Показателем формирования критичности к психопатологической симптоматике является

Исследование критичности. Оценка и интерпретация результатов

Показателем формирования критичности к психопатологической симптоматике является

Критичность – умение строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против, намечающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке.

Некритичность – выраженная перестройка личностных особенностей, приводящая к отсутствию осознанной мотивации и невозможности вызвать установку на адекватное отношение к окружающей среде.

Некритичность мышления в ситуации патопсихологического эксперимента характеризуется утратой контроля над интеллектуальными процессами.

Некритичность проявляется и в отсутствии рассудительного отношения к своему состоянию у психически больных (анозогнозии).

Таким образом, выделяют следующие виды нарушений критичности (по И.И. Кожуховской):

  • Некритичность к собственным суждениям, действиям, высказываниям.
  • Некритичность к собственной личности.
  • Некритичность к психопатологическим переживаниям.

Непосредственно охватить и зафиксировать особенности критичности, проявляющиеся в актах поведения, в наибольшей степени позволяет метод наблюдения.

Во избежание пропусков при фиксации результатов наблюдения, а также в целях их систематизации и облегчения их количественной обработки целесообразно предварительно составить схему наблюдения. В частности выделяют (Мещерякова К.В.

, 2008, 2010) следующие клинико-психологические проявления нарушений критичности, диагностируемые при наблюдении:

  • Трудности усвоения инструкций
  • Ответы не в плане заданного вопроса
  • Отрицание наличия психического расстройства
  • Игнорирование собственных ошибок
  • Отстаивание собственных ошибочных  решений
  • Отсутствие старательности при выполнении заданий
  • Игнорирование критических замечаний со стороны экспериментатора
  • Снижение чувства дистанции
  • Облегченное, несерьезное отношение к исследованию
  • Негативное отношение к исследованию
  • Отказные реакции
  • Протестные реакции (в т.ч. критика заданий)
  • Бравада (склонность к переоценке себя)
  • Неустойчивость эмоционального фона, раздражительность
  • Повышенная импульсивность (опережающие реакции)
  • Враждебность, агрессивность
  • Излишне раскованное поведение

На данный момент не существует специальных методик, прицельно направленных на исследование нарушений критичности, оцениваются в основном косвенные результаты различных методик.

Программа психологического исследования критичности включает в себя использование экспериментально-психологических методик, направленных на исследование самооценки, ценностных ориентации, эмоционально-мотивационной сферы.

Применяются также методики для исследования познавательных процессов, поскольку «они не существуют изолировано от установок и потребностей личности» [Кожуховская И.И., 1985, с. 15].

Проба Эббингауза

Проба Эббингауза предназначена для выявления критичности мышления; исследования зависимости между оценкой экспериментатора и влиянием этой оценки на критическое отношений больных к своим ошибкам. Оборудование: текст с пропущенными словами. 1) Стал дед очень стар.

Ноги у него не______________________________. Глаза не _________________________, уши не _________________________. Зубов не стало.

И когда он ел, у него текло изо_________________________, Сын и невестка перестали его за _____________________сажать и давали ему __________________за печкой.

Снесли ему раз обедать в ________________, он хотел ее подвинуть, да уронил на ____________________________, чашка и__________________. Стали тут______________бранить старика за то, что он им все в ______________портит

и ____________________бьет.

2) Над городом низко повисли снеговые_____________________. Вечером началась_____________________. Снег повалил большими_________________________. Холодный ветер выл, как __________________, дикий____________________________. В конце пустынной и глухой______________________ вдруг показалась какая-то старая женщина.

Она медленно и с __________________________________________________ Перебиралась по ______________________________. Она была худа и бедно______________________. Она продвигалась медленно вперед, валенки хлябали___________________________ей идти.

На ней было плохое_______________________с узкими рукавами, а на плечах___________________. Вдруг женщина__________________________ и наклонившись, начала что-то________________________________ у себя под ногами.

Наконец, она стала на _________________________

и своими__________________________посиневшими от ___________________ руками стала _____________________________по сугробу.

3) Если хотят ехать, идут на ___________________. Сначала в__________________, покупают себе__________________. Уже готов_____________________ с длинным ___________________вагонов. Быстро входят и _______________________ места. Медленно начинают вертеться_____________________.

Поезд_______________, оставшиеся машут__________________________________.

Протокол: Отдельный протокол вести не обязательно. Инструкция: 1. «Заполните каким-либо словом каждый пропуск». 2. После заполнения текста, независимо от наличия или отсутствия в нем грубых ошибок: «Вы допустили ошибку. Сделайте это задание еще раз, но теперь будьте более внимательны, постарайтесь исправить свою ошибку».

Интерпретация.

1) Здоровые испытуемые легко ориентируются в незнакомом тексте, прочитав 2–3 предложения понимают, что имеют дело со связанным по смыслу рассказом. В трудных местах текста иногда бывают ошибки, которые исправляют при повторном заполнении. При повторном заполнении пишут те же слова или заменяют их синонимами. 2) Больные с органическим поражением мозга хуже ориентируются в тексте, чаще допускают ошибки, медленней работают. После критических замечаний экспериментатора исправляют ошибки, но работают еще медленней.

3) Больные шизофренией при первом заполнении текста допускают грубые ошибки, не соотносят вставленные слова с предложениями (а не только совсем текстом), проявляют безразличие в случае затруднений. После критических замечаний и дополнительной инструкции ничего не исправляют, повторное заполнение текста не отличается от первого.

Методика Дембо-Рубинштейн

Методика Т.Дембо в варианте С.Я.Рубинштейн. Предназначена для выявления самооценки и сознания болезни у взрослых и детей. Оборудование: лист бумаги, карандаш. Инструкция: Проводится в виде свободной беседы.

Экспериментатор проводит на чистом листе бумаги длинную вертикальную черту и говорит больному: «Допустим, на этой линии расположились все люди всего мира: вот здесь вверху (показ) самые здоровые, а здесь внизу (показ) самые больные.

Как вы думаете, где ваше место среди всех этих людей по состоянию здоровья? Поставьте этим карандашом отметку – черту в том месте, где, как вам думается, вы находитесь». (Больному дают карандаш для отметки.) Инструкцию можно разъяснять и повторять, но обсуждать решение больного пока не следует.

Затем рядом с первой линией проводят еще одну такую же вертикальную черту и предлагают аналогичную задачу: «Если на этой линии расположить всех людей по уму – вверху пусть будут самые умные (талантливые), внизу – самые глупые, а в середине – средние. Где бы вы определили свое место?» (Предлагают больному цветным карандашом отметить свое место.

) На третьей линии таким же образом располагают людей по характеру: «у пусть будут самые хорошие, внизу – самые плохие по характеру люди». (Снова предлагают больному отметить свое место.) Последняя, четвертая, линия представляет собой распределение всех людей «по счастью» – вверху самые счастливые, внизу несчастные.

(Больному предлагают отметить цветным карандашом свое место на этой четвертой линии.) В зависимости от того, где поставил черточку больной, его спрашивают, каких людей он считал бы несчастливыми (или счастливыми). Можно также поставить вопрос о том, чего не хватает больному для полноты счастья, что он понимает под счастьем, от чего оно зависит.

Затем экспериментатор таким же образом беседует с больным относительно трех первых показателей. Так, если больной отнес себя к наиболее здоровым людям, его спрашивают о том, каких людей он отнес бы к наиболее больным, а если он ставит свою отметку между здоровыми и средними – спрашивают о том, чего ему не хватает, чтобы признать себя вполне здоровым.

Несколько осторожнее по форме ведется обсуждение самооценки больного по уму – спрашивают, какими качествами своего ума больной недоволен, каких людей считает самыми умными, каких – самыми глупыми. Опрос об отметке по характеру ведется так, чтобы выяснить, какие черты характера больной считает самыми плохими, а какие хорошими и в чем он видит недостатки собственного характера. Протокол: Записываются ответы по темам «Здоровье», «Ум», «Характер», «Счастье».

Интерпретация:

  • У психически здоровых взрослых и подростков независимо от их самооценки и объективной жизненной ситуации обнаруживается чисто позиционная тенденция к точке «чуть выше середины».
  • При различных психических заболеваниях отметки самооценки обнаруживают тенденцию к крайним местам линии.
  • В процессе выполнения задания могут быть выявлены: депрессивная самооценка, эйфоричность.

Особенности проведения методики Дембо-Рубинштейн у детей: Первая вертикальная линия представляет собой оценку по росту в соотношении с классом, в котором учится ребенок. Это проводится для того, чтобы лучше разъяснить детям инструкцию. Затем следуют линии оценки по здоровью и по уму (на линии расположено все человечество).

При оценке по уму ребенку предлагают на той же линии обозначить черточкой место своего соседа по парте и место своего учителя (или учительницы). Последние две отметки должны быть сделаны разными цветными карандашами, чтобы в дальнейшем нельзя было их спутать.

Оценка по характеру и по счастью дается лишь в сравнении с учениками своего класса.

После того как проставлены все цветные черточки на всех линиях, начинается беседа с ребенком, цель которой выяснить соображения ребенка при той или иной оценке так же, как это описано в беседе со взрослыми.

Этот простой экспериментальный прием дает возможность выявить самооценку детей, которую можно рассматривать как один из показателей зрелости их личности.

Метод исследования уровня притязаний

Диагностика предназначена для исследования личностных реакций. Была разработана немецким психологом Ф.Хоппе. Оборудование. Для проведения эксперимента следует приготовить 16 карточек с написанными на них номерами от 1 до 16. Кроме того, нужно приготовить секундомер или часы, лист бумаги и карандаш для больного. Перед экспериментатором должен лежать лист бумаги с наборами разных задач.

Суть эксперимента заключается в следующем. Больному предлагают ряд задач, пронумерованных по степени трудности от легких до самых трудных, и представляют возможность каждый раз самому выбирать задачу для решения. Экспериментатор должен иметь возможность по собственному усмотрению создавать ситуацию успеха (и вовсе не обязательно заслуженно).

Действительные достижения больного в данном опыте значения не имеют, но больному по неизвестно, напротив – он должен быть убежден в противном. Важно лишь то, как больной реагирует на свой успех или неудачи, какие по трудности задачи он выбирает после того, как пережил успех или неуспех.

Следует подчеркнуть, что задачи должны объективно для каждого больного различаться по степени трудности – от предельно легких до чрезвычайно трудных.

Интерпретация.

У психически полноценных, личностно адекватных людей выбор следующих номеров задач зависит от успехов или неудач в предыдущих решениях. Иными словами, достижения, успешные решения создают у людей некоторую уверенность в своих возможностях и приводят к постепенному повышению самооценки и уровня притязаний, то есть к выбору более трудных задач, а неудачи, безуспешные попытки решить трудные задачи приводят к снижению уровня притязаний, то есть к выбору более легких задач.
Колебания в выборе (переход к легким задачам после неудач и наоборот) у людей с устойчивым характером носят более или менее плавный, мягкий характер, а при эмоциональной неустойчивости психопатов эти колебания носят очень резкий характер.

Литература: 1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология: учебное пособие для студ. вузов. / Б.В.Зейгарник. – М.: Академия, 2000. – С. 147–152. 2. Кожуховская, И.И. Нарушение критичности у психически больных. / И.И. Кожуховская. – М.: МГУ, 1985. – 80 с. 3. Мещерякова, К.В.

Особенности экспериментально-психологического исследования нарушений критичности при судебно-психологической экспертизе. / К.В. Мещерякова, А.Ю. Рязанова // Вестник ЮурГУ, Серия Психология, 2008, выпуск 3. – №3 – с. 67 –70 4. Мещерякова, К.В.

Психодиагностические критерии нарушений критичности подростков при судебно-психиатрический и судебно-психологической экспертизе. / К.В.Мещерякова, А.Ю.Рязанова // Вестник ЮурГУ, Серия Психология, 2010, – № 4 – с. 77 –81. 5. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. / С.Я. Рубинштейн – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – С.

153–166.

Источник: Беребин М.А. Практикум по патопсихологии: учебное пособие / А.Ю. Рязанова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017. – 131 с.

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/195-patopsixologiya/2548-issledovanie-kritichnosti-oczenka-i-interpretacziya-rezultatov

Шкала позитивной и негативной психопатологической симптоматики

Показателем формирования критичности к психопатологической симптоматике является

Материал Psylab.info – энциклопедии психодиагностики

Не следует путать со Шкалой позитивного аффекта и негативного аффекта (PANAS)

Шкала позитивной и негативной симптоматики (Positive and Negative Syndrome Scale – PANSS) – клиническая рейтинговая шкала, предназначенная специально для типологической и многомерной оценки психопатологической симптоматики у больных шизофренией, особенно для выявления и регистрации позитивных и негативных синдромов в соответствии с концепцией Т. Кроу (1980) и Ненси Андреасен (1982).

История создания

Шкалу предложила группа американских исследователей из Колледжа медицины имени Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке под руководством Stanley Kay.

Взяв за основу 18 валидизированных симптомов Шкалы продуктивной симптоматики и 12 наиболее независимых признаков из Программы психопатологической оценки, они разработали Шкалу позитивных и негативных синдромов – PANSS (The Positive and Negative Syndrome Scale), которая состояла из трех подшкал, включающих по 7 симптомов для оценки позитивных и негативных синдромов и 16 симптомов шкалы общих психопатологических синдромов, а также 3 дополнительных симптома для оценки риска агрессии.

Первоначальный вариант шкалы представлял собой простую адаптацию этих двух достаточно апробированных на практике психометрических инструментов.

По мере апробации шкалы постепенно были введены строгие операциональные критерии проведения интервью, разработаны новые, более четкие дефиниции отдельных симптомов и градаций их выраженности.

Число симптомов, оценивающих позитивную и негативную симптоматику, было сбалансировано, и из негативной шкалы были исключены признаки, коррелирующие с позитивными симптомами.

Доказав высокую внутреннюю и внешнюю надежность шкалы и ее пригодность для типологической и многовекторной оценки состояния больного, S.

Кау с сотрудниками прежде всего показали относительную независимость существования и течения позитивной и негативной симптоматики при шизофрении, что, в целом, согласовалось с концепцией Т. Crow.

Изучая другие факторы, коррелирующие с «негативным подтипом» шизофрении, они предположили, что его развитие может быть связано с генетической предрасположенностью к стрессу в ранний период жизни больного.

Этим можно было объяснить задержку развития когнитивных функций и низкий уровень преморбидной адаптации. К моменту манифестирования продуктивной (галлюцинаторно-бредовой) симптоматики у многих больных уже имелся отчетливый мультимодальный дефицит, в том числе когнитивный.

Вместе с тем у хронически больных с преобладанием негативных расстройств отчетливой корреляции с когнитивными нарушениями не наблюдалось. Другими словами, в отличие от гипотезы Т. Crow в этих исследованиях было показано, что негативный дефицит предшествует развитию психоза и больше связан с патологией развития, чем с нейробиологическими нарушениями, развивающимися в процессе заболевания.

Теоретические основы

Хорошо себя зарекомендовавшие и надежные психометрические техники являются важными предпосылками для получения достоверных научных сведений и правильного понимания клинических синдромов шизофрении.

Обзор существующих методов оценки позитивных и негативных симптомов выявил несколько основных ограничений: неадекватное определение симптомов; недостаточность операциональных критериев оценки; отсутствие информации о надежности и валидности; несбалансированность числа симптомов, отражающих позитивные и негативные расстройства; нечеткость или отсутствие стандартной психиатрической процедуры интервью для получения данных; неадекватность содержательного отражения симптомов; регистрация наличия признака без отражения выраженности симптомов его составляющих; невозможность одновременного использования для типологической и многофакторной оценки; недостаточность доказательств чувствительности к фармакотерапевтическим изменениям состояния; отсутствие показателя, отображающего преобладание позитивной или негативной симптоматики; недооценка другой психопатологической симптоматики и ее влияния на тяжесть позитивных и негативных синдромов.

Авторы PANSS приняли во внимание большинство этих методологических и психометрических соображений и разработали четко сформулированную, стандартизованную методику для оценки позитивных и негативных симптомов. Важно, что вся процедура проводится в относительно короткое время с минимальным переобучением клинициста и может использоваться многократно для оценки динамики состояния, в том числе под влиянием терапии.

Существуют многочисленные исследования PANSS, которые подтвердили ее надежность и стабильность у больных шизофренией и различные аспекты ее валидности.

Внутренняя структура

Современная версия шкалы состоит из 33 признаков, оцениваемых на основании формального полуструктурированного или полностью структурированного клинического интервью и других источников информации. Выраженность симптома оценивается по 7-балльной системе. Для каждого симптома и градаций его выраженности дается тщательное операциональное определение и точная инструкция по его выявлению.

Клиническое применение

Основной целью разработчиков новой шкалы было предоставление исследователям четко определенной (на основе операциональных критериев), стандартизованной, чувствительной, стабильной при повторном и длительном применении, надежной и валидной психометрической методики оценки позитивных и негативных нарушений, соответствующей современным методологическим требованиям и не требующей больших затрат времени или длительного обучения по ее применению.

Шкала позволяет проводить стандартизованную оценку различных векторов психопатологической симптоматики шизофрении, определять клинический профиль больного и прослеживать динамику состояния в процессе терапии.

Шкала позволяет количественно оценить:

  • Тяжесть продуктивной симптоматики по Шкале позитивных синдромов (7 признаков)
  • Тяжесть негативной симптоматики по Шкале негативных синдромов (7 признаков)
  • Композитный индекс (позитивная симптоматика минус негативная)
  • Выраженность других психических нарушений по Общей психопатологической шкале (16 признаков)
  • Риск возможной агрессии (3 дополнительных признака вместе с анамнестическими данными).
  • Дополнительно также возможна оценка по 5 кластерам – анергия, нарушения мышления, возбуждение, параноидное поведение и депрессия.

Шкала содержит четкие инструкции по ее заполнению, дает операциональные критерии для каждой равноудаленной градации выраженности признака и детально описывает процедуру интервью, что значительно повышает надежность и валидность оценок.

Поскольку PANSS служит прежде всего для точной оценки позитивных и негативных характеристик шизофренического спектра, которые постулированы Т. Crow (1980) и N. Andreasen, S.

Olsen (1982), семь симптомов группируются в Шкалу позитивных синдромов, оценивающих признаки, которые являются избыточными к нормальному психическому статусу, другие семь симптомов составляют Шкалу негативных синдромов, оценивающую признаки, недостаточные для нормального психического статуса. Биполярный (±) Композитный индекс (разница между суммой баллов позитивных и негативных симптомов) устанавливает степень преобладания одного синдрома над другим. Четвертый показатель, Общепсихопатологическая шкала, оценивает тяжесть шизофренического расстройства в целом. Три дополнительных симптома позволяют также оценить риск агрессивного поведения.

См. также

Краткая психиатрическая оценочная шкала

Шкала позитивной симптоматики

Шкала негативной симптоматики

Источник: https://psylab.info/%D0%A8%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B8_%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8

Критичность – 11 Июля 2011 – КОУЧИНГ, КОНСАЛТИНГ ПО ПСИХОЛОГИИ И АНТРОПОТЕХНИКЕ

Показателем формирования критичности к психопатологической симптоматике является

КРИТИЧНОСТЬ

(греч.kritike – искусство разбирать, судить).

1. Одно из свойств нормальной психическойдеятельности, способность осознавать свои ошибки, умение оценивать свои мысли,взвешивать доводы за и против выдвигающихся гипотез и подвергать эти гипотезывсесторонней проверке [Рубинштейн С.Л., 1958; Теплов Б.М., 1946]. По Б.В.Зейгарник [1986], К.

состоит в умении обдуманно действовать, проверять иисправлять свои действия в соответствии с условиями реальности. Некритичностьмышления в ситуации патопсихологического эксперимента характеризуется утратойконтроля над интеллектуальными процессами (См.

Блейхера-Худика методикаисследования критичности мышления).

2. Критичность (вернее, некритичностъ) в отношениисвоих болезненных переживаний – бреда, галлюцинаций, – отсутствие понимания происходящего. Такая некритичностьнаблюдается и при грубых органических поражениях лобных отделов головногомозга. Некритичность проявляется и в отсутствии рассудительного отношения ксвоему состоянию у психически больных, анозогнозии.

Соответственно, –  это личностная функция, позволяющая даватьличностную (собственную, субъектную) оценку происходящему как за пределамиличности, так и происходящему внутри личности (собственным отношениям кценностям, эмоциональным состояниям, поступкам и т.д.) с позиций собственногопонимания смысла происходящего.

Что такое критическоемышление?

Никто не может похвастаться тем, что  всегда действует чисто объективно ирационально.  Мы сплетничаем, хвастаемся,преувеличиваем, и увиливаем. Я «всего лишь человек” говорим мы, чтобыоправдать наши поступки,  решения илиподдержать веру во что-либо.

В процессе удовлетворения нашего эго, тем неменее, мы часто можем отказать себе в интеллектуальном росте и новых возможностях.

Мы не всегда хотим применить навыки критического мышления, но мы должны иметь этинавыки, для того, чтобы   использовать их в случае необходимости.

Критическое мышление  относится к мышлению высокого уровня. Этоспособ принятия решения,  утверждениеистинного и ложного.  Истоки критическогомышления можно проследить в сократовском методе и в буддийской  Абхидхарме. Термин критическоемышление был одним из ключевых в философии Карла Поппера.

Согласно его критическому рационализму научные теориимогут и должны рационально критиковаться, и если они имеют эмпирическоесодержание, то должны быть подвергнуты эксперименту, который может опровергнутьих. Таким образом, знания являются научными тогда и только тогда, когда онипотенциально опровержимы.

Если знание потенциально опровержимо, имеет значение,опровергнуто оно или нет.

Критическое мышление включает в себя сложноесочетание навыков:

1. Рациональность

Когда мы критически

  • полагаемся на разум, а не эмоции,

  • требуем  доказательств, игнорируя домыслы

  • обеспокоены  поиском лучшего объяснения

2.Самосознание

Когда мы

  • взвешиваем  и учитываем влияние на наше решение наших внутренних мотивов

  • признаем  свои собственные заблуждения,  предрассудки, предубеждения или точку зрения.

3.Честность

Мы думаем критически, когда мы признаемнаши  эмоциональные импульсы, эгоистическиепобуждения, гнусные цели  или другиевиды самообмана.

4.Непредубежденность

Когда мы

  • оцениваем  все разумные выводы

  • рассматриваем  множество возможных точек зрения или перспективы

  • остаемся открытыми  для альтернативных интерпретаций

  • принимаем  новое объяснение, модель или парадигму, поскольку она объясняет доказательства лучше, проще, и имеет меньше несоответствий или покрывает больше данных

  • принимаем  новые приоритеты в ответ на переоценку доказательств или переоценку наших реальных интересов,

  • а не отвергаем непопулярные решения под давлением  стереотипов

Когда мы критически

  • точны, дотошны, всесторонни  и исчерпывающи

  • противостоим  манипуляциям  и иррациональным апелляциям, а также

  • избегаем  поспешных  суждений.

6.Решение

Когда мы

  • признаем  значимость и / или заслугу альтернативных предположений и перспектив

  • признаем  масштаб и вес доказательств

Витоге,

  • Критические мыслители  являются по своей природе скептиками. Они подходят к исследованиям  с привычным  скептицизмом и подозрением.

  • Критические мыслители активны, а не пассивны. Они задают вопросы и анализируют. Они сознательно применяют  тактику и стратегию, чтобы раскрыть смысл темы и обеспечить ее понимание.

  • Критические мыслители не принимают эгоистического взгляда на мир. Они открыты для новых идей и перспектив. Они готовы бросить вызов своим убеждениям и исследовать конкурирующие доказательства.

Некритичные мыслители  культивируют упрощенный взгляд на мир.

  • Они видят вещи в черно-белом цвете, не признавая возможного  разнообразия.

  • Они отвечают на вопросы  “да” или “нет”, без тонкостей.

  • Они не видят связи и сложности.

  • Они не признают связанных элементов.

Некритичностьмышления обратная сторона медали  эгоистического взгляда на мир:

  • Они принимают  как актуальные только свои  данные

  • Они принимают свою собственную точку зрения как единственно разумную

  • Они рассматривают своюцель, как единственно верную

Мыслительная деятельность требует, помимоориентировки в условиях задачи, выполнения логических операций, еще и сличенияполученных конечного и промежуточных результатов с прогнозируемой целью.

Другими словами, в структуру мышления входят действия контроля. Поэтомунарушения мышления могут возникнуть из-за того, что выпадает контроль замыслительными действиями и коррекция допущенных ошибок.

Такой вид нарушениямышления характеризуется как нарушение критичности мышления.

Критичность мышления рассматривалась в психологиитолько в общем плане. С. Л.

Рубинштейн считала, что возможность осознать своюошибку является привилегией мысли, так как только в мышлении субъектсознательно соотносит результаты мыслительного процесса с объективными данными,и следовательно, в случае их несоответствия может выявить ошибку. Б. М.

Тепловрассматривал критичность мышления как одно из качеств ума. Он определялкритичность как умение строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать вседоводы за и против намечающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всестороннейпроверке.

В психопатологии о критичности и ее нарушенияхговорят в плане отношения больного к своей психопатологической симптоматике(бреду, галлюцинациям, других болезненным проявлениям).

Патопсихологическому экспериментальному анализубыл подвергнут тот тип критичности, который состоит в умении обдуманнодействовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективнымиусловиями.

При выполнении различных экспериментальныхзаданий у некоторых больных обнаруживается особая группа ошибок, которую можноохарактеризовать как бездумную манипуляцию предметами. Например, при выполненииклассификации предметов больные могут, не вслушавшись в инструкцию, начатьраскладку карточек, совершенно не проверяя себя.

Они могут создавать совершенноразнородные, неадекватные по содержанию группы только на основании того, чтоодни карточки лежат с краю, а другие — посередине стола.

При этом вмешательствоэкспериментатора и указание на необходимость собирать карточки, чтобы ониподходили друг другу по смыслу, приводит к тому, что больные справляются сзаданием правильно.

Такое безразличное отношение к своим ошибкам припотенциальной возможности их коррекции выявляется при выполнении практическивсех экспериментальных заданий (составлении рассказа по сериям сюжетныхкартинок, толковании смысла пословиц и поговорок и др.).

Несмотря на то, чтобольные могут осмыслить содержание басни, условный смысл инструкции, переносныйсмысл пословицы, вычленить обобщенный признак, они могут допустить грубейшиеошибки и действовать не в соответствии с инструкцией, не придавая этомузначения.

Критичность же больных проявлялась по-разному:одни больные сами исправляли свои ошибки, другие делали это только под«нажимом» экспериментатора, третьи упорно отстаивали свои решения. Причемкоррекции в основном не поддавались ошибки, связанные с разноплановостьюсуждений, т. е. с нарушением мотивационного компонента мышления.

В исследовании И. И. Кожуховской был такжепроанализирован вопрос о влиянии оценки экспериментатора на критическоеотношение больных к продукту своей деятельности. Замечания экспериментаторапо-разному отражались на отношении испытуемых к работе.

Больные эпилепсиейчрезвычайно остро переживали свои неправильные ответы и ошибки, однако оценитькачество своего решения они были не в состоянии.

Болезненная реакция, скорее,была связана с самим фактом негативной оценки их деятельностиэкспериментатором, чем с содержанием ответа.

У больных шизофренией, вклинической картине которых преобладали симптомы вялости, безучастия,отмечалось безразличное отношение к проверке и оценке их деятельностиэкспериментатором, у них не возникала установка на исправление ошибок. Этообъясняется нарушением мотивации мышления данной категории больных.

Таким образом, можно прийти к выводу, чтонарушение мышления по существу выходит за пределы нарушений познавательныхпроцессов и должно рассматриваться как невозможность осознать и оценить своеповедение в целом, т.е. как некритичность к своей личности, как следствие нарушенияподконтрольности поведения в широком смысле слова.

Текст составлен Дмитриевой Ольгой, по материалам:

http://en.wikipedia.org/

Источник: https://vit-tatko.ucoz.ru/news/kritichnost/2011-07-11-62

Вылечим любую болезнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: