Почему в 7 классе падает успеваемость

Причины снижения успеваемости ребенка в школе

Почему в 7 классе падает успеваемость

Почему ребенок едва выбивается в троечники в общеобразовательной школе? Почему разные ученики одного возраста и класса учатся по-разному? В чем причина медленной усвояемости материала? Как помощь школьнику подтянуться по знаниям хотя бы до хорошиста? Всеми этими вопросами регулярно задаются родителей отстающих по учебе детей. При этом не играет роли возраст учащегося. Плохие оценки у него могут быть и в начальной школе, и в старшей.

Психологический анализ

Успеваемость в школе зависит от многих факторов, и не последним из них является умственная патология.

Ребенок может учиться в общеобразовательном заведении в обычном классе, просто будет медленнее понимать материал, ему будет сложнее запоминать правила и длинные стихотворения, он может медленнее читать и решать примеры в уме.

На фоне остальных он действительно будет отставать по программе, но речь не должна идти о переводе в коррекционную школу.

В каждом классе есть отличники, хорошисты и отстающие. Часто бывает, что клеймо троечника на ребенка вешает его классный руководитель. Избавиться от него впоследствии очень сложно. Но здесь уже вопрос к преподавателю.

Профессиональный учитель должен быть грамотным детским психологом, который никогда не поставит на своем подопечном крест. Поэтому все родители при поступлении в первый класс хотят попасть к компетентному опытному педагогу.

Учитель обязан уважать детей и быть справедливым.

Образ некомпетентного педагога

Есть категория учителей, которые априори недолюбливают мальчиков, потому что они все непоседы и забияки. На практике же зачастую как раз девочки срывают уроки и постоянно хихикают на задних партах.

Если у учителя «патологическая» неприязнь к мальчикам, то им будет несдобровать на занятиях и переменах.

На родительских собраниях их будут критиковать по любому поводу, на опросах и контрольных – занижать оценки, за малейшую провинность – «двойка» за поведение.

Стоит ли удивляться плохой успеваемости в таком случае? Зато у девочек в этом классе дела могут идти гладко. Какие бы ошибки они не совершали, им все будет сходить с рук. Естественно, у каждого педагога есть свои любимчики, но ко всем остальным должно быть адекватное и непредвзятое отношение.

Дети всегда чувствуют негативное отношение со стороны учителя, но редко об этом рассказывают дома, поэтому родителям тяжело найти причину падения успеваемости.

Домашнюю работу ребенок выполняет без вопросов, самостоятельно решает сложные примеры, учит стихотворения, читает произведения, быстро оперирует теоремами и правилами, но у него все равно в дневнике одни «двойки» и «тройки».

Где прокол? А он скрыт в непрофессионализме преподавателя.

Показательный пример

В старшем классе учитель задал на занятии решить уравнение с несколькими неизвестными переменными. Один из детей справился с заданием быстрее остальных. Его вызывают к доске, чтобы он написал решение. Когда учитель увидел решение, то поставил ученику «двойку» и вызвал следующего к доске. Второй в дневник получил «пятерку», хотя его ответ совпадал с ответом первого школьника.

В чем причина такого странного исхода ситуации? Дело в том, что первый ученик решил уравнение альтернативным способом, который класс не проходил. Преподаватель же хотел видеть на доску алгоритм, который он объяснят в начале урока.

Стоит ли за такую мелочь снижать оценки? Если учитель хочет проучить «непонятливого» подопечного, то можно быть поставить ему «четверку», а не «пятерку», но точно не «двойку».

В другой раз ученик даже руку не поднимет, чтобы лишний раз не нарваться на плохую оценку.

А важен ли в математике алгоритм решения задачи? Куда важнее будет ответ. Но с этим утверждением некомпетентные учителя никогда не согласятся, ведь они привыкли строго следовать программе и не слова больше. При таком подходе можно забыть о расширении кругозора класса и развитии альтернативного мышления.

Результат некомпетентного преподавания

Если ребенок не приглянулся учителю, то у него всегда будет низкая успеваемость, но только по оценкам, а не по показателям интеллектуального развития.

Чем взрослее становится школьник, тем он больше замечает предвзятое к себе отношение. В итоге он перестанет обращать внимание на учителя и должным образом готовиться к его предмету.

Если психика ребенка неустойчива, то межличностный конфликт с преподавателем может наложить серьезный отпечаток на его перспективах и целях.

В такой ситуации школьникам рекомендуется действовать грамотно. На занятиях делать то, что требует учитель, а вне стен учебного заведения развиваться так, как душе угодно в любой области.

Дети с альтернативным мышлением редко находят понимание у педагогов, но это и делает их особенными. Одаренному ребенку не обязательно быть отличником.

Аттестат не поможет ему в будущем, только если при поступлении в ВУЗ, но там главное значение имеют результаты ЕГЭ.

Часто бывает так, что в лицей или университет поступают как раз троечники. Но это не значит, что родители заплатили за их учебу. У этих самых троечников интеллектуальных способностей может быть больше, чем у заядлых отличников, которые привыкли четко следовать программе и зубрить все, что скажет учитель.

Рекомендации родителям

Если у чада в школе сплошь и рядом плохие отметки, не нужно сразу сетовать на лень или отсутствие ума. Корень проблемы может быть зарыт намного глубже.

Нужно сперва проанализировать ситуацию, пообщаться с ребенком, затем с преподавателем, другими родителям. Возможно, они тоже столкнулись с подобной проблемой.

Тогда настанет время для серьезной коллективной беседы с директором и завучем.

Если родители уверены в интеллектуальных способностях своего ребенка, но у него продолжаются плохие оценки, стоит задуматься о смене учебного заведения. Но к этому решению важно подойти вместе с самим учеником, чтобы не нанести ему еще большую психологическую травму.

Источник: http://rrepetitor.ru/info/prichiny-snizheniya-uspevaemosti-rebenka-v-shkole/

Почему у ваших детей может резко упасть успеваемость в школе?

Почему в 7 классе падает успеваемость

Образование – это одна из главных дорог, ведущих человека к светлому будущему.

Вполне естественно, что родители всегда с особым вниманием подходят к образованию детей и пристально следят за их школьными успехами.

Иногда случается так, что у ребенка, который до этого был отличником, начинает падать успеваемость. Это происходит или постепенно, или обвал оценок случается внезапно и, казалось бы, без видимой на то причины.

Мы совместно с преподавателем Юлией Сныткиной, поможем вам разобраться в том, в какие периоды жизни существует наибольшая опасность падения успеваемости ребенка, какие у этого явления могут быть причины и что следует предпринять, чтобы от него избавиться.

Переход в пятый класс

Пока ребенок учится в начальной школе, с ним работает один и тот же учитель. Поскольку учитель единолично на протяжении четырех лет неотрывно находится в контакте со своим классом, он успевает изучить характер и поведенческие особенности каждого ребенка. Учитель всегда знает, кому нужно немного помочь, а кого наоборот заставить разбираться с трудностями самостоятельно.

Переходя в пятый класс, ребенок внезапно оказывается в непривычной для него ситуации, когда каждый предмет ведет разный учитель. А у каждого учителя свои методики преподавания и свой характер. Для ребенка это очень большой стресс, и далеко не каждый способен сразу адаптироваться к новым условиям.

Вполне возможна ситуация, в которой ребенок оказывается неспособен ответить на уроке новому учителю просто потому, что растерялся, а учитель этого не понял – и вот, у отличника в дневнике плохая оценка.

Учитель может напугать ребенка излишней строгостью и авторитарностью подхода, из-за чего ребенку будет сложно отвечать на вопросы учителя, а это может привести к системному снижению успеваемости по предмету.

Способ решения проблемы: поговорите с ребенком. Попробуйте выяснить у него причину падения успеваемости. В случае необходимости поговорите с учителем. Главное, чтобы это не были нападки на педагога. Мирно объясните учителю суть проблемы и предложите совместно найти путь к ее решению.

Переход в новую школу

Во-первых, могут возникнуть уже описанные проблемы с новыми учителями. Во-вторых, накладывается еще и стресс от нахождения в новом коллективе. Вы вырываете ребенка из комфортного и привычного ему окружения и погружаете в совершенно новое и незнакомое, в котором ему предстоит заново социализироваться.

Никогда нельзя быть уверенным в том, что новый класс не окажется проблемным. Некоторые коллективы относятся к новичкам дружелюбно и всячески пытаются помочь им адаптироваться. Некоторые же могут оказаться враждебными по отношению к незнакомым детям.

Дело вполне может дойти до полного неприятия и даже травли ребенка только за то, что он не один из них. И никогда нельзя знать заранее не попадет ли ваш ребенок во враждебную среду. Даже самые элитные школы не являются гарантом безопасности.

Способ решения проблемы: поговорите с ребенком. Если проблема в отношении учителей, то вы уже знаете, как следует поступить. Если же проблема именно в отношении со сверстниками, то можете обратиться к классному руководителю и школьному психологу и обсудить сложившуюся проблему с ними. Найти школьных психологов в своем городе вы сможете благодаря сайту Redsale.by.

Покажите ребенку, что вы поддерживаете его. Если у вас у самих был подобный опыт – поделитесь им с ребенком. Так вы покажете ему, что действительно полностью понимаете его.

Пубертатный период

Обычно он наступает в 13-14 лет, хотя, конечно, может начаться и раньше, и позже – это уже зависит от индивидуальных особенностей организма.

В этот период ребенок начинает меняться, причем как внешне, так и внутренне.

У ребенка появляются новые интересы и вкусы (например, он начинает слушать тяжелую музыку или снимать тиктоки), а также новые чувства и эмоции (первая любовь и прочее).

В этот период ребенку хочется полностью отдаваться своим новым увлечениям и проводить как можно больше времени в компании друзей, увлечения которых совпадают с его собственными. Интерес к учебе заметно падает, и ребенок начинает лениться, что сказывается на оценках.

Способ решения проблемы: поговорите с ребенком. Попробуйте объяснить ему всю важность образования. Не поднимайте на него голос и не ругайте, а попробуйте найти компромисс. Договоритесь о грамотном распределении времени, при котором ребенок сможет посвящать себя любимым занятиям после того, как разберется с домашними заданиями.

Не пытайтесь просто запретить ему что-то. Это все равно не возымеет большого успеха, а вот отношения испортит наверняка.

Переход в профильный класс

Во многих школах в 10 и 11 классах дети начинают углубленно изучать предметы, необходимые им в дальнейшем для поступления. В таких случаях требования к детям по профильным предметам значительно возрастают, а программа становится намного тяжелее.

Вполне возможна ситуация, когда знания ребенка по предмету, после перехода в профильный класс, заметно выросли, а вот оценка наоборот упала. Также при обучении в профильном классе могут пострадать оценки непрофильных предметов. Например, ребенок отдает все силы и время на изучение необходимой для поступления математики, а вот на русский времени тратит значительно меньше, чем раньше.

Способ решения проблемы: помогите ребенку справиться со стрессом. Последние годы перед поступлением очень изматывают. Ребенок вынужден постоянно прикладывать титанические усилия для достижения успехов в профильных предметах, при этом не забывая остальные дисциплины.

Подумайте, а действительно ли его оценки так уж плохи? Может быть средняя успеваемость по ненужной ребенку биологии, но при этом отличные по профильным предметам – это нормально? Не слишком ли много вы требуете от ребенка?

Не все способны быть круглыми отличниками во всем, да и далеко не всегда это на самом деле необходимо. Лучше купите ребенку курс хороших витаминов, которые помогут поддержать его здоровье, заметно страдающее от постоянных стрессов.

Чрезмерная загруженность

Нередко дети, помимо школьной программы, занимаются еще и внеклассной деятельностью. Некоторых родители записывают сразу на несколько кружков. Такие дети просыпаются, идут в школу, оттуда на занятия в музыкальный класс или на карате, а потом, возвращаясь домой занимаются выполнением домашних заданий. Времени на простые детские забавы и отдых у них попросту не остается.

Способ решения проблемы: уменьшите нагрузку. Помните, что вы растите живого человека, а не робота, способного сделать все, что вы от него потребуете. Возможно, ваш ребенок просто слишком устает от чрезмерной загруженности, и у него не остается сил на то, чтобы посвящать их учебе, вот успеваемость и падает.

Особенно утомительна такая загруженность в период подготовки к поступлению, когда стресс съедает всю энергию, которая могла сохраниться у ребенка, живущего в таком сумасшедшем темпе. Желание вырастить всесторонне развитую личность похвально.

Но поговорите с ребенком: действительно ли ему нужны секции по карате, плаванию и урокам игры на скрипке одновременно? Может пусть он выберет что-то одно, что ему действительно нравится, а освободившееся время потратит на небольшой отдых?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ea2b3032b5f267d73af0b52/pochemu-u-vashih-detei-mojet-rezko-upast-uspevaemost-v-shkole-5f0f8c2d1925246c4248daab

Почему плохо учиться в сильном классе

Почему в 7 классе падает успеваемость

АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:

Юлия Кузьмина, научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ.

Казалось бы, ребенку должно идти на пользу обучение в сильном классе. Достижения одноклассников, дух соревнования могут подстегивать честолюбие, заставлять школьника учиться лучше.

Но в этой ситуации, как доказала Юлия Кузьмина, возможно и обратное: демотивация ученика на фоне более успешных товарищей и снижение уверенности в своих силах.

В статье «Эффект «большой лягушки в маленьком пруду»: всегда ли хорошо, если ребенок обучается в сильном классе?» исследователь подтверждает, что то, как школьник воспринимает свои успехи в классе, имеет связь и с его последующей успеваемостью и планами поступления в вуз.

Самооценка снижается от невыгодного сравнения

Освоение предмета и развитие интереса к нему во многом зависят от академической самооценки ребенка. Под этим подразумевается восприятие учеником своих способностей и умений по предмету. Академическая самооценка во многом предопределяет:

  • дальнейшие образовательные достижения. Более уверенные в своих возможностях ученики впоследствии добиваются более высоких результатов;
  • интерес к предмету. Чем выше ребята оценивают свои способности к предмету, тем больше они увлекаются им. А значит, они могут выбрать и карьеру в этой области.

Ребята в сильных классах имеют более низкую академическую самооценку, чем их сверстники с такими же достижениями, но обучающиеся в коллективах послабее, доказала Юлия Кузьмина. Действует эффект сравнения.

В первом случае ребенок, сопоставляя себя с успешными соучениками, несколько теряется, меньше верит в свои силы. Во втором случае ученик понимает, что выгодно отличается от одноклассников, и не занижает свои способности.

Это и называется «эффект большой лягушки в маленьком пруду».

Как «мельчает» лягушка

Академическая самооценка складывается из внутреннего и внешнего сравнения. Ученик соотносит свои способности и достижения по разным предметам и понимает, к какой дисциплине больше предрасположен (внутреннее сравнение).

Школьник также сопоставляет свои результаты по предмету с результатами одноклассников (внешнее сравнение). На фоне слабых учеников он чувствует себя более способным.

В то же время, ровно с теми же достижениями, но в более сильном классе, он может считаться «середнячком».

Обучение в сильной школе, несомненно, может и поднять самооценку ребенка. Возникает «эффект славы» (glory effect): сознание «элитности» школы вдохновляет. «Но даже с учетом этого позитивного эффекта эффект «лягушки в пруду» перекрывает позитивные последствия», — подчеркивает исследователь.

Средние баллы по классу влияют на самооценку

В ходе исследования была рассмотрена ситуация обучения в сильном классе на примере такого предмета, как математика.

Работа основана на данных лонгитюдного исследования школьников России «Траектории в образовании и профессии», в котором принимали участие свыше 4000 человек.

Исследование начато в 2011 году, когда школьники учились в восьмом классе, затем те же самые ученики опрашивались в 10-м и 11-м классах (2013-2014 годы).

Был проведен регрессионный анализ с использованием следующих данных:

  • индивидуальные достижения ребят в математике (баллы, набранные в ходе Международного сравнительного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS среди восьмиклассников),
  • позиция ученика в классе по баллам,
  • «качество» школы (фокусировка на результатах детей; тип школы — гимназия и пр.),
  • математическая самооценка (9-й класс, то есть спустя год после TIMSS),
  • отметка по алгебре (10-й класс) и баллы ЕГЭ (планируемые и реальные),
  • образовательные планы (поступление в вуз),
  • вероятность выбора специальности из области STEM (естественные науки, технологии, инженерия, математика) и пр.

Математическая самооценка ребят измерялась по степени их согласия с утверждениями о способностях к математике.

Диапазон утверждений — от «Я просто не очень силен в математике» до признания сильной склонности к предмету: «На уроках математики я понимаю, как надо выполнять даже самое трудное задание». Согласие оценивалось в баллах.

Весь перечисленный набор  данных за разные годы позволил изучить действие академической самооценки в течение нескольких лет.

Исследование показало: чем выше индивидуальные результаты TIMSS, тем более уверенно чувствует себя школьник. В то же время, средние баллы по классу отрицательно влияют на восприятие своих возможностей.

Дети в сильных коллективах «будут иметь математическую самооценку ниже, чем ученики с такими же индивидуальными достижениями в TIMSS, но обучающиеся в классе с низкими средними результатами», отметила Юлия Кузьмина.

«» в классе предопределяет образовательную траекторию

Восприятие своих результатов на фоне окружения сказывается и на дальнейшей учебе. Чем успешнее коллектив, тем ниже ожидания и последующие достижения у ученика. Академическая самооценка — промежуточное звено в этой причинно-следственной цепочке.

Исследование показало, что ребята, обучавшиеся в классе с высокими средними показателями TIMSS (8-й класс), спустя два года — в 10-м классе — имели более низкие оценки по алгебре, чем ученики с тем же уровнем индивидуальных достижений в TIMSS, но из средних или слабых классов. Кроме того, школьники из классов с высокими средними результатами TIMSS реже говорили о планах поступления в вуз.

Этот факт можно объяснить теорией «относительной депривации». Ребята, обучающиеся в более успешном окружении, предъявляют к себе повышенные требования и имеют более высокий уровень притязаний, но нередко не имеют возможности соответствовать им. Это «приводит к неудовлетворенности и отказу от достижения высоких карьерных целей в будущем», поясняет исследователь.

Но «эффект лягушки» работает, когда речь идет о выборе престижной карьеры. Если профессия считается менее привлекательной, он не действует. По данным исследования, вероятность выбора STEM-специальности не зависит от средних баллов в классе. Вероятно, многие российские школьники просто не считают карьеру в сфере естественных наук и технологий престижной.

Польза повышенной планки

С учетом сказанного можно было бы утверждать, что обучение в сильном классе может плохо влиять на будущее ребенка. Но это не совсем справедливо.

Если ученик имеет результаты, близкие к средним в классе или выше их, то обучение в таком коллективе может быть полезно, подчеркивает Юлия Кузьмина.

Положительный эффект «повышающего сравнения» (сопоставления с теми, кто лучше тебя) возникает, когда ребенок сравнивает себя с детьми с похожим уровнем способностей, но с результатами лишь немного повыше. В этом случае разрыв в достижениях не осознается как непреодолимый.

Ученик старается повысить собственную планку, добиться большего. Его уверенность в собственных возможностях не снижается, а, наоборот, имеет шансы расти.

См. также:

Почему не надо упрощать школьную математику

Почему девушки не идут в математику

Как повысить результат ЕГЭ

Как психологический климат в школе влияет на успеваемость

Оценки одноклассников влияют на выбор вуза

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 20 июня, 2017 г. Образование дети школьное образование

на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/news/206944555.html

Вылечим любую болезнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: