Поражение зоны брока

Содержание
  1. Центр Брока и зона Вернике в мозге
  2. Характеристика
  3. Особенности речевой системы
  4. Функции
  5. Патологии
  6. Моторная афазия
  7. Что такое моторная афазия?
  8. Физиологические аспекты моторной афазии
  9. Моторная афазия Брока и зона Вернике
  10. Причины
  11. Последствие инсульта
  12. Классификация
  13. Симптомы и признаки
  14. Диагностика
  15. Дифференциальная и топическая диагностика
  16. Лечебная тактика
  17. Реабилитация
  18. Прогноз
  19. Другие статьи по теме:
  20. Где находится зона Брока?
  21. Речь как продукт деятельности мозга
  22. Поль Брока и его открытие
  23. Зона Брока
  24. Область Вернике
  25. Мнения ученых
  26. Как улучшить работу речевых зон?
  27. Афазия Брока: причины, симптомы, диагностика и лечение
  28. Нарушение речи: что такое афазия Брока
  29. Диагностика афазии Брока
  30. Спонтанная речь при афазии Брока
  31. Понимание при афазии Брока
  32. Повторение при афазии Брока
  33. Память на имена при афазии Брока
  34. Автоматические последовательности при афазии Брока
  35. Признаки и симптомы афазии Брока
  36. Причины афазии Брока
  37. Реабилитация при афазии Брока

Центр Брока и зона Вернике в мозге

Поражение зоны брока

Центр Брока – это участок мозгового вещества, ответственный за формирование и воспроизведение устной речи. В процессах понимания и произношения слов участвуют многочисленные отделы головного мозга.

Повреждение обозначенных мозговых структур приводит к нарушению восприятия чужих фраз, невозможности произносить слова и логичные, завершенные словесные выражения.

Прогноз при речевых расстройствах зависит от локализации и размеров патологического очага.

  • 1 Характеристика
  • 2 Особенности речевой системы
  • 3 Функции
  • 4 Патологии

Характеристика

В неврологии традиционно выделяют мозговые отделы, какие отвечают за речь – эти части головного мозга расположены в левом полушарии (у правшей).

Речевой центр Брока находится в области лобной извилины, которая считается нижней, где пролегает ее задний участок.

Центр Вернике, ответственный за речевую функцию – это структура, пролегающая в области заднего сегмента височной извилины, которая считается верхней.

В ходе нейровизуализации (МРТ) подтверждается увеличение активности нейронов на обозначенных участках в момент, когда человек выполняет речевое задание (чтение текста, подбор слов, продолжение предложений). Параллельно происходит активация структур-гомологов (обладают схожим строением и свойствами) в правом полушарии. Причем интенсивность активации левосторонних структур выше, чем правосторонних.

Речевые зоны, пролегающие в головном мозге, в момент возбуждения активно взаимодействуют с другими участками – нижними сегментами прецентральной и постцентральной извилин, зрительной корой, гемисферами мозжечка.

При органическом повреждении мозговых центров речи не происходит активация обозначенных структур. Участки повышенной интенсивности (по данным нейровизуализации) в рамках деятельности нейронов смещаются к периферии.

Как следствие подключения компенсаторных механизмов расширяются участки и области мозга, отвечающие за речь, что приводит к восстановлению речевых навыков. Например, у пациентов с афазией (расстройство речи с нарушением восприятия слуховых стимулов) происходит активация таких структур, как верхняя долька темени, извилины правой и левой гемисферы – угловая, надкраевая.

Особенности речевой системы

Центры речевой функции, находящиеся в мозге, претерпели в процессе эволюционного развития человека колоссальные изменения.

Предпосылкой для развития речи у древних людей служила подвижность губ и языка (в сравнении с животными). Речевая система современного человека условно состоит из отделов – центрального и периферического.

В первом случае подразумеваются центры Вернике и Брока, которые расположены в левом полушарии.

К периферическому отделу относятся органы слуха, артикуляционный и ой аппарат. Многие гласные звуки носят рефлекторный характер, что обуславливает их зависимость от физиологических процессов. Например, болезненные ощущения сопровождаются непроизвольными стонами «о» или «ох», которые образуются в результате прерывания дыхательного движения на выдохе.

Анатомо-физиологические механизмы формирования речи и слуха отражают деятельность соответствующих центров, которые находятся в головном мозге, преимущественно где пролегают извилины – лобная и височная.

Мозговые центры, в частности Брока и Вернике, играют решающую роль в формировании речевых навыков, причем расположение обоих участков в левом полушарии указывает на большое значение этой гемисферы в осуществлении речевой деятельности.

Функции отдельных зон мозга, отвечающих за речь, различаются. Например, височная доля левой гемисферы отвечает за слуховую и речевую память. Повреждение этого участка мозга сопряжено с нарушением понимания смысла вербальных стимулов. Человек перестает понимать обращенные к нему слова, особенно если их смысл зависит от контекста (в рамках предложения).

При повреждении таких отделов головного мозга, как область Вернике и задние ассоциативные зоны, обеспечивающие фонематическое восприятие речи, происходит нарушение интеграции элементов речи в единую смысловую схему.

При сохранении целостности обозначенных мозговых структур и одновременном повреждении лобных участков, затрудняется понимание сложных фраз и глубокомысленных высказываний.

Подобная симптоматика обусловлена утратой функций, которые регулируются лобными участками:

  1. Способность планировать, программировать действия.
  2. Познавательная деятельность, поиск нужной информации.
  3. Анализ существенных речевых элементов в пределах развернутого, сложного высказывания.

Центр Брока представляет собой отдел, который отвечает за способность человека произносить слова, что предполагает возможность называния предметов и формирования фраз.

Этот участок мозга отвечает за реализацию речи, какой она представлена в устной форме, повреждение мозгового вещества в этом отделе сопровождается запинанием на каком-либо слоге, неоднократным повторением предшествующей артикуляции, перестановкой букв в слове.

В реализации речевой функции устной формы принимают участие другие участки мозга. Например, чтобы назвать слово, нужно перекодировать зрительный стимул в звуковой (ой) эквивалент.

В операции участвуют теменные и затылочные структуры.

Поддержание определенной акустической (относящейся к слуховому восприятию) структуры слова невозможно без участия височной области, пролегающей с левой стороны головы.

Нарушение называния предметов нередко происходит вследствие ухудшения сложных процессов, протекающих в мозговом веществе. Например, для выбора единственного правильного варианта названия предмета требуется торможение других альтернатив. В этих процессах участвуют структуры лобной коры.

Другие важные задачи лобной коры связаны с воплощением замысла фразы в словесную форму. Один из ведущих симптомов повреждения вещества лобных долей – отсутствие речевой инициативы. Больные не произносят слова самостоятельно без внешних стимулов. В рамках диалога пациенты ведут себя пассивно, ограничиваются односложными повторениями.

В направлении кпереди от центральной борозды лобной доли находится дополнительная моторная область речи. При повреждении этого участка происходит изменение речевого ритма и интонации. При этом пациент теряет способность грамотно выстраивать предложения – пропускает предлоги и союзы, не может выбрать подходящее местоимение и поставить глагол в нужное время.

Причем грамматика страдает в собственной устной и чужой воспринимаемой речи. Зоны Брока и Вернике, которые в единую систему соединяются пучком нервных волокон, находятся в левом полушарии. Однако структуры правой гемисферы также участвуют в формировании вербальных знаков. Повреждение мозгового вещества в правом полушарии приводит к нарушениям:

  • Изменение интонационных компонентов.
  • Изменение высоты и силы (громкости) голоса.
  • Изменение эмоциональной составляющей словесных изречений.

Голосовые реакции управляются лимбической системой, что обеспечивает звучащим фразам определенную эмоциональную окраску. В правой гемисфере пролегают структуры, которые анализируют вербальный материал на зрительно-пространственном уровне. В ходе инструментального обследования выявляется усиление активности структур таламуса при восприятии речевых стимулов.

Функции

Мозговые центры в пределах речевой системы функционально связаны и взаимодействуют с такими отделами, как зоны ассоциативной коры, участки двигательной, артикуляторной деятельности, подкорковые структуры.

Участие в речевой системе многочисленных мозговых отделов ассоциируется с большим количеством вариантов течения афазии (например, корковая, подкорковая, динамическая, моторная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая формы).

С другой стороны, наличие большого количества структурных компонентов речевой системы способствует восстановлению речевой функции по компенсаторному типу в случаях, когда повреждается определенный участок мозга. Расширение возможностей восстановления функций ассоциируется с теорией нейропластичности – способности нормальных нервных клеток брать на себя задачи поврежденных.

Центр Брока отвечает за воспроизводство вербальных стимулов, зона Вернике – за восприятие вербальных стимулов, оба участка находятся в левой гемисфере. В восприятии слышимых вербальных знаков принимают участие структуры слуховой коры, находящиеся в левом полушарии. Нейроны этого участка воспринимают и идентифицируют фонемы – простые звуки из которых состоят слова.

Фонемический слух (способность различать фонемы) нарушается при повреждении обозначенных отделов коркового слоя. Речевой аппарат содержит отделы – регулирующий и исполняющий.

Регулирующий отдел пролегает в левом полушарии мозга, какое в большей степени, чем правое, отвечает за речевое воспроизведение и слух.

В состав регулирующего аппарата входят проводящие пути и ядра стволового отдела (преимущественно находящиеся в продолговатом мозге).

Нервные окончания, принадлежащие к регулирующему отделу головного мозга, отходят в направлении мышц, отвечающих за артикуляционные навыки (язык, губы, щеки). Нервные окончания в составе регулирующего отдела отходят в направлении мышц дыхательной системы и ого аппарат. Некоторые участки коркового слоя играют решающую роль в формировании вербальных стимулов:

  1. Лобные извилины. На этом участке в головном мозге находится двигательный центр речи. Благодаря деятельности обозначенных структур человек произносит слова и фразы.
  2. Височные извилины. Воспринимают слуховые стимулы – чужую речь.
  3. Теменная доля коркового слоя. Участвует в процессе понимания чужих слов.
  4. Затылочная доля. Участвует в восприятии и идентификации зрительных стимулов и соответственно письменного текста.
  5. Подкорковые ядра. Регулируют ритмичность, темп, выразительность воспроизводимых слов и фраз.

Проводящие пути соединяют корковые участки мозга с органами артикуляционного и ого аппарата, что позволяет управлять мышечными сокращениями и создавать нужные звуки при помощи языка, губ, щек. Проводящие пути системы речи берут начало в области Брока.

Патологии

Речевая дисфункция – второй по распространенности дефект, выявляющийся у пациентов, перенесших инсульт. Статистика показывает, постинсультная афазия диагностируется у 30-40% пациентов. У 20-40% больных речевые расстройства развиваются на фоне нейрохирургического вмешательства, обусловленного разными причинами (кровоизлияние, очаги абсцесса, опухоли).

В 30% случаев афатические расстройства обусловлены черепно-мозговой травмой. Нарушения речи часто связаны с повреждением вещества мозга в зонах Брока и Вернике.

Афазия препятствует социальной адаптации и понижает уровень профессиональной пригодности.

Независимо от того, какое полушарие отвечает за речь, нарушение речевой функции может произойти при повреждении мозгового вещества в обеих гемисферах.

Центры управления мышцами языка, щек, губ находятся в стволе мозга, откуда отходят черепные нервы, иннервирующие элементы артикуляционного аппарата. Бульбарный синдром, возникающий на фоне повреждения черепных нервов, проявляется дизартрией (нарушение иннервации элементов произносительного аппарата) и дисфонией (снижение силы и звучности голоса).

Афазия – системное расстройство, которое проявляется множественными нарушениями. Например, при повреждении участка мозга, ответственного за формирование звуков, последующие расстройства (нарушение формирования слов, предложений, письменной речи) являются следствием первого. Афатические расстройства у детей отличаются особенностями.

Например, у пациентов детского возраста отмечается меньшая стойкость патологической симптоматики, связанной с речевой дисфункцией.

У ребенка симптомы явно выражены в остром периоде первичного заболевания (травмы в зоне головы, нарушение мозгового кровотока).

Патологическая симптоматика чаще носит обратимый характер, быстро регрессирует на фоне корректного лечения, что обусловлено большой пластичностью детского мозга.

Зона Брока отвечает за способность человека произносить слова и фразы. Повреждение этого участка мозга провоцирует развитие речевых расстройств.

Источник: https://golovmozg.ru/struktura/tsentr-broka-i-zona-vernike-v-mozge

Моторная афазия

Поражение зоны брока
Ермакова Елена Владимировна

1. Что такое моторная афазия?

 1.1 Физиологические аспекты моторной афазии

  1.1.1 Моторная афазия Брока и зона Вернике

2. Причины

 2.1 Последствие инсульта

3. Классификация

4. Симптомы и признаки

5. Диагностика

 5.1 Дифференциальная и топическая диагностика

6. Лечебная тактика

7. Реабилитация

8. Прогноз

Ежедневно острое нарушение мозгового кровообращения поражает сотни людей.

Такое заболевание как инсульт является актуальной проблемой здравоохранения в большинстве развитых стран мира, так как заболеваемость, инвалидность и даже смертность от осложнений, связанных с нарушением мозгового кровотока занимает лидирующие позиции в сравнении с другими патологиями.

Афазия – одно из самых частых осложнений, развивающихся после ишемического поражения центральной нервной системы больного. Конечно инсульт не единственная причина развития моторной афазии, однако одна из самых распространённых.

Что такое моторная афазия?

Афазия – расстройство когнитивной сферы человека, связанное с выраженным нарушением речевой функции или восприятия услышанной речи больным. Важно отметить, что афазия является заболеванием, при котором нарушается или пропадает уже сформированная речевая функция.

При афазии происходит частичная или абсолютная потеря способности к синтезу собственной речи или её восприятию, причём важно отметить, что при афазии не происходит органического поражения гортани и ой щели.

Нарушение речи связано с локальным поражением корковых структур головного мозга, отвечающих за синтез и восприятие речи. Помимо нарушения речевой функции у больных также встречаются парафазии, синдром логореи, персеверации, аграфия и алексия, а также речевые эмболы.

Заболевание характеризуется значительным сокращением словарного запаса и соответственно лексикона пострадавшего человека, соответственно больной также теряет способность к правильной и осознанной письменности и чтению.

Все вышеперечисленные дисфункциональные проявления афазии в конечном итоге приводят к социальной дезадаптации больного, нарушению личностных качеств и характеристик, а также к социальной замкнутости.

Всё это влечёт за собой развитие и прогрессию не только неврологических расстройств, но и психических. Афазия считается сложной патологией смешанного характера.

Сферой изучения, диагностики и лечения афазии занимаются такие специалисты, как неврологи, логопеды, психологи и психиатры, а также врачи-реабилитологи.

В Клиническом Институте Мозга на базе неврологического центра работает целое отделение, занимающееся данными вопросами, все сотрудники разных специальностей постоянно взаимодействуют друг с другом, что делает диагностику и лечение больных с диагнозом моторная афазия намного более эффективной. 

Физиологические аспекты моторной афазии

Центральная нервная система человека устроена наисложнейшим образом, благодаря тонкому взаимодействию всех корковых и подкорковых структур головного мозга происходит формирование всех основных функций высшей нервной деятельности. Чтобы понять какие нарушения влечёт за собой развитие афазии необходимо знать небольшой минимум физиологических аспектов функционирования зон головного мозга, отвечающих за синтез и восприятие речи. 

Моторная афазия Брока и зона Вернике

Основную роль в анализе и синтезе речи играют две зоны в коре больши полушарий головного мозга:

  1. Речевая зона названная в честь исследователя, её открывшего – Вернике;
  2. Центр Брока отвечающий за моторную функцию речи.

Обе зоны отвечают за восприятие и обработку поступающей в головной мозг речевой и визуальной информации с дальнейшей её обработкой и интерпретацией, а также синтетической речевой деятельностью. Зона Брока находится в области задней нижней части третьей лобной извилины левого полушария.

  • Зона Брока отвечает за моторную организацию речевой функции и связана с фонологическим и синтаксическим преобразованием поступающей информации. Таким образом зона Брока является кинетико-моторным вербальным анализатором, воспринимающим мышечную информацию.
  • Зона или область Вернике – область коры головного мозга, отвечающая за восприятие письменной и устной речи. Данная зона находится в области задней части верхней височной извилины на стороне доминантного полушария. Данная зона отвечает за синтаксис и интонационные характеристики речи. 

Причины

Афазия – органическое поражение головного мозга, это означает, что в его причинах лежат серьёзные нарушения метаболической активности. Существует много причин, способных оказать патологическое действие на нейроны головного мозга, к самым распространённым из них можно отнести:

  • Острое нарушение мозгового кровообращения или инсульт;
  • Черепно-мозговая травма;
  • Онкологическое поражение ткани головного мозга;
  • Инфекционные заболевания, такие как энцефалит или менингит;
  • Болезнь Альцгеймера или Пика;
  • Оперативные вмешательства на головном мозге.

Все вышеперечисленные причины могут приводить к повреждению нейронов, участвующих в образовании речевой функции.

Также важно отметить и предрасполагающие факторы, которые значительно повышают риск формирования вышеперечисленных заболеваний. К таким факторам относятся:

  • Дисметаболические нарушения;
  • Дислипидемия и атеросклероз церебральных сосудов;
  • Артериальная гипертензия;
  • Ревматизм.

Последствие инсульта

Чаще всего моторная афазия развивается после перенесённого инсульта. При этом ишемическое повреждение с последующим некрозом происходит в зоне Брока, которая отвечает за моторную функцию речи.

Причём чаще всего поражение данной зоны происходит в результате тромбоза ветвей средней мозговой артерии.

На втором месте после нарушения мозгового кровообращения находится поражение зоны Брока онкологического характера. 

Классификация

Для удобства применения в практической медицине существует специальная классификация афазий, основанная на систематизации проявляемых нарушений в соответствии с утраченной функцией и поражённым участком головного мозга.

Различают следующие виды афазии:

  • Эфферентная моторная афазия, проявляется при поражении зоны Брока, при этом у больного появляются артикуляционные дефекты речи или апраксия;
  • Афферентная моторная афазия, развивается с поражением постцентраьной борозды. Основным нарушением при данной форме является кинетическое нарушение речи или выраженное затруднение речевой функции, связанной с формированием конкретных звуков;
  • Акустико-гностическая, при поражении зоны Вернике. Характеризуется утратой фонематического слуха. Человек с данной формой перестаёт адекватно воспринимать речь собеседника;
  • Акустико-мнестическая, при данной форме также поражается зона Вернике, а проявлением становится нарушение зрительного представления о предмете и потеря слуховой памяти;
  • Амнестико-семантическая, при поражении задневисочных отелов головного мозга. Нарушается понимание сложных грамматических конструкций, простая речь не страдает;
  • Динамическая, проявляется при поражении задних участков лобных долей. Проявляется нарушением программы высказывания, что приводит как к нарушению восприятия речи, так и нарушению её формирования. 

Симптомы и признаки

Центр Брока считается моторным или речедвигательным, что при его поражении вызывает появление характерных функциональных нарушений в речепродукции. Моторная афазия проявляется нарушением моторной функции речи, причём пострадавший человек мысленно не испытывает проблем в формировании речи, однако при произнесении испытывает крайне выраженное затруднение.

Моторная афазия характеризуется:

  1. Распадом грамматического строя речи или по-другому агремматизм. Происходит путаница в падежах, временах, также пациенту сложно произносить артикли и предлоги. Происходит формирование речевых стериотипов;
  2. Аномией – трудность в подборе нужных слов, при этом речь значительно замедляется, так как больной пытается найти синонимы к предыдущему слову.
  3. Нарушение артикуляции – путаница звуков, нарушение их порядка.

Уже при общении с пациентом можно с уверенностью выставить диагноз моторной афазии опираясь на наличие вышеописанных симптомов. 

Диагностика

План диагностического обследования пациента с моторной афазией практически ничем не отличается от обследования пациента пострадавшего от острого нарушения мозгового кровоснабжения или с повреждением головного мозга. Обязательными исследованиями являются:

  • Томографические методы исследования, в особенности магнитно-резонансная томография, которая позволяет хорошо отобразить органические повреждения мягких тканей, в особенности головного мозга. Позволяет подтвердить наличие или отсутствие очагов распада нервной ткани или опухолевого процесса;
  • Ультразвуковое доплеровское исследование сосудов шеи на предмет выявления атеросклеротического поражения сосудов;
  • Рентгенокнтрастное исследование церебральных сосудов или ангиография – применяется при топической диагностики ишемических повреждений головного мозга.

Обязательно проведение стандартных лабораторных исследований, таких как: общий анализ мочи и крови, биохимический анализ крови.

На базе Клинического Института Мозга имеется высокофункциональное передовое диагностическое отделение, а также клинический лабораторный комплекс, оснащённый современным оборудованием. Высококвалифицированный персонал клиники позволяет проводить быструю и точную диагностику для формирования последующей лечебной схемы в самые короткие временные сроки. 

Дифференциальная и топическая диагностика

Проводится для уточнения локализации поражений головного мозга, а также уточнения формы афазии. Проведение дифференциальной диагностики необходимо для правильного формирования дальнейшей эффективной лечебной тактики. При общении с пациентом удаётся выяснить какие именно симптомы характерные для конкретного вида афазии превалируют, что и позволяет определиться с клиническим диагнозом. 

Лечебная тактика

Сразу стоит сказать, что радикального лечения при любом виде афазии на данный момент не предусмотрено. Даже самые передовые лечебные и реабилитационные схемы не позволяют полностью скорректировать органические повреждения головного мозга, повлекшие за собой функциональную дезорганизацию работы когнитивной сферы пострадавшего.

Основное лечение направлено на устранение заболевания, повлекшего за собой развитие повреждение зоны Брока и анатомически прилежащих мозговых структур.

Основа лечения – предотвращение трофических нарушений для минимизации зоны органического повреждения нервной ткани головного мозга.

Для этого применяется комплексная фармакологическая терапия, которая заключается в курсовом применении препаратов с нейропротективным действием, ноотропов, а также метаболических препаратов, улучшающих нейроциркуляторную деятельность.

Помимо медикаментозного лечения обязательно проводится под контролем лабораторных показателей крови. 

Реабилитация

Обязательным лечебно-восстановительным звеном является реабилитация. Для частичного восстановления утраченной речевой функции и социальной адаптации пациента проводится курсовая реабилитация.

Для больных с моторной афазией реабилитация заключается в применении специальных речевых упражнений, которые направлены на формирование новых речевых навыков.

Также в период реабилитации и в дальнейшем важно периодическое посещение больным психотерапевта, так как моторная афазия является социально-зависимым заболеванием. 

Прогноз

Во многом прогноз при моторной афазии зависит от степени тяжести поражения головного мозга и соответственно клинических проявлений заболевания. Прогноз при формировании у больного моторной афазии условно-благоприятный.

Несмотря на то, что заболевание до конца не излечивается, оно не является жизнеугрожающим, а при своевременной лечебной коррекции метаболических нарушений и проведении полноценной реабилитации, пострадавший вполне может адаптироваться к проявлениям заболевания. 

Клинический институт мозга статьей в социальных сетях

Другие статьи по теме:

  • Амбулаторно-диагностические
  • Афазия
  • Реабилитационные программы
  • Афферентная и эфферентная моторная афазия

Источник: https://www.neuro-ural.ru/patient/dictonary/ru/m/motornaya-afaziya.html

Где находится зона Брока?

Поражение зоны брока

Что такое речь? Почему обезьяны еще в эру динозавров вдруг начали “разговаривать” и очеловечиваться? Зачем людям общаться с помощью слов? Эти и другие вопросы возникают у исследователей всего мира, однако не все ученые мужи согласились с тем, что речь – это вынужденная мера. Есть мнение, что древние люди сами не хотели разговаривать, им вполне нравилось общаться с помощью нечленораздельных звуков и жестов, но… природе так было нужно. Большинство же специалистов говорят, что “виновата” в нашей способности говорить вовсе не природа, а сам мозг. Зона Брока и область Вернике – вот ответственные за общение и распознавание информации части головного мозга. Но, даже зная это, психологи не успокаиваются, ведь как действуют две эти зоны – совместно или по-отдельности, отвечая за разные процессы, – до сих пор неизвестно.

Речь как продукт деятельности мозга

Бытует мнение, что беседа — это психологический процесс, так как среднестатистическому человеку просто необходимо с кем-то общаться, пускай это будет даже животное. Ему необходимо знать, что его слушают. По этой причине люди, которые боятся остаться одни, разговаривают сами с собой — так у них складывается впечатление взаимного диалога.

Речь — это способ познания окружающего мира, позволяющий чувствовать себя его частью. Уже упомянутая выше зона Брока и предоставляет нам возможным слушать, понимать и отвечать на реплику собеседника.

Только этого не всегда достаточно для адекватного разговора, так как помимо понимания нужен еще хорошо поставленный голос, словарный запас, умение точно передавать свои мысли и еще целый ряд требований.

Поль Брока и его открытие

Этот великий человек отдал всю свою жизнь изучению человеческого мозга. При жизни он шутил сам над собой, говоря, что собственную клинику любит чуть меньше, чем лабораторию, в которой проводит все свободное время.

Он был и антропологом, и нейрохирургом, и этнографом. Зона Брока была открыта хирургом во время лечения в его больнице двух пожилых мужчин.

Один из них болел более двадцати лет: отсутствие речи, паралич правой руки и ноги — это еще малая часть поражений, которые были замечены Полем.

Второй пациент прибыл в клинику с переломом бедра, как потом выяснилось, несколько лет назад у мужчины случился припадок, из-за которого он и потерял способность говорить. Впоследствии бедолага мог произносить лишь пять слов из родного французского языка.

Это сегодня хирурги сразу диагностировали бы поражение зоны Брока, а в те времена (начало 19 века) о такой части мозга даже не слышали, следовательно, лечить не пытались. Но Поль сразу понял, что за нашу речь отвечает левое полушарие мозга.

В связи с этим были проведены многочисленные исследования, показавшие правильность доводов исследователя. Нефункционирующая у этих двух пациентов область мозга получила соответствующее название — “зона Брока”.

Деятельность Поля лишь стала отправной точкой в деле изучения нашего мозга, после него проводилось еще огромное количество опытов.

Зона Брока

Вы когда-нибудь задумывались о том, где находится область, отвечающая за способность разговаривать? Зона Брока расположена в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария у людей, пишущих правой рукой. У левшей же все наоборот.

С помощью этого центра мы можем разговаривать, точнее, правильно строить предложения. Например, маленькие дети не всегда доступно выражают свои мысли, так как зона Брока у них не так развита, как у взрослых, по причине небольшого опыта коммуникации.

Эта часть головного мозга представлена в виде некоего анализатора, который в первую очередь воспринимает полезную информацию и воспроизводит ее. Поражение данной области называется афазией.

Выражение “не может и двух слов связать” ярко характеризует это заболевание, так как человек в прямом смысле не может преобразовать ряд слов в предложение.

Область Вернике

Эта область неспроста описывается в одной статье с упомянутым выше участком, ведь она по большей части служит для понимания и “переваривания” информации. Если зона Брока находится в доле лба в левом полушарии, то область Вернике может располагаться как в правом, так и в левом полушарии в верхневисочной области.

Причем проблемы с этой частью мозга также называются афазией, но здесь человек просто не может понять ни одного слова даже из родного языка. Он слышит абсолютно все, но смысл сказанного выявить не может, иными словами, он будто слышит иностранные слова.

Из-за этого появляются проблемы с построением собственной речи: она кажется непонятной, слова подобраны будто наугад и порой имеют несколько смыслов. Однако сам больной не подозревает, что он говорит непонятно, поэтому очень часто расстраивается из-за того, что другие люди не могут нормально ответить ему.

При этом понимание команд, направленных на мышцы, сохраняется, к примеру: “Закрой глаза”.

Мнения ученых

Поначалу ученые сходились во мнении, что зона Брока отвечает за воспроизведение информации, давая человеку возможность говорить, а область Вернике – за понимание чужой речи. Однако сейчас считается, что оба центра влияют и на понимание, и на воспроизведение, следовательно, проблемы с одним непременно ведут к проблемам с другим.

Как улучшить работу речевых зон?

Практика и только практика! Нужно следить за своей речью и как можно чаще обращать внимание на свои ошибки. Разговор с самим собой при проблемах с речью также не будет лишним. Чтение книг и прослушивание известных классических произведений также способны помочь.

Но все же, если вы почувствовали, что проблема приобрела масштабный характер, следует обратиться к специалисту для предотвращения более серьезных заболеваний.

Современная медицина предлагает много препаратов и процедур, которые предотвратят развитие афазии зон Брока и Вернике.

Источник: https://FB.ru/article/256233/gde-nahoditsya-zona-broka

Афазия Брока: причины, симптомы, диагностика и лечение

Поражение зоны брока

Афазия – это расстройство неврологического характера, представляющее собой потерю коммуникационного навыка, выражающуюся в неспособности как говорить, так и понимать речь. В зависимости от симптоматологии различают различные виды афазий.

Как протекает афазия Брока и каковы её причины? В этой статье психолог CogniFit (“КогниФит”)Наталия Паскин Мора расскажет вам обафазииБрока, также известной, как эфферентная моторная афазия.

Афазия Брока характеризуется проблемами в коммуникации средней и высокой степени тяжести, связанными с отсутствием илинарушением речи.

Афазия Брока

Нарушение речи: что такое афазия Брока

Афазия Брока затрагивает разговорную речь. Характерной чертой этой афазии является неспособность человека бегло говорить и свободно выражать свои мысли, а также формировать целые предложения. Человек также испытывает проблемы с артикуляцией. При этом способность понимать речь сохраняется либо нарушается гораздо меньше.

Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Каковы его сильные и слабые стороны? Проверьте это прямо сейчас с помощью инновационного Общего когнитивного теста CogniFit. Начните прямо сейчас!

Общий когнитивный тест CogniFit

Существуют четыре системы или компонента языка:

  • Фонологическая система: отвечает за обработку мозгом акустического сигнала, представленного в виде слов и слогов
  • Морфологическая система: свойства и взаимосвязи языковой системы в целом, затрагивающие структуру слов посредством правильной комбинации составляющих их морфем
  • Синтаксическая система: гарантирует логичность и последовательность сочетания слов в фразах и речи
  • Семантическая или лексическая система: представляет собой систему лексики языка, т.е. совокупность понятий и идей.

Согласно классической модели, афазии классифицируются в зависимости от локализации повреждения мозга.

Таким образом, афазия Брока вызвана поражением находящегося в лобной доле двигательного речевого центра – Центра Брока.

 Центр Брока отвечает за различные функции, связанные с речью: порядок фонем в словах, организацию слов в предложении (синтаксис), семантическую интеграцию и моторную организацию речи.

Диагностика афазии Брока

Для выявления афазии Брока можно воспользоваться различными инструментами нейропсихологического тестирования, как общими, так и специальными для обнаружения афазии. При выполнении любого нейропсихологического тестирования, в том числе теста на афазию Брока, необходимо учитывать два критерия, которые могут влиять на устное общение:

  • Уровень образования: при оценке необходимо учитывать образовательный уровень человека.
  • Этиология и степень поражения: у пациента может присутствовать когнитивный дефицит, связанные с диффузными нарушениями, например, памяти или внимания, которые негативно влияют на коммуникационные навыки.

С помощью нейропсихологических тестов CogniFit (“КогниФит”), эффективность которых подтверждена научным путём, можно проверить память, внимание и другие когнитивные способности, а также улучшить их с помощью регулярных тренировок мозга.

Диагностика афазии Брока основана на изучении различных аспектов речи. Необходимо изучить, какой из этих аспектов нарушен, и, в зависимости от этого, идентифицировать вид афазии. В настоящее время большее внимание уделяется симптомам афазии, которые необходимо корректировать, а не классификации самого синдрома. Областями изучения являются:

Спонтанная речь при афазии Брока

Речь идёт о способности начинать и поддерживать разговор. Оценка спонтанной речи производится по такому параметру, как беглость речи. При этом:

  • Небеглая, замедленная речь: человеку сложно произносить слова, он способен говорить только короткими фразами, прикладывая значительные усилия при артикуляции, при этом быстро устаёт. Для его речи становится характерна диспросодия (нарушение ритма, смысловых и синтаксических ударений, монотонность) и наличие аграмматизмов (нарушений при построении синтаксических структур).
  • Беглая или слишком беглая речь: нормальное или быстрое (более 200 слов в минуту) произношение слов, сопровождаемое нормальной артикуляцией и ударениями. В данном случае нарушения, известные, как парафазии, затрагивают содержимое речи. Парафазии бывают симантические (используется ошибочное слово, относящееся к той же категории, что и нужное) и фонологические (фонетические ошибки, например, когда человек путает буквы или слоги в слове).

Для афазии Брока характерна замедленная, косноязычная речь.

Понимание при афазии Брока

Оценить понимание речи при данном виде афазии сложно, поскольку ошибки при ответе или неправильные ответы могут быть связаны не с проблемами понимания речи, а с трудностями произношения.

Поэтому при оценке используются инструменты, не требующие говорения от тестируемого. Диагностическим критерием в данном случае является сохраняется ли способность к пониманию речи или нет.

У пациентов с афазией Брока она сохраняется.

Повторение при афазии Брока

Заключается в способности расшифровать слуховую информацию, отыскать соответствующий фонологический код и воспроизвести услышанное. Если какой-либо из этих процессов нарушен, повторение также будет некорректно. С помощью повторения букв, слов, псевдослов (вымышленных слов) и фраз изучается, есть ли проблемы с повторением (характерные для афазии Брока) либо эта способность не нарушена.

Память на имена при афазии Брока

Это способность называть предметы своими именами, т.е. доступ к лексике и нахождению конкретного лингвистического элемента. Пациенты с афазией Брока испытывают значительные затруднения с этим, это расстройство известно, как аномия (потеря способности называть предметы).

Автоматические последовательности при афазии Брока

Автоматические последовательности – это базовый лингвистический навык, который заключается в произношении хорошо известных последовательностей, например, чисел, месяцев и т.д. Также это могут быть крылатые фразы или пословицы. Автоматическая речь может сохраняться при большинстве афазий, даже тяжёлых.

Признаки и симптомы афазии Брока

После того, как мы рассмотрели области, которые изучаются для диагностики афазии, выделим специфические симптомы, характерные для афазии Брока:

  • Замедленая речь: пациент говорит медленно, используя небольшое количество слов, и быстро устаёт.
  • Аномия: трудности с называнием предметов.
  • Аграмматизм: неспособность правильно конструировать завершённые предложения и фразы.
  • Трудности с повторением: понимают, что им говорят, но не могут повторить услышанное.
  • Осознание дефицита: при других видах афазий человек может не понимать, что допускает ошибки, ему кажется, что его речь корректна. При афазии Брока пациенты осознают, что испытывают затруднения, поскольку очень устают от говорения.

Кроме указанных симптомов афазия Брока может сопровождаться симптомами неврологического характера:

  • Орофациальная апраксия: неспособность управлять движениями рта и лица, не вызванная физическими причинами.
  • Односторонний парез: слабость, снижение силы в одной из сторон тела.
  • Гемиплегия: паралич одной стороны тела.
  • Нарушения способности читать и писать.

Причины афазии Брока

Как правило, наиболее распространённой причиной афазии Брока является перенесённый ишемический инсульт (кровоизлияние в мозг) в левом полушарии мозга (считается, что оно отвечает за речь). Также афазия Брока может развиться после черепно-мозговой травмы (ЧМТ) или из-за опухоли в мозге.

Кроме того, симптомы афазии Брока наблюдаются при других нейродегенеративных заболеваниях:

  • Первичная прогрессирующая афазия: прогрессивное нарушение речи. На начальной стадии у человека с этим расстройством не наблюдаются другие признаки деменции. Характерна замедленная речь, наличие аграмматизмов и аномии.
  • Болезнь Альцгеймера: кроме характерных для этого заболевания типичных симптомов когнитивных нарушений (дефицит памяти и внимания, дезориентация и т.д.), человек с болезнью Альцгеймера испытывает трудности с речью, аномию, используя общие термины или околичности (не имеющие прямого отношения слова, с помощью которых он пытается выразить мысль, поскольку не может это сделать кратко).
  • Болезнь Паркинсона: характерно замедление речи, низкая синтаксическая сложность, и, зачастую, аграмматизмы. Вы подозреваете у себя или кого-то из близких наличие симптомов болезни Паркинсона? Проверьте прямо сейчас, пройдя нейропсихологический тест CogniFit на болезнь Паркинсона!Нейропсихологический тест на болезнь Паркинсона

Нейропсихологический тест на болезнь Паркинсона

Реабилитация при афазии Брока

Реабилитация или восстановление способностей при афазии Брока зависит от степени тяжести первоначальных симптомов. На начальной стадии заболевания можно восстановить и реорганизовать некоторые отделы мозга, компенсируя таким образом дефицит когнитивных способностей. Целями реабилитации при афазии Брока являются:

  • Улучшение навыков устной и письменной речи
  • Облегчить пациенту поддержание ежедневной коммуникации
  • Достигнуть эффективной коммуникации, хотя в данном случае речь идёт об упрощённой форме речи
  • Улучшить качество жизни пациента

Реабилитацией при афазии Брока занимаются логопеды, хотя нейропсихологи также играют важную роль в этом процессе, помогая тренировать когнитивные функции, задействованные в речи (память, внимание, исполнительные функции).

Степень и скорость восстановления различаются: так, понимание и повторение восстанавливаются быстрее, чем память на имена и беглость речи.

В зависимости от лингвистического дефицита человека разрабатывается лечебный план, который включает:

  • Базовую нейропсихологическую стимуляцию и тренировку (памяти, внимания, исполнительных функций, рассуждения, вычислений и т.д.)
  • Упражнения на развитие памяти на имена для коррекции аномии с использованием фонологических (первая буква слова, например) и семантических (категория, к которой относится искомое слово) ключей.
  • Тренировка говорения.
  • Увеличение размера фраз и предложений. Например, постепенно увеличивать число слов в предложении – до двух, трёх и т.д.

Это только часть той работы, которую можно провести для восстановления способностей людей, страдающих афазией. Важно не определить вид афазии, как, например, афазия Брока, а выявить нарушенные способности и работать над ними.

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Источник: https://zen.yandex.ru/media/cognifit/afaziia-broka-prichiny-simptomy-diagnostika-i-lechenie-5a0558948139ba1e106151d9

Вылечим любую болезнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: