Поле вернике

Височные доли головного мозга – функции и строение

Поле вернике

20.03.2019

Особое место в развитии индивида и человеческого коллектива занимает умение передавать, получать и обрабатывать звуковые сигналы.

Способность распознавать и работать со сложной знаковой системой сделала человека не просто высокоразвитым организмом, а всецело широкофункциональной личностью.

Изначально обмениваясь простыми звуками, общество со временем научилось передавать сложно сконструированные словесные предложения. Именно благодаря наличию височной доли возможна реализация сложнейшей психической функции – речи.

  • Расположение
  • Функции
  • Поля
  • Симптомы поражения

Расположение

Височная доля является частью конечного мозга и включается в структуру коры. Она располагается на обоих полушариях мозга по бокам снизу, тесно контактируя с соседними участками – лобной и теменной долей. Этот участок коры имеет самые выраженные граничные линии. Верхняя часть виска немного выпукла, а нижняя – вогнутая.

Височная доля отделяется от всех остальных бороздой, называющейся латеральной (боковой).

Тесное расположение височной и лобной доли не случайно: речь развивается параллельно мышлению (лобная кора), и эти две функции плотно взаимосвязаны, так как умение формулировать и ясно излагаться (речь) обеспечивается степенью развития мыслительных функций.

Извилины височной доли располагаются параллельно ограничивающим участок бороздам. Анатомически выделяют 3 извилины: верхняя, средняя и нижняя. Однако верхняя мозговая складка включает в себя еще 3 маленьких извилины, находящихся в самой борозде.

Эта группа небольших структур называется извилинами Гешля. Нижняя извилина виска граничит с поперечной мозговой щелью.

На нижней части височной доли кроме нижней извилины, различают также дополнительные структуры: ножки гиппокампа, боковая затылочновисочная извилина.

Возложенные функции

Функционал височной коры незначителен, однако, он – высокоспециализированный. Функции височной доли головного мозга связаны с восприятием, анализом и синтезом речи, восприятием слуховой информации, частично вкусовыми и обонятельными сведениями.

Также, расположение одной части морского коня определяет еще одну функцию – память, а именно механическую ее составляющую. Одна зона имеет особое предназначение: центр Вернике (сенсорная речевая область) – располагается на задней части верхней височной извилины.

Эта зона отвечает за восприятие и осмысление устной и письменной речи.

Имеет значение функциональная асимметрия головного мозга, то есть расположение доминантных участков коры на поверхности мозга. Такая специфика центральной нервной системы не обошла и височную долю.

Левая височная доля отвечает за такие функции (следует указать: перечень задач отталкивается от того, что левое полушарие – доминантное):

  • Понимание звуковой информации (музыка, слова и речь);
  • Кратковременная память;
  • Подбор слов во время разговора;
  • Синтез зрительной информации со слуховой;Здесь присутствует интересный феномен – синестезия. Таким явлением обладает лишь 0.05% населения. Суть феномена заключается в возможности видеть качественные параметры звуков различным цветовым спектром. Физиологически это объясняется процессом иррадиации (распространение потенциала действия), когда возбуждение чрезмерно раздраженной области коры переходит на соседнюю часть мозга. Такой способностью, как правило, обладали и обладают знаменитые музыканты (Римский-Корсаков, Ференц Лист).
  • Связь музыки и эмоций;

Правая височная доля мозга отвечает за следующие функции и способности:

  • Распознавание мимики лица;
  • Идентификация речевой интонации;
  • Музыкальные тона и ритм;
  • Запоминание и фиксация зрительных данных.

Кроме распознавания интонации речи, недоминантная доля также проводит ее анализ и последующее вмонтирование образов в общую эмоциональную установку к собеседнику. Именно эта часть мозга позволяет человеку знать, рад ли ему его беседчик или желает скорее от него избавиться.

Какие поля входят

Поля Бродмана – это территориальные разграничения структурной организации различных частей коры конечного мозга. В зону височной доли входит 42, 41 и 22 поле. Поражение 42 поля влечет за собой нарушение в распознавании звуков. Слуховые галлюцинации говорят о поражении 22 поля, а при органическом повреждении 41 поля возникает полноценная корковая глухота (та же Афазия Вернике).

Симптомы поражения

Исходя из того, что височная доля берет на себя функции восприятия и понимания речи и слуха, признаки повреждения височной коры носят характер афазии и агнозии.

Афазия – это местное нарушение сформированной речи. Чаще всего эта патология возникает на фоне органических поражений головного мозга (опухоли, инсульты или черепно-мозговые травмы). Афазия бывает различных видов:

  • Сенсорная афазия Вернике: нарушение восприятия звука и нарушение слуха;
  • Акустико-мнестическая афазия: уменьшение объема воспринимаемой слуховой информации;
  • Акустико-гностическая афазия. При этом синдроме нарушается непосредственное осмысление воспринимаемой речи, хотя звуковая ее составляющая сохранена;
  • Семантическая афазия. Данная патология возникает при комбинированном поражении височной, теменной и лобной доли. Проявляется в распаде смысловой речи и семантического строения слова.

Другие симптомы поражения височной коры головного мозга:

  • Амузия – невозможность оперировать мелодической структурой звука. То есть больной, как правило, не способен узнавать знакомые мелодии;
  • Нарушение видов памяти: кратко- и долговременной;
  • Аритмия – проблематика в восприятии и работе с музыкальными ритмами. Пациент не понимает структуру ритма мелодии;
  • Кроме слуховых расстройства, поражения височной доли влечет за собой расстройства эмоций (за счет повреждения находящихся в виске ножек гиппокампа, относящегося к лимбической системе).

Центральная полифагия (нарушение пищевого поведения) на сегодняшний день изучена недостаточно хорошо. Было замечено, что у пациентов, которым делали височную или фронтальную лоботомию, а также при опухолях в лобной доли была замечена полифагия.

Не нашли подходящий ответ?
Найдите врача и задайте ему вопрос!

Источник: https://sortmozg.com/structure/visochnye-doli-golovnogo-mozga-funktsii-i-stroenie

Зона брока и вернике

Поле вернике

Бытует мнение, что беседа — это психологический процесс, так как среднестатистическому человеку просто необходимо с кем-то общаться, пускай это будет даже животное. Ему необходимо знать, что его слушают. По этой причине люди, которые боятся остаться одни, разговаривают сами с собой — так у них складывается впечатление взаимного диалога.

Речь — это способ познания окружающего мира, позволяющий чувствовать себя его частью. Уже упомянутая выше зона Брока и предоставляет нам возможным слушать, понимать и отвечать на реплику собеседника.

Только этого не всегда достаточно для адекватного разговора, так как помимо понимания нужен еще хорошо поставленный голос, словарный запас, умение точно передавать свои мысли и еще целый ряд требований.

Предыстория

В медицинской практике первые эксперименты выявить области мозга, отвечающие за речь, делались в начале XIX века. В средине 1860-х годов французский антрополог и хирург Поль Брок опубликовал результаты своих исследований, где говорилось, что участок коры, отвечающий за речь, расположен в задней нижней области левого полушария. Это что касается левшей.

Результат был получен благодаря наблюдательности доктора. Он заметил, что у людей, которые пережили инсульт правого полушария, не наблюдались дефекты и расстройства речи. У кого левое полушарие пострадало из-за инсульта, такие аномалии выявлялись, причем довольно-таки выражено.

Эта зона мозга и называется область Брока.

Рассмотрим данный участок подробно: его расположение и назначение по мнению французского специалиста, а затем прибегнем к результатам учёных из Нью-Йоркского медицинского университета, чьи эксперименты подтверждают не изученность органа и фактически ставят крест на более чем полуторавековом представлении медицины и науки про центр речи в головном мозге.

Поль Брока и его открытие

Этот великий человек отдал всю свою жизнь изучению человеческого мозга. При жизни он шутил сам над собой, говоря, что собственную клинику любит чуть меньше, чем лабораторию, в которой проводит все свободное время.

Он был и антропологом, и нейрохирургом, и этнографом. Зона Брока была открыта хирургом во время лечения в его больнице двух пожилых мужчин.

Один из них болел более двадцати лет: отсутствие речи, паралич правой руки и ноги — это еще малая часть поражений, которые были замечены Полем.

Второй пациент прибыл в клинику с переломом бедра, как потом выяснилось, несколько лет назад у мужчины случился припадок, из-за которого он и потерял способность говорить. Впоследствии бедолага мог произносить лишь пять слов из родного французского языка.

Это сегодня хирурги сразу диагностировали бы поражение зоны Брока, а в те времена (начало 19 века) о такой части мозга даже не слышали, следовательно, лечить не пытались. Но Поль сразу понял, что за нашу речь отвечает левое полушарие мозга. В связи с этим были проведены многочисленные исследования, показавшие правильность доводов исследователя.

Вы когда-нибудь задумывались о том, где находится область, отвечающая за способность разговаривать? Зона Брока расположена в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария у людей, пишущих правой рукой. У левшей же все наоборот.

С помощью этого центра мы можем разговаривать, точнее, правильно строить предложения.

Например, маленькие дети не всегда доступно выражают свои мысли, так как зона Брока у них не так развита, как у взрослых, по причине небольшого опыта коммуникации.

Эта часть головного мозга представлена в виде некоего анализатора, который в первую очередь воспринимает полезную информацию и воспроизводит ее.

Практика и только практика! Нужно следить за своей речью и как можно чаще обращать внимание на свои ошибки. Разговор с самим собой при проблемах с речью также не будет лишним. Чтение книг и прослушивание известных классических произведений также способны помочь.

Но все же, если вы почувствовали, что проблема приобрела масштабный характер, следует обратиться к специалисту для предотвращения более серьезных заболеваний.

Современная медицина предлагает много препаратов и процедур, которые предотвратят развитие афазии зон Брока и Вернике.

Физиология

Центр Брока и Вернике – части мозга, которые связывают с речью с средины XIX века. В начале XX столетия выявлена и третья зона – оптическая. Первый центр, по представлениям науки – двигательный, связанный с моторикой речи.

Он управляет мышцами глотки, языка и обеих челюстей во время разговора.

Скорее всего, простирается вдоль латеральной поверхности обеих полушарий и затрагивает нижний участок передней извилины по центру и распространяется на переднюю часть островка.

На нём лежат функции воспроизведения речи, координации множества мышц, участвующих в образовании букв, слогов и их комбинаций. Повреждение или недостаточное развитие этой части мозга влечёт за собой:

  • остановку или значительное ухудшение координации движений при разговоре;
  • прекращение движений, участвующих в словообразовании;
  • произвольное произнесение каких-то слогов и слов.

Ещё при поражении области Брока больные не только не могут нормально или вообще разговаривать (воспроизводить речь), но и с трудом понимают речь или не понимают её. Всё зависит от степени пораженности.

Второй — область Вернике уже привязывают к таким функциям, как интерпретация, восприятие, усвоение и понимание сказанного другими людьми.

Центр дислоцируется в самом верху височной извилины в полушарии, которое является доминантным. Отсюда следует, что человек, ещё не умеющий разговаривать, имеет лишь зачатки этой области или не имеет её вообще.

Кто и когда определяет доминантную долю, где будет сформирована область Вернике, пока остаётся загадкой.

При поражении этой доли больной не может выстраивать логические предложения, наполненные смыслом. Если у него и получается что-то сказать, зачастую речь будет лишенной смысла – он выговорит несколько не связанных между собой фраз.

Есть и третий центр. Отвечает он за развитие образной и символьной речи. С разрушением или повреждением участка способность привязывать образы к каким-либо понятиям, узнавать символы (распознавать буквы) и составлять из них слова теряется.

Что представляет собой центр Брока и Вернике мы узнали, но лишь в интерпретации официальной науки, которая знает совсем немного. Есть и другое представление про речевые центры головного мозга, зоны Брока и Вернике.

Иное мнение

Поначалу ученые сходились во мнении, что зона Брока отвечает за воспроизведение информации, давая человеку возможность говорить, а область Вернике – за понимание чужой речи. Однако сейчас считается, что оба центра влияют и на понимание, и на воспроизведение, следовательно, проблемы с одним непременно ведут к проблемам с другим.

Развитие нейровизуализации позволяет сделать предположение, что функции, которые ранее по представлению учёных выполняли доли Вернике, осуществляются височными долями.

Существуют теории, утверждающие, что нижняя и средняя височные извилины обрабатывают речевую информацию. Также небольшая доля височной извилины работает для распознания и обработки речи.

Но это лишь предположения. Перейдём к результатам исследований.

Несколько лет назад Нью-Йоркский университет и медицинский центр при нём поставили под сомнение достижения Брока и Вернике, которые наблюдали за перенесшими инсульт людьми.

Учёные исследовали активность органов вполне здоровых пациентов при помощи современных инструментов – магнитно-резонансного томографа, работа коего основана на наблюдениях кровообращения при осуществлении различных задач.

Результаты позволили сделать вывод, что анатомия центров речи совсем не такая, как считалось на протяжении полутора веков.

Электроды накладывались прямо на поверхность коры мозга, что предоставляет возможность получить высокоточную картину с хорошим разрешением.

Части согласившихся на исследование электроды прикрепили к одному из полушарий, части – к обоим. Во время наблюдения они слушали речь, повторяли её про себя и в голос. Причём среди слов были не только им знакомые, но и придуманные, не несущие смысла. Неизвестные слоги позволили разделить функции произнесения речи и понимания смысла фраз.

В результате выявились центры, которые были наиболее активными. Располагаются они в обоих полушариях фактически в равной мере. Ещё был сделан вывод, что речевой отдел менее сложный, чем языковый.

Последний отвечает за понимание, обработку информации и составление логических фраз, а не просто произнесения слов или слогов, как речевой.

Потому и дети издают первые невыразительные слоги раньше, чем понимают речь посторонних.

Область Вернике

Эта область неспроста описывается в одной статье с упомянутым выше участком, ведь она по большей части служит для понимания и “переваривания” информации. Если зона Брока находится в доле лба в левом полушарии, то область Вернике может располагаться как в правом, так и в левом полушарии в верхневисочной области.

она кажется непонятной, слова подобраны будто наугад и порой имеют несколько смыслов. Однако сам больной не подозревает, что он говорит непонятно, поэтому очень часто расстраивается из-за того, что другие люди не могут нормально ответить ему. При этом понимание команд, направленных на мышцы, сохраняется, к примеру: “Закрой глаза”.

Причины нарушения речи у детей

Чтобы ребёнок полноценно развивался, необходимо в достаточной мере развить его речевой аппарат и избежать факторы, отрицательно на это влияющие. К ним относятся:

  • генетическая предрасположенность – механизм толком нигде не объясняется, но избежать этого своими силами практически невозможно, остаётся надеяться на природу;
  • проблемы с органами слуха – если речь человек слышит неразборчивой, так же она и воспроизводиться им будет;
  • торможение в развитии психики;
  • физические отклонения в восприятии мира из-за патологий соответствующих мозговых центров;
  • влияние некоторых медикаментов или совместного приема нескольких лекарств одновременно;
  • недостаточное внимание со стороны родителей и несвоевременное обращение к специалистам.

В организме всему отведено своё время, и, если вовремя ребёнок не начнёт говорить, высока вероятность того, что сделать он это не сможет никогда даже при помощи современной медицины, так как время было потеряно. Тому пример – дети-маугли: если половое созревание ребёнка произошло в дикой природе, никто и ничто не сможет социализировать такое дитя.

Проблемы с речью после инсульта

После нарушения кровообращения в мозге – инсульта, большинство пациентов не могут произнести внятного предложения, а порой даже словосочетания. Не факт, что в таком состоянии они вообще могут рационально мыслить и составлять эти предложения в уме. В науке определено две группы нарушений речи у людей после инсульта:

  • афазия – когда страдает кора мозга, отвечающая за речь и целый перечень иных психических и физиологических процессов;
  • дизартрия – состояние, причиной коего является иннервация мышц речевого аппарата, расположенных в носоглотке.

Мы видим, что высказанная в начале статьи мыль о том, что человек практически ничего не знает про головной мозг, подтверждается.

Люди полтора века признавали, что центр Брока расположен в левом полушарии, его основная функция – воспроизведение речи, но недавно было открыто, что ни один мозговой центр в полной мере не берёт на себя все эти функции. Вскоре учебники придётся писать заново.

Источник: https://doktor-guru.ru/zona-broka-vernike/

Район Вернике: анатомия, функции и расстройства

Поле вернике

Хотя видение локализации, приписывающее понимание языка области Вернике, региону, находящемуся в височной доле, преобладало с конца 19-го века, в последние годы научное сообщество демонстрирует, что нервная сложность этой характерно человеческой функции очень больше, чем считалось.

В этой статье мы опишем Анатомическое строение и функции района Вернике , Мы также поговорим о наиболее характерных симптомах языкового расстройства, связанного с повреждениями в этой области мозга: афазия Вернике, также называемая «сенсорной» или «рецептивной».

  • Может быть, вам интересно: «Афазия: основные языковые расстройства»

Анатомия и структура Вернике

Область Вернике – это область мозга, которая он расположен в задней части верхней височной извилины доминирующего полушария , как правило, левые, с большим количеством исключений среди левшей. Верхняя височная извилина расположена вблизи первичной слуховой коры, а также самых внешних частей этой сенсорной системы.

Эта область мозга ограничивает угловое вращение теменной доли, которая участвует в языке, мышлении и памяти. Орошение крови в регионе Вернике зависит от средней мозговой артерии, фундаментальной для транспортировки питательных веществ в кору в целом.

Есть некоторые разногласия по поводу точного разграничения района Вернике. Таким образом, хотя многие эксперты считают, что передняя часть области Бродмана 22 височной доли (участвует в распознавании слуховых вербальных раздражителей по данным нейрофункциональных исследований), другие помещают его в мультимодальную кору темени.

  • Связанная статья: «Части человеческого мозга (и функции)»

Функции этой области мозга

Эта корковая структура была впервые описан немецким неврологом и психиатром Карлом Вернике в 1874 году. Этот автор предположил существование связи между областью мозга, которой будет присвоено его имя, и производством и имитацией устного языка. Его гипотеза была основана на анализе поражений верхней височной извилины и связанных с ней признаков.

С этой вехи в области нейроанатомии он начал консолидировать локализаторское видение, приписывающее рецептивный язык (то есть слуховое понимание речи) области Вернике. С этой точки зрения регион считается мозговой центр для понимания языка или, по крайней мере, очень важная структура в этой функции.

Среди когнитивных функций, которые были связаны с областью Вернике на протяжении 19 и 20 веков, мы находим семантическую обработку лингвистической информации (как в слуховой, так и в письменной форме), распознавание языка и его интерпретацию.

Недавние исследования языка

Важно упомянуть отношения между районом Вернике и Брокой Находится в переднем мозге и традиционно связан с продукцией языка. Долгое время считалось, что эти две области связаны через набор нервных волокон, называемых «арочные пучки».

Однако теперь мы знаем, что на самом деле дугообразный пучок соединяет область Вернике с премоторной и моторной корой в целом, а не только с областью Брока; В любом случае нецинированный пучок будет отвечать за это взаимодействие. Еще более актуальными являются открытия о функциях этих двух регионов.

В то время как понимание языка традиционно относилось к области Вернике, недавние исследования с нейровизуализацией показывают, что этот регион может быть более вовлечен в производство речи , Как это ни парадоксально, в настоящее время также считается, что область Брока может быть связана главным образом с пониманием языка, а не с его производством.

В любом случае важно отметить, что функции мозга обычно не находятся в одной структуре мозга. Точно так же язык – очень сложная функция, в которой крупные регионы и сети, которые включают главным образом, но не исключительно, лобные и височные доли, выполняют важные роли.

Симптомы афазии Вернике

Часто поражения височной доли доминирующего полушария головного мозга вызывают расстройство языка, которому дали название “афазия Вернике” из-за его отношений с областью, которая касается нас.Это изменение также было названо «сенсорной афазией», «восприимчивым», «понимающим» и «текучим» на основании его определяющих характеристик.

Люди с афазией Вернике с трудом понимают речь других людей. Кроме того, несмотря на то, что он подвижный и хорошо сформулированный, его речь часто бессмысленна и полна парафазий или замены фонем на аналогичные. Эти изменения также происходят в письменном языке, который разделяет мозговую основу с разговорной.

Поразительное сходство симптомов афазии Вернике с изменениями языка, происходящими в контексте шизофрении. Таким образом, в обоих расстройствах мы находим такие явления, как неологизмы (слова без общего значения) и отсутствие согласованности предложений (шизоафазия, параграматизм или салат из слов) .

  • Статья по теме: «Афазия Вернике: описание, симптомы и причины»

Устройство и работа мозга (October 2020)

Источник: https://ru.yestherapyhelps.com/wernicke-area-anatomy-functions-and-disorders-13437

Центр Брока и зона Вернике в мозге

Поле вернике

Центр Брока – это участок мозгового вещества, ответственный за формирование и воспроизведение устной речи. В процессах понимания и произношения слов участвуют многочисленные отделы головного мозга.

Повреждение обозначенных мозговых структур приводит к нарушению восприятия чужих фраз, невозможности произносить слова и логичные, завершенные словесные выражения.

Прогноз при речевых расстройствах зависит от локализации и размеров патологического очага.

  • 1 Характеристика
  • 2 Особенности речевой системы
  • 3 Функции
  • 4 Патологии

Характеристика

В неврологии традиционно выделяют мозговые отделы, какие отвечают за речь – эти части головного мозга расположены в левом полушарии (у правшей).

Речевой центр Брока находится в области лобной извилины, которая считается нижней, где пролегает ее задний участок.

Центр Вернике, ответственный за речевую функцию – это структура, пролегающая в области заднего сегмента височной извилины, которая считается верхней.

В ходе нейровизуализации (МРТ) подтверждается увеличение активности нейронов на обозначенных участках в момент, когда человек выполняет речевое задание (чтение текста, подбор слов, продолжение предложений). Параллельно происходит активация структур-гомологов (обладают схожим строением и свойствами) в правом полушарии. Причем интенсивность активации левосторонних структур выше, чем правосторонних.

Речевые зоны, пролегающие в головном мозге, в момент возбуждения активно взаимодействуют с другими участками – нижними сегментами прецентральной и постцентральной извилин, зрительной корой, гемисферами мозжечка.

При органическом повреждении мозговых центров речи не происходит активация обозначенных структур. Участки повышенной интенсивности (по данным нейровизуализации) в рамках деятельности нейронов смещаются к периферии.

Как следствие подключения компенсаторных механизмов расширяются участки и области мозга, отвечающие за речь, что приводит к восстановлению речевых навыков. Например, у пациентов с афазией (расстройство речи с нарушением восприятия слуховых стимулов) происходит активация таких структур, как верхняя долька темени, извилины правой и левой гемисферы – угловая, надкраевая.

Особенности речевой системы

Центры речевой функции, находящиеся в мозге, претерпели в процессе эволюционного развития человека колоссальные изменения.

Предпосылкой для развития речи у древних людей служила подвижность губ и языка (в сравнении с животными). Речевая система современного человека условно состоит из отделов – центрального и периферического.

В первом случае подразумеваются центры Вернике и Брока, которые расположены в левом полушарии.

К периферическому отделу относятся органы слуха, артикуляционный и ой аппарат. Многие гласные звуки носят рефлекторный характер, что обуславливает их зависимость от физиологических процессов. Например, болезненные ощущения сопровождаются непроизвольными стонами «о» или «ох», которые образуются в результате прерывания дыхательного движения на выдохе.

Анатомо-физиологические механизмы формирования речи и слуха отражают деятельность соответствующих центров, которые находятся в головном мозге, преимущественно где пролегают извилины – лобная и височная.

Мозговые центры, в частности Брока и Вернике, играют решающую роль в формировании речевых навыков, причем расположение обоих участков в левом полушарии указывает на большое значение этой гемисферы в осуществлении речевой деятельности.

Функции отдельных зон мозга, отвечающих за речь, различаются. Например, височная доля левой гемисферы отвечает за слуховую и речевую память. Повреждение этого участка мозга сопряжено с нарушением понимания смысла вербальных стимулов. Человек перестает понимать обращенные к нему слова, особенно если их смысл зависит от контекста (в рамках предложения).

При повреждении таких отделов головного мозга, как область Вернике и задние ассоциативные зоны, обеспечивающие фонематическое восприятие речи, происходит нарушение интеграции элементов речи в единую смысловую схему.

При сохранении целостности обозначенных мозговых структур и одновременном повреждении лобных участков, затрудняется понимание сложных фраз и глубокомысленных высказываний.

Подобная симптоматика обусловлена утратой функций, которые регулируются лобными участками:

  1. Способность планировать, программировать действия.
  2. Познавательная деятельность, поиск нужной информации.
  3. Анализ существенных речевых элементов в пределах развернутого, сложного высказывания.

Центр Брока представляет собой отдел, который отвечает за способность человека произносить слова, что предполагает возможность называния предметов и формирования фраз.

Этот участок мозга отвечает за реализацию речи, какой она представлена в устной форме, повреждение мозгового вещества в этом отделе сопровождается запинанием на каком-либо слоге, неоднократным повторением предшествующей артикуляции, перестановкой букв в слове.

В реализации речевой функции устной формы принимают участие другие участки мозга. Например, чтобы назвать слово, нужно перекодировать зрительный стимул в звуковой (ой) эквивалент.

В операции участвуют теменные и затылочные структуры.

Поддержание определенной акустической (относящейся к слуховому восприятию) структуры слова невозможно без участия височной области, пролегающей с левой стороны головы.

Нарушение называния предметов нередко происходит вследствие ухудшения сложных процессов, протекающих в мозговом веществе. Например, для выбора единственного правильного варианта названия предмета требуется торможение других альтернатив. В этих процессах участвуют структуры лобной коры.

Другие важные задачи лобной коры связаны с воплощением замысла фразы в словесную форму. Один из ведущих симптомов повреждения вещества лобных долей – отсутствие речевой инициативы. Больные не произносят слова самостоятельно без внешних стимулов. В рамках диалога пациенты ведут себя пассивно, ограничиваются односложными повторениями.

В направлении кпереди от центральной борозды лобной доли находится дополнительная моторная область речи. При повреждении этого участка происходит изменение речевого ритма и интонации. При этом пациент теряет способность грамотно выстраивать предложения – пропускает предлоги и союзы, не может выбрать подходящее местоимение и поставить глагол в нужное время.

Причем грамматика страдает в собственной устной и чужой воспринимаемой речи. Зоны Брока и Вернике, которые в единую систему соединяются пучком нервных волокон, находятся в левом полушарии. Однако структуры правой гемисферы также участвуют в формировании вербальных знаков. Повреждение мозгового вещества в правом полушарии приводит к нарушениям:

  • Изменение интонационных компонентов.
  • Изменение высоты и силы (громкости) голоса.
  • Изменение эмоциональной составляющей словесных изречений.

Голосовые реакции управляются лимбической системой, что обеспечивает звучащим фразам определенную эмоциональную окраску. В правой гемисфере пролегают структуры, которые анализируют вербальный материал на зрительно-пространственном уровне. В ходе инструментального обследования выявляется усиление активности структур таламуса при восприятии речевых стимулов.

Функции

Мозговые центры в пределах речевой системы функционально связаны и взаимодействуют с такими отделами, как зоны ассоциативной коры, участки двигательной, артикуляторной деятельности, подкорковые структуры.

Участие в речевой системе многочисленных мозговых отделов ассоциируется с большим количеством вариантов течения афазии (например, корковая, подкорковая, динамическая, моторная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая формы).

С другой стороны, наличие большого количества структурных компонентов речевой системы способствует восстановлению речевой функции по компенсаторному типу в случаях, когда повреждается определенный участок мозга. Расширение возможностей восстановления функций ассоциируется с теорией нейропластичности – способности нормальных нервных клеток брать на себя задачи поврежденных.

Центр Брока отвечает за воспроизводство вербальных стимулов, зона Вернике – за восприятие вербальных стимулов, оба участка находятся в левой гемисфере. В восприятии слышимых вербальных знаков принимают участие структуры слуховой коры, находящиеся в левом полушарии. Нейроны этого участка воспринимают и идентифицируют фонемы – простые звуки из которых состоят слова.

Фонемический слух (способность различать фонемы) нарушается при повреждении обозначенных отделов коркового слоя. Речевой аппарат содержит отделы – регулирующий и исполняющий.

Регулирующий отдел пролегает в левом полушарии мозга, какое в большей степени, чем правое, отвечает за речевое воспроизведение и слух.

В состав регулирующего аппарата входят проводящие пути и ядра стволового отдела (преимущественно находящиеся в продолговатом мозге).

Нервные окончания, принадлежащие к регулирующему отделу головного мозга, отходят в направлении мышц, отвечающих за артикуляционные навыки (язык, губы, щеки). Нервные окончания в составе регулирующего отдела отходят в направлении мышц дыхательной системы и ого аппарат. Некоторые участки коркового слоя играют решающую роль в формировании вербальных стимулов:

  1. Лобные извилины. На этом участке в головном мозге находится двигательный центр речи. Благодаря деятельности обозначенных структур человек произносит слова и фразы.
  2. Височные извилины. Воспринимают слуховые стимулы – чужую речь.
  3. Теменная доля коркового слоя. Участвует в процессе понимания чужих слов.
  4. Затылочная доля. Участвует в восприятии и идентификации зрительных стимулов и соответственно письменного текста.
  5. Подкорковые ядра. Регулируют ритмичность, темп, выразительность воспроизводимых слов и фраз.

Проводящие пути соединяют корковые участки мозга с органами артикуляционного и ого аппарата, что позволяет управлять мышечными сокращениями и создавать нужные звуки при помощи языка, губ, щек. Проводящие пути системы речи берут начало в области Брока.

Патологии

Речевая дисфункция – второй по распространенности дефект, выявляющийся у пациентов, перенесших инсульт. Статистика показывает, постинсультная афазия диагностируется у 30-40% пациентов. У 20-40% больных речевые расстройства развиваются на фоне нейрохирургического вмешательства, обусловленного разными причинами (кровоизлияние, очаги абсцесса, опухоли).

В 30% случаев афатические расстройства обусловлены черепно-мозговой травмой. Нарушения речи часто связаны с повреждением вещества мозга в зонах Брока и Вернике.

Афазия препятствует социальной адаптации и понижает уровень профессиональной пригодности.

Независимо от того, какое полушарие отвечает за речь, нарушение речевой функции может произойти при повреждении мозгового вещества в обеих гемисферах.

Центры управления мышцами языка, щек, губ находятся в стволе мозга, откуда отходят черепные нервы, иннервирующие элементы артикуляционного аппарата. Бульбарный синдром, возникающий на фоне повреждения черепных нервов, проявляется дизартрией (нарушение иннервации элементов произносительного аппарата) и дисфонией (снижение силы и звучности голоса).

Афазия – системное расстройство, которое проявляется множественными нарушениями. Например, при повреждении участка мозга, ответственного за формирование звуков, последующие расстройства (нарушение формирования слов, предложений, письменной речи) являются следствием первого. Афатические расстройства у детей отличаются особенностями.

Например, у пациентов детского возраста отмечается меньшая стойкость патологической симптоматики, связанной с речевой дисфункцией.

У ребенка симптомы явно выражены в остром периоде первичного заболевания (травмы в зоне головы, нарушение мозгового кровотока).

Патологическая симптоматика чаще носит обратимый характер, быстро регрессирует на фоне корректного лечения, что обусловлено большой пластичностью детского мозга.

Зона Брока отвечает за способность человека произносить слова и фразы. Повреждение этого участка мозга провоцирует развитие речевых расстройств.

Источник: https://golovmozg.ru/struktura/tsentr-broka-i-zona-vernike-v-mozge

Где находится зона Брока?

Поле вернике

Что такое речь? Почему обезьяны еще в эру динозавров вдруг начали “разговаривать” и очеловечиваться? Зачем людям общаться с помощью слов? Эти и другие вопросы возникают у исследователей всего мира, однако не все ученые мужи согласились с тем, что речь – это вынужденная мера. Есть мнение, что древние люди сами не хотели разговаривать, им вполне нравилось общаться с помощью нечленораздельных звуков и жестов, но… природе так было нужно. Большинство же специалистов говорят, что “виновата” в нашей способности говорить вовсе не природа, а сам мозг. Зона Брока и область Вернике – вот ответственные за общение и распознавание информации части головного мозга. Но, даже зная это, психологи не успокаиваются, ведь как действуют две эти зоны – совместно или по-отдельности, отвечая за разные процессы, – до сих пор неизвестно.

Речь как продукт деятельности мозга

Бытует мнение, что беседа — это психологический процесс, так как среднестатистическому человеку просто необходимо с кем-то общаться, пускай это будет даже животное. Ему необходимо знать, что его слушают. По этой причине люди, которые боятся остаться одни, разговаривают сами с собой — так у них складывается впечатление взаимного диалога.

Речь — это способ познания окружающего мира, позволяющий чувствовать себя его частью. Уже упомянутая выше зона Брока и предоставляет нам возможным слушать, понимать и отвечать на реплику собеседника.

Только этого не всегда достаточно для адекватного разговора, так как помимо понимания нужен еще хорошо поставленный голос, словарный запас, умение точно передавать свои мысли и еще целый ряд требований.

Зона Брока

Вы когда-нибудь задумывались о том, где находится область, отвечающая за способность разговаривать? Зона Брока расположена в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария у людей, пишущих правой рукой. У левшей же все наоборот.

С помощью этого центра мы можем разговаривать, точнее, правильно строить предложения. Например, маленькие дети не всегда доступно выражают свои мысли, так как зона Брока у них не так развита, как у взрослых, по причине небольшого опыта коммуникации.

Эта часть головного мозга представлена в виде некоего анализатора, который в первую очередь воспринимает полезную информацию и воспроизводит ее. Поражение данной области называется афазией.

Выражение “не может и двух слов связать” ярко характеризует это заболевание, так как человек в прямом смысле не может преобразовать ряд слов в предложение.

Мнения ученых

Поначалу ученые сходились во мнении, что зона Брока отвечает за воспроизведение информации, давая человеку возможность говорить, а область Вернике – за понимание чужой речи. Однако сейчас считается, что оба центра влияют и на понимание, и на воспроизведение, следовательно, проблемы с одним непременно ведут к проблемам с другим.

Как улучшить работу речевых зон?

Практика и только практика! Нужно следить за своей речью и как можно чаще обращать внимание на свои ошибки. Разговор с самим собой при проблемах с речью также не будет лишним. Чтение книг и прослушивание известных классических произведений также способны помочь.

Но все же, если вы почувствовали, что проблема приобрела масштабный характер, следует обратиться к специалисту для предотвращения более серьезных заболеваний.

Современная медицина предлагает много препаратов и процедур, которые предотвратят развитие афазии зон Брока и Вернике.

Источник: https://FB.ru/article/256233/gde-nahoditsya-zona-broka

Центр речи мозга человека и его патологии

Поле вернике

Головной мозг – голова всему организму, самый загадочный и неизученный объект во Вселенной.

Одни учёные считают, что он является самодостаточным органом, который управляет всеми процессами организма, другие – что это лишь приемо-передающее и обрабатывающее поступающую из внешней среды информацию устройство. У обеих сторон есть масса теорий, доводов, примеров и опытов, подтверждающих их правоту.

Вылечим любую болезнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: