение слуха, увеличение размеров печени и селезенки. Клиническая картина дебильности:

  1. Наличие механической памяти. Дети способны овладеть достаточным объемом знаний, навыками речи, чтения, письма.
  2. Слабость мыслительных процессов. Часто маскируется достаточно большим словарным запасом и относительно хорошей памятью.
  3. Неспособность воспринимать абстрактные образы.
  4. Слабая способность к подавлению влечений и проявлению самообладания.
  5. Склонность к импульсивным поступкам вследствие большой подверженности стороннему внушению.
  6. Разнообразие эмоций.

Пациенты с дебильностью не проявляют инициативы в процессе обучения и работы. Они сталкиваются с трудностями, когда привычные модели решения бытовых задач приходится заменять новыми из-за изменившихся условий и обстоятельств. Клиническая картина имбецильности:

  1. Малый словарный запас и ограниченные объемы памяти.
  2. Безграмотная речь.
  3. Ограничение понимания речи, недостаток использования слов в процессе общения.
  4. Эгоцентричность (проявление эгоизма), потребность в повышенном внимании со стороны окружающих. Больные обижаются, когда их ругают, радуются, если их действия оценивают положительно.

При отсутствии нарушений моторного развития больные с диагнозом имбецильность могут овладеть несложными профессиональными навыками, выполнять простую, механическую работу. Больные плохо приспособлены к самостоятельной жизни, нуждаются в постороннем уходе и помощи. Идиотия проявляется снижением интереса к внешнему миру.

У больного практически отсутствуют реакции на окружающие события. Пациенты могут вообще не реагировать на внешние раздражители, либо демонстрируют неадекватные, нелогичные реакции. Внятная речь отсутствует.

Речь, которая обращена к пациентам, воспринимается ими по интонации – они не понимают ее смысл.

Оставаясь наедине с собой, некоторые больные неподвижно застывают, другие постоянно выполняют бесцельные, непрерывные движения.

Они ползают, хватают разные предметы, проявляют агрессию, иногда направленную в отношении себя. Примитивно выражают эмоции удовольствия и недовольства. Отсутствие соматических нарушений, чувство сытости приводят больных в состояние удовлетворенности и спокойствия. Чувство голода, неприятные ощущения провоцируют крайнюю ажитацию, страх, беспокойство.

Симптоматика при деменции проявляется в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности. При легких формах интеллектуальных расстройств наблюдаются нарушения мышления, утрата способности к рациональной мыслительной деятельности. Больные затрудняются при определении причинно-следственных связей между предметами окружающего мира и событиями.

Нередко они не могут сообразить, где находятся, теряют ориентацию во времени (не могут определить время суток, день недели, год). Другое проявление – аментивный синдром (помрачение сознания, речевая дисфункция, растерянность, хаотичность движений, психомоторное возбуждение, непроизвольные подергивания отдельных групп мышц, невозможность концентрировать внимание).

Аментивный синдром проявляется в галлюцинаторной (появляются отрывочные галлюцинации – слуховые, зрительные, обонятельные) или кататонической форме. Во втором случае преобладают психомоторные нарушения и бредовые идеи – мания величия или преследования. Аменция (бессвязность мышления) сопровождает временные нарушения интеллекта, обусловленные причинами:

  • Стрессы (потеря близкого человека, увольнение).
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Эндогенные факторы (шизофрения, маниакально-депрессивные расстройства в анамнезе).
  • Инфекционные болезни и интоксикации (пневмония, сепсис, грипп, алкогольная и наркотическая интоксикации, отравление химическими веществами).
  • Заболевания церебральных сосудов (атеросклероз, инсульт, гипертонические кризы).

Деменция нередко сопровождается возникновением неврологического дефицита – расстройство чувствительности (парестезия), гемипарезы, нарушение двигательной координации, зрительная дисфункция (выпадение полей зрения, появление посторонних предметов в поле обзора). Клиническая картина деменции сосудистого генеза характеризуется доминированием мнестико-интеллектуальных нарушений:

  1. Ухудшение памяти, забывчивость.
  2. Отсутствие рассудительности, нелогичность суждений.
  3. Амнестическая афазия (нарушение речи, при котором больной понимает назначение предметов, но испытывает сложности при произнесении их названий).

Для деменции сосудистого генеза типичны невротические проявления (раздражительность, повышенная утомляемость, слабость) и аффективные нарушения (депрессивное состояние, эмоциональная лабильность, неспособность сдерживать аффект – эмоциональный порыв). У пациентов часто наблюдаются боли в области головы и нарушение сна, замедленность, отсутствие гибкости психических процессов.

Диагностика

При диагностике расстройства интеллекта оценивают степень интеллектуального дефекта, клинические проявления, наличие коморбидных (взаимосвязанных, сопутствующих) нарушений, этиологию, способность к адаптации.

Первоочередное диагностическое мероприятие – сбор анамнеза (семейная генеалогия с указанием наследственных заболеваний, в том числе психических и эндокринологических, факты употребления родственниками алкогольных напитков и наркотических средств).

Врач собирает сведения о течении беременности и возможных патогенных факторах, влияющих на развитие плода. Клиническая диагностика включает психологические тесты и физикальное обследование на наличие неврологической симптоматики.

В процессе общения с пациентом врач определяет его интеллектуальные навыки – способность понимать метафорическую речь, адекватно воспринимать смысл сюжетных картинок, умение пересказывать содержание, объем и качество знаний об окружающем мире.

При дифференциальной диагностике слабоумия важно учитывать, что симптоматика, сопровождающая интеллектуальные расстройства, схожа с признаками астении тяжелой степени, депрессивного состояния, психических нарушений. Критерии при постановке диагноза деменция:

  1. Ухудшение памяти (кратковременной, долговременной). Нарушения определяются в ходе психиатрического тестирования пациента.
  2. Расстройство абстрактного мышления.
  3. Неспособность планировать действия, критически оценивать свое поведение.
  4. Наличие нейропсихологической симптоматики – апраксия (нарушение целенаправленных движений), афазия (нарушение речи), агнозия (нарушение восприятия, в том числе зрительного, слухового и тактильного).
  5. Изменение личности (отклонение от общепринятых норм поведения).
  6. Признаки социальной дезадаптации.

Достаточно 2 критериев из списка, чтобы поставить диагноз слабоумие. При деменции, обусловленной органическим поражением мозгового вещества, показано проведение инструментальной диагностики (преимущественно КТ, МРТ, ангиография) для выявления структурных, морфологических, функциональных изменений в нервной ткани, а также для определения состояния сосудистой системы, питающей головной мозг.

Лечение

Госпитализация показана при грубых поведенческих отклонениях. Лечение в условиях стационара проводится при участившихся эпилептических приступах, развитии психозов и депрессивных состояний. Основные направления лечения:

  • Устранение этиологических факторов.
  • Активация собственных компенсаторных механизмов.
  • Устранение сопутствующих нарушений (психических, соматоневрологических).

Медикаментозная терапия проводится по показаниям. К примеру, при задержке психического развития, связанной с врожденной формой гипотериоза, показана заместительная терапия гормонами. Диетотерапия эффективна в отношении нарушений интеллекта, спровоцированных расстройством процессов метаболизма.

Основные группы фармацевтических препаратов – ноотропные (Пирацетам, Пиритинол, Гопантеновая кислота), сосудорасширяющие (Винпоцетин, Циннаризин) с целью улучшения мозгового кровотока, аминокислоты (Глутаминовая кислота). Симптоматическое лечение антидепрессантами (Амитриптилин, Флувоксамин) и транквилизаторами (Феназепам, Диазепам) назначают, если проявления патологии препятствуют адаптации больного.

Параллельно с медикаментозной терапией проводится психолого-педагогическая коррекция. Обычно дети посещают специализированные образовательные учреждения, где обучаются по специальным программам, соответствующим их интеллектуальному уровню. В ходе обучения ребенок учится общению с взрослыми и сверстниками, приобретает элементарные бытовые навыки.

Профилактика и прогноз

Профилактические меры включают предупреждение негативного воздействия (интоксикации, травмы, инфицирование) на плод в период беременности. Будущим родителям рекомендуется отказаться от злоупотребления алкоголем, курения, употребления наркотических средств.

Чтобы предотвратить нарушение интеллекта у ребенка, матери нужно придерживаться здорового образа жизни, получать полноценное питание и отдых. Прогноз относительно благоприятный в случаях, когда выявляется легкая форма умственной отсталости или деменции, поддающейся терапевтической коррекции.

Нарушение интеллекта – группа патологий, которые проявляются снижением когнитивных способностей, ухудшением памяти, нарушением речи и мыслительной деятельности. Своевременная диагностика и корректная терапия позволяют улучшать состояние больного, повышать его способность к социальной адаптации.

Источник: https://golovmozg.ru/zabolevaniya/rasstroystvo-intellekta

Нарушение интеллекта – это… Основные нарушения, характеристика, формы, диагностика, причины и способы лечения

Причина риска нарушения интеллекта

Как правило, нарушение интеллекта – это утрата способности запоминать какую-либо информацию, а также четко ее интерпретировать.

Человек теряет не только некий запас информации, изученной ранее, ему также становится труднее применять в жизни навыки, которыми он всегда владел, становится невозможным реализовать свои навыки в профессиональной сфере.

Беднеет также и эмоциональная часть жизни человека, он теряет возможность испытывать глубокие чувства, способность к эмпатии.

Причины

Распространенная причина нарушения интеллекта – наследственность. Интеллектуальные нарушения могут возникнуть из-за двух причин, связанных с генетикой:

  1. Первая – нарушения генетически передаются от родителей, даже если они внешне кажутся вполне здоровыми, но являются носителями рецессивных генов.
  2. Вторая причина нарушения интеллекта – это генетическая мутация или же неправильно сложившийся хромосомный набор (вместо 46 хромосом большее или меньшее количество).

Дети, зачатые в состоянии алкогольного или наркотического опьянения часто имеют нарушения в интеллектуальном развитии, пусть иногда незаметные при определенных условиях или до определенного времени.

Алкоголизм или наркомания матери во время беременности негативно сказывается на состоянии плода, его нервной системе, проблемы с которой могут спровоцировать отклонения в физическом или умственном развитии.

В период беременности будущей матери необходимо беречь себя от инфекций, заболеваний, проходящих даже в легкой форме, травм (особенно в области живота, спины и поясницы), так как все вышеперечисленное может спровоцировать нарушения интеллекта. Многие будущие матери опасаются рождения ребенка раньше установленного срока, и не без оснований, ведь это также является одной из причин отставания в развитии.

Прохождение ребенка через родовые пути не только сильнейший стресс, который преследует грудничков в кошмарах, но и чрезвычайно опасное путешествие, в результате которого ребенок может получить травмы. Некоторые из них являются пусковым механизмом для развития интеллектуальных нарушений. Нехватка кислорода в первые минуты жизни также может послужить причиной для отставания в умственном развитии.

Опасные инфекции, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, – еще одна причина для нарушения интеллекта в будущем.

Проявление

В самом начале больной не может демонстрировать другим свои чувства в обычных ситуациях. Дальше все только усугубляется, и человек уже не способен ни на какие чувства, его эмоциональные реакции снижаются, он выглядит отстраненным, бесчувственным и холодным.

Человек теряет смысл жизни, целеустремленность. В запущенных случаях характер больного полностью меняется до неузнаваемости, приобретает несвойственные ему черты. Ясность мышления нарушается. Человеку сложно сфокусироваться на одной мысли и выразить ее. Он теряет интерес к любым своим прошлым увлечениям и в итоге замыкается в себе, становится зацикленным на своих внутренних размышлениях.

Органические поражения головного мозга, как правило, приводят к стойким необратимым нарушениям умственной деятельности. Следствием этого являются различные формы нарушения интеллекта. По-другому это называют “умственная отсталость”. Существуют два вида нарушения интеллекта:

  • олигофрения – врожденная форма недоразвития интеллекта;
  • деменция – приобретенная в течение жизни форма слабоумия.

Врожденная олигофрения, в свою очередь, может быть различной степени тяжести и выраженности. Выделяют три основных подвида данной патологии, а именно:

  • легкая степень олигофрении (дебильность). Характеристика нарушений интеллекта следующая: наличие определенных умственных способностей (формирование речи, наличие механической памяти, умение считать), данная форма позволяет выполнять низкоквалифицированный физический труд;
  • недоразвитие средней степени (имбецильность). Для данной формы характерны бедная и косноязычная речь, очень низкая обучаемость, неуклюжесть. При такой патологии больного можно приучить к минимальному самообслуживанию, но выполнять какую-либо несложную работу он должен исключительно под внешним контролем;
  • крайняя степень недоразвития (идиотия) характерна полным отсутствием психического мышления и речи, полной неспособностью получить навыки самообслуживания.

Олигофрения является следствием патологий внутриутробного развития, патологических, конституционных и генетических влияний на плод, а также следствием поражений мозга в первые три года жизни ребенка. К основным признакам олигофрении относятся следующие нарушения интеллектуальной деятельности по степени тяжести:

  • какой-либо умственный дефект, сочетающийся с нарушениями речи, моторики, памяти, выражения эмоций, дефекты поведения;
  • тотальная умственная недоразвитость.

Другой, не менее часто встречающейся формой нарушения интеллекта является деменция, которая всегда является приобретенной и никогда не бывает врожденной. Деменции характеризуются умственной (интеллектуальной) деградацией, снижением эмоциональных проявлений, воли, выход из круга интересов, присущих ранее.

Рассматривая данную патологию, можно выделить такие подвиды: тотальная (либо глобарная, диффузная) и очаговая (лакунарная). При тотальной деменции полностью нарушается интеллектуальные способности. Происходит распад личности, наблюдаются острые расстройства памяти, отсутствует критическое мировосприятие.

Такие деменции могут быть следствием травм головного мозга, церебральных нарушений головного мозга, повторных инсультов, могут развиться в старости. При частичных деменциях интеллект частично сохраняется, присутствует выборочная память.

Состояния приобретенной деменции характеризуются головокружениями, частыми головными болями, тошнотой, судорогой, спазмами, психическими расстройствами.

Отдельно следует остановиться на проявлениях органической деменции у детей, поскольку ее признаки должны вызвать обеспокоенность:

  • такие нейродинамические патологии, как быстрая психическая утомляемость, резкое замедление действий, неспособность к разного вида напряжениям, нарушения логического мышления;
  • вялость, медлительность, пассивность, апатия, низкая инициативность;
  • нарушения критического восприятия и целенаправленности мысли.

Социальный интеллект

Нарушение социального интеллекта – это патология социального познания. В общих чертах при такой патологии человек не в состоянии воспринимать и контролировать объекты и отношения социума во время своей деятельности и подстроиться под окружающих.

Конечно же, сам по себе социальный интеллект не является достаточным условием для формирования личности, но его исправное состояние обязательно. Патологией обладают люди, страдающие шизофренией.

При исследовании большого числа таких больных была проведена оценка суждения ситуаций общества, память на имена, чувство юмора.

На основе полученных результатов заключили, что нарушение интеллекта – это патология, которая сначала считалась следствием когнитивных способностей, но позднее ее стали выделять как самостоятельный процесс, поддается лечению, хотя и очень трудному.

Также были найдены методы формирования социального интеллекта, что дает возможность социальной адаптации «особенных» людей. К таким методам относятся моделирование ситуаций из реальной жизни, увеличение роли интеллекта в повседневной практике, мотивация речи (возможность понятного общения) и еще другие.

В настоящее время, используя известные методы, больные имеют возможность влиться в наш социальный мир, но стоит помнить, что они требуют к себе большего внимания и поддержки.

Речь и интеллект

Если ребенок не может четко и членораздельно говорить, осознанно строить предложения, то это повод задуматься: нет ли у него каких-либо отклонений в интеллектуальном плане? Конечно же, не стоит паниковать сразу же. Грамотный специалист при осмотре сумеет определить, с чем связаны нарушения – с неправильной работой мозга или же неполадками речевого аппарата (прикус и т. д.). Причины нарушения речи и интеллекта:

  1. Наследственность. Если отец или мать имеют какие-либо нарушения речевого аппарата, то вполне возможно, что эти нарушения перейдут к ребенку.
  2. Некоторые инфекционные или воспалительные заболевания матери во время беременности могут привести к неправильному формированию участков мозга, отвечающих за правильную речь.
  3. Болезни, перенесенные в первые месяцы жизни, также влияют на формирование речевого аппарата и неполадки с речью в будущем.
  4. Неподходящая сфера обитания (пьющие родители, родители-наркоманы).
  5. Родители, не уделяющие должного внимания своим детям, не должны удивляться, если их дети приобретут нарушения речевых функций.

Нарушения речи в некоторых случаях могут спровоцировать низкую успеваемость, отставание в интеллектуальном развитии, недопонимание со сверстниками, насмешки.

Поэтому стоит помочь ребенку, водить его к специалистам и приложить должные усилия к исправлению недостатков.

Эмоциональный интеллект

Основные нарушения эмоционального интеллекта могут проявляться в виде неконтролируемого выплеска эмоций в качестве реакции на определенные ситуации. Как правило, человек в этом случае, эмоционально реагируя, не отдает себе отчета в степени своих чувств.

Эмоциональное реагирование, или, по-другому, эмоциональные реакции, выраженные в острой форме, – это то, что человек испытывает в той или иной ситуации. Они чем-то похожи на перемены настроения, однако длятся намного меньше.

Эксплозивность – это чрезмерная возбудимость больного, бурная реакция на различные события. Такая реакция, как правило, может проявиться даже без особого повода.

Эмоциональное застревание – это продолжительное состояние апатии, которое может не прекращаться в течение длительного времени и оказывать сильное влияние на поведение человека.

Обычно это происходит с людьми, которые долго таят на кого-то обиду, им сложно справиться с этим чувством. Оно начинает вредить им же изнутри.

Чувство потери чувств – какая бы это ни была тавтология, однако это ужасное состояние, при котором человек становится отстраненным.

Слух и интеллект

Дети, имеющие одновременно и нарушения слуха, и нарушения интеллекта, медленно осознают изменения в окружающем их пространстве, плохо осознают самих себя и крайне редко умеют контролировать свои эмоции, поступки и действия. Существует несколько видов совмещения данных нарушений:

  • Одно нарушение является врожденным, а одно – приобретенным (нарушение слуха врожденно, а нарушение интеллектуального развития приобретено в результате болезни или наоборот).
  • Оба нарушения являются врожденными.
  • Они приобретены в результате болезни или травмы.

Обучение школьников с нарушением интеллекта невозможно в обычных школах, так как им будет крайне сложно понимать задачи учителя и еще сложнее справляться с ними на должном уровне. Здесь нужен другой подход. Можно выделить два пути решения: первый – обучение на дому, второй – обучение в специализированном заведении.

Обучаясь на дому, ребенок с нарушениями слуха и интеллекта не будет чувствовать себя не в своей тарелке. Специалист найдет подход, сможет заинтересовать ученика и сделать учебный процесс легким, красочным и интересным. Обучение в специальных заведениях – тоже неплохой вариант.

Помимо правильного учебного процесса и надлежащего внимания специалистов ребенок получит навыки общения, научится контактировать с другими людьми, дружить, помогать и поддерживать.

Основные тесты, их особенности и различия

На начальном этапе жизни человека проводится оценка психомоторного и речевого развития. Оценка проводится путем наблюдением за ребенком. Оценивается развитие речи, способность различать цвет предметов и их размер, а также точность его движений. Для дошкольников и учеников обширно применяются психологические методики изучения персонального понимания поговорок, стихов и т. д.

  • Основным тестом диагностики нарушения интеллекта является методика Векслера, большинство его знает как коэффициент интеллекта.
  • Тест Айзенка. Следует понимать, что для правильного диагностирования отклонения интеллектуального нарушения необходимо проводить такие тесты только опытным врачам-психиатрам. Также важно понимать, что исследование должно проводиться только в динамике.

Способы лечения

Лечение нарушений интеллекта у взрослых и у детей будет значительно отличаться друг от друга в зависимости от стадии заболевания. Стоит понимать, что все сугубо индивидуально.

Существует специфическое лечение нарушения интеллекта – это терапия, направленная на устранение причин, которые привели к расстройству интеллекта. После выявление причин подбирается индивидуальная терапия для каждого пациента. Немаловажное значение в восстановлении интеллекта, независимо от того, были нарушения врожденными или приобретенными, имеет адаптация больного в социуме.

Для детей должна быть составлена специальная программа, включающая образовательные и воспитательные аспекты. Их необходимо обучить первостепенным навыкам, которые пригодятся им в обществе.

Нельзя забывать о том, что больной, страдающий от нарушения интеллекта, нуждается в поддержке тех, кто находится с ним рядом. Пациенту трудно осознать и понять некоторые ситуации, что угнетает еще больше, и он начинает понимать, что отличается от остальных. Именно поэтому важно давать таким людям всю свою любовь и понимание, тогда им станет гораздо проще.

Источник: https://FB.ru/article/381364/narushenie-intellekta---eto-osnovnyie-narusheniya-harakteristika-formyi-diagnostika-prichinyi-i-sposobyi-lecheniya

Классификация интеллектуальных нарушений

Причина риска нарушения интеллекта

Дети с нарушением интеллекта нуждаются в удвоенной родительской любви и дополнительной опеке специалистов. Ни во дворе, ни в детском саду, ни в школе таких «своеобразных» детей не встречают с улыбками и дружескими объятиями.

Не такие как все, они вызывают настороженность, а иногда и открытую агрессию со стороны окружающих. Поэтому необходимо обеспечить им все условия для подготовки к самостоятельной жизни в обществе.

Виды нарушения интеллекта

Организм человека состоит из 100 трлн. клеток. В каждой клетке кодируется до 100 тыс. генов. Ядро клетки несет четкую программу жизни, составленную из вкладов наших предков. Эта программа содержится в хромосомах, и представляет собой генетический код.

Гены в хромосомах определяют физические и биохимические свойства человека. Они в большей или меньшей мере принимают участие во всех функциях – от отдельных клеток до физических характеристик и развития. Полный набор из 46 хромосом называется клеточным геномом.

Учитывая эту сложность, нелегко ответить на вопрос о точных причинах низкого интеллекта. Подобное нарушение можно связать с любыми обстоятельствами, препятствующими развитию мозга до, во время или после родов.

При снижении интеллекта причины кроются не только в генотипе или генетических дефектах человека.

Умственная отсталость также может быть вызвана различными факторами окружающей среды, такими как употребление наркотиков, дефицит питательных веществ, бедность или культурная депривация.

Было установлено, что более 50% людей с ограниченными умственными возможностями имеют более одной причины расстройства.

Органические поражения головного мозга, как правило, приводят к стойким необратимым нарушениям умственной деятельности. Следствием этого являются различные формы нарушения интеллекта. По-другому это называют “умственная отсталость”. Существуют два вида нарушения интеллекта:

  • олигофрения – врожденная форма недоразвития интеллекта;
  • деменция – приобретенная в течение жизни форма слабоумия.

Врожденная олигофрения, в свою очередь, может быть различной степени тяжести и выраженности. Выделяют три основных подвида данной патологии, а именно:

  • легкая степень олигофрении (дебильность). Характеристика нарушений интеллекта следующая: наличие определенных умственных способностей (формирование речи, наличие механической памяти, умение считать), данная форма позволяет выполнять низкоквалифицированный физический труд;
  • недоразвитие средней степени (имбецильность). Для данной формы характерны бедная и косноязычная речь, очень низкая обучаемость, неуклюжесть. При такой патологии больного можно приучить к минимальному самообслуживанию, но выполнять какую-либо несложную работу он должен исключительно под внешним контролем;
  • крайняя степень недоразвития (идиотия) характерна полным отсутствием психического мышления и речи, полной неспособностью получить навыки самообслуживания.

Олигофрения является следствием патологий внутриутробного развития, патологических, конституционных и генетических влияний на плод, а также следствием поражений мозга в первые три года жизни ребенка. К основным признакам олигофрении относятся следующие нарушения интеллектуальной деятельности по степени тяжести:

  • какой-либо умственный дефект, сочетающийся с нарушениями речи, моторики, памяти, выражения эмоций, дефекты поведения;
  • тотальная умственная недоразвитость.

Другой, не менее часто встречающейся формой нарушения интеллекта является деменция, которая всегда является приобретенной и никогда не бывает врожденной. Деменции характеризуются умственной (интеллектуальной) деградацией, снижением эмоциональных проявлений, воли, выход из круга интересов, присущих ранее.

Рассматривая данную патологию, можно выделить такие подвиды: тотальная (либо глобарная, диффузная) и очаговая (лакунарная). При тотальной деменции полностью нарушается интеллектуальные способности. Происходит распад личности, наблюдаются острые расстройства памяти, отсутствует критическое мировосприятие.

Такие деменции могут быть следствием травм головного мозга, церебральных нарушений головного мозга, повторных инсультов, могут развиться в старости. При частичных деменциях интеллект частично сохраняется, присутствует выборочная память. Состояния приобретенной деменции характеризуются головокружениями, частыми головными болями, тошнотой, судорогой, спазмами, психическими расстройствами.

Отдельно следует остановиться на проявлениях органической деменции у детей, поскольку ее признаки должны вызвать обеспокоенность:

  • такие нейродинамические патологии, как быстрая психическая утомляемость, резкое замедление действий, неспособность к разного вида напряжениям, нарушения логического мышления;
  • вялость, медлительность, пассивность, апатия, низкая инициативность;
  • нарушения критического восприятия и целенаправленности мысли.

Симптомы

Симптомы нарушения интеллекта могут быть достаточно разнообразны: у одних малышей может возникать ухудшение обучаемости, трудности или невозможность самообслуживания, иногда снижение интеллекта может сочетаться с мозаичностью, парциальностью и развитием отдельных функций.

Задержка психического развития проявляется снижением интеллекта ниже среднего, до уровня пограничного состояния с умственной отсталостью. Выделяют два варианта клинической картины. В первом случае познавательная деятельность нарушена в результате недостаточного развития эмоционально-волевой сферы, на первый план выходит отсутствие интереса к познавательной деятельности.

Такие малыши подвижны, импульсивны, предпочитают простые игры, творческими и познавательными занятиями не увлекаются, их трудно организовать, побудить к чтению, рисованию. Второй вариант проявляется недостаточным формированием памяти, работоспособности, внимания. Дети безынициативны, несамостоятельны, излишне активны либо пассивны, работают в медленном темпе и очень быстро утомляются.

Классификация

Нарушения интеллекта в детском возрасте разделяют на количественные и качественные. К первой группе относятся:

  • Задержка психического развития. Замедленное созревание морфофункциональных систем мозга возникает под влиянием неблагоприятных факторов, выражается незрелостью психомоторных, когнитивных функций.
  • Умственная отсталость. Является умственным недоразвитием – стойким врожденным либо рано приобретенным нарушением интеллекта. Различают три степени: легкую (дебильность), умеренную (имбецильность), тяжелую (идиотию).
  • Деменция. Приобретенное стойкое либо прогрессирующее слабоумие, развивающееся как результат утраты сформированных интеллектуальных функций.

Качественные интеллектуальные нарушения у детей обусловлены неравномерностью развития психических, психофизиологических, эмоционально-волевых функций.

О расстройстве речь идет в случаях, когда своеобразие интеллекта препятствует адаптации ребенка в окружающей среде на уровне бытового самообслуживания, социальных взаимодействий, освоения учебных навыков.

Качественные изменения обнаруживаются при шизофрении, раннем детском аутизме, заболеваниях органов восприятия, речевых патологиях.

Интеллектуальные нарушения у детей

Интеллект является сложным понятием, включающим способности к накоплению опыта и знаний, умение применять их для решения задач, адаптации.

Предпосылками развития интеллекта являются когнитивные функции – внимание, память, пространственное восприятие, мышление, а также психофизиологические особенности – работоспособность, инициативность, познавательный интерес.

Интеллектуальные нарушения – качественные и количественные отклонения развития умственных способностей. Они могут являться центральным симптомом заболевания (олигофрения, деменция, ЗПР) либо одним из вторичных (эпилепсия, шизофрения, эндокринопатии).

Точных данных о распространенности нарушений интеллекта нет, достоверно чаще они выявляются среди сельского населения, что объясняется более простыми условиями жизни, требующими меньших усилий для адаптации.

Профилактика

За последние тридцать лет исследования смогли уменьшить количество случаев умственной отсталости. В частности, это было достигнуто путем неонатального мониторинга фенилкетонурии (и последующей корректировки питания) и врожденного гипотиреоза (замена гормона щитовидной железы), использования анти-Rh глобулина при желтухе новорожденных.

Несмотря на расходящиеся мнения о вакцинации, доказано ее положительное влияние на снижение частоты нарушений интеллекта в случае вакцинации против кори и краснухи.

Постепенное удаление свинца из окружающей среды снижает повреждение головного мозга у детей. Профилактические меры, такие как использование детских автомобильных кресел и велосипедных шлемов, ограничивают частоту травм головы.

Большое значение имеют программы раннего вмешательства для уязвимых младенцев и детей, ограничивающие ожидаемое снижение интеллектуальных способностей.

Ранняя комплексная дородовая помощь и профилактические меры до наступления беременности повышают способность женщин предотвращать умственную отсталость у будущих детей. Детский СПИД снижается благодаря высокоактивной антиретровирусной терапии женщин во время беременности, а дополнительный прием фолиевой кислотой уменьшает риск заболеваний нервной трубки.

Ученые продолжают изучать новые способы предотвращения нарушений интеллекта, включая исследования по развитию и функционированию нервной системы, широкое разнообразие методов лечения врожденных расстройств и генную терапию, направленную на коррекцию аномалий, вызванных генными расстройствами.

Профилактика интеллектуальных нарушений включает своевременное выявление генетических патологий, снижение вероятности перинатальных, натальных и постнатальных неблагоприятных воздействий, создание благоприятных условий для всестороннего развития ребенка.

Причины интеллектуальных нарушений у детей

Интеллектуальная неполноценность развивается в результате негативного влияния эндогенных и экзогенных факторов. Чем более интенсивным и ранним было воздействие, тем более серьезные нарушения определяются у ребенка. Выделяют следующие группы причин:

Источник: https://TherapyaDushi.ru/priznaki/chto-takoe-intellektualnye-narusheniya.html

Вылечим любую болезнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: