Почему пропадает речь

Содержание
  1. Отсутствие речи
  2. Социальная депривация
  3. Задержка речевого развития
  4. Моторная алалия
  5. Анартрия
  6. Афазия
  7. Аутизм
  8. Умственная отсталость
  9. Мутизм
  10. Глухонемота
  11. Диагностика
  12. Медицинская помощь
  13. Психокоррекционное сопровождение
  14. Логопедическая помощь
  15. Нарушение речи у взрослых
  16. Изменение темпа
  17. Заикание или логоневроз
  18. Дизартрия
  19. Дисфония
  20. Виды расстройства речи. Причины возникновения заболевания и характерные симптомы
  21. Симптомы у детей
  22. Симптомы и проявления
  23. Упражнения для дикции и голоса
  24. Упражнения для дикции и артикуляции
  25. Причины и факторы риска
  26. Олигофазия
  27. Нарушение речи у взрослых: причины и виды
  28. Причины возникновения нарушений речи у взрослых
  29. Спастическая дисфония
  30. Афония
  31. Брадилалия
  32. Тахилалия
  33. Заикание
  34. Дислалия
  35. Алалия
  36. Лечение нарушений речи
  37. Медикаментозное
  38. Лечение в домашних условиях
  39. Заключение
  40. : Лечение афазии
  41. Внезапная потеря речи при стрессе: причины, что делать
  42. Причины, вызывающие потерю голоса
  43. Признаки патологии
  44. Методы лечения
  45. Психологические методы
  46. Релаксационные практики
  47. Профилактические меры

Отсутствие речи

Почему пропадает речь

В норме отсутствие речи наблюдается у детей первого года жизни. Данный этап онтогенеза называется довербальным. Однако речевое развитие ребенка в этот период идет очень активно.

Первая ая реакция новорожденного – крик – связана с появлением младенца на свет.

По характеру крика (громкости, чистоте голоса, соотношению вдоха и выдоха) можно судить о перспективах дальнейшего речевого развития.

В первые 2-3 месяца крик здорового младенца претерпевает изменения: получает интонационную окраску, ребенок по-разному сигнализирует о голоде, коликах в животе, мокрых пеленках.

Примерно к 3-м месяцам появляется гуление – отдельные звуки и звукокомплексы, служащие средством коммуникации с окружающими. К 6 месяцам гуление перерастает в лепет – цепочки слогов, которые со временем становятся модулированными, певучим.

И лишь к 12-14 месяцам ребенок осознанно начинает произносить свои первые слова.

В анамнезе детей с речевым недоразвитием часто прослеживаются недоношенность, родовые травмы, асфиксия.

На будущие проблемы с речью может указывать слабый болезненный крик или его отсутствие, монотонный плач, назальный оттенок голоса.

Ненормативное протекание гуления и лепета (запаздывание, интонационная невыразительность, однообразие, редкие повторения), отсутствие речевой активности, как правило, служит маркером поражения ЦНС или слухового анализатора.

Социальная депривация

Необходимым условием для нормального развития детской речи, наряду с полноценным физическим слухом, сохранным интеллектом, отсутствием поражений речевых центров головного мозга, является благоприятная речевая среда.

Если ребенок с рождения не слышит человеческую речь, то и его собственная вербальная активность не развивается. Этим объясняется отсутствие речи у «детей-маугли».

Вместо слов они пользуются звукоподражанием, копируют повадки животных, не способны вступать в коммуникацию с другими людьми.

Сензитивным для развития речи считается возраст от 0 до 6 лет. На этом этапе ребенок особенно продуктивно усваивает устную речь. Поэтому благоприятное речевое окружение так важно для дошкольника. Если же с рождения дети находятся среди животных, вдали от человеческого общества, то после возвращения в социум они оказываются не способными овладеть речью и развить социальные навыки.

Задержка речевого развития

Отсутствие речи в возрасте до 3-4-х лет расценивается как задержка речевого развития.

Замедление темпа речевого онтогенеза встречается у детей с перинатальной энцефалопатией, тяжелыми заболеваниями раннего возраста (нейроинфекции, ЧМТ), синдромом госпитализма.

В этом случае устная речь у ребенка (слова, фразы, связное высказывание) отсутствует или появляется в более поздние сроки, имеет отставание в качественных и количественных показателях.

Диагноз ЗРР правомочен только для раннего детского возраста.

Если, несмотря на активное лечение, развивающие и логопедические занятия к 4 годам не удается преодолеть речевое недоразвитие, ребенку с нормальным интеллектом выставляется заключение «ОНР 1 уровня», а пациенту с интеллектуальной недостаточностью – «системное недоразвитие речи». Дальнейшая тактика требует установления вида логопатологии и структуры речевого дефекта.

Моторная алалия

Отсутствие экспрессивной речи составляет основу клиники моторной алалии. Структура речевого дефекта представлена артикуляционной апраксией. Моторная алалия развивается вследствие поражения речедвигательных зон головного мозга внутриутробно или на довербальном этапе развития.

Экспрессивная речь у моторного алалика развивается с грубыми искажениями. Долгое время активный словарь состоит только из отдельных звуков, звукосочетаний, лепетных слов. При отсутствии общеупотребительной речи дети используют жесты, мимику. Понимание обращенной речи удовлетворительное.

Анартрия

Анартрия – этой крайне тяжелая степень дизартрии, при которой отсутствует членораздельная речь. К анартрии приводит двусторонний паралич артикуляционной мускулатуры, обусловленный поражением ядер или корешков черепно-мозговых нервов.

Встречается при ДЦП, сирингобульбии, бульбарном параличе, БАС. Больной не может произнести ни звука либо издает нечленораздельные звукокомплексы, которые непонятны окружающим. Отмечается назализация и охриплость голоса.

Интеллект больного сохранен, понимание речи не нарушено.

Отсутствие речи

Афазия

Отсутствие речи – ведущий симптом в клинике некоторых форм афазии (моторной, тотальной, детской). При афферентной моторной афазии распадается динамический стереотип артикуляции, утрачивается способность произносить звуки и состоящие из них слова. При грубых поражениях у пациента остается только речевой эмбол. Рецептивная речь страдает вторично.

Отсутствие спонтанной речи при сохранных автоматизированных рядах наблюдается при тяжелой эфферентной моторной алалии. Глобальный (тотальный, смешанный) афатический синдром – наиболее тяжелая форма афазии. Неспособность к самостоятельной вербальной продукции сочетается с расстройством понимания обращенной речи.

В детском возрасте регресс речевой функции наблюдается при синдроме Ландау–Клеффнера ‒ приобретенной эпилептической афазии. Заболевание манифестирует в возрасте 2-8 лет.

На фоне нормального психомоторного развития возникают эпилептические приступы, развивается сенсомоторная афазия, когнитивные и поведенческие нарушения. Речевые навыки распадаются в течение нескольких недель или месяцев.

Дети перестают воспринимать речь и разговаривать.

Аутизм

Речевая инактивность характерна для ряда расстройств аутистического спектра. В довербальном периоде у детей может отсутствовать лепет, реакция на свое имя, указательный жест.

Появление слов задерживается до 1,5 лет, иногда дольше (до 3-4 лет). Типичны эхолалии, отсутствие реакции на обращенную речь, неспособность к установлению коммуникативного контакта с окружающими.

У некоторых детей с аутизмом устная речь не развивается совсем.

Умственная отсталость

В раннем возрасте у детей с олигофренией отмечается отсутствие или задержка лепета. Значительно запаздывает становление первых слов и фраз. Зачатки экспрессивной речи появляются ближе к 4-5 годам, понимание речи снижено. При глубокой умственной отсталости – идиотии – связная речь отсутствует, больные произносят лишь отдельные звуки, а также подобие слов.

Мутизм

Мутизм – это психопатологический синдром, при котором у больного имеются все физиологические предпосылки для нормальной речи, но при этом отмечается отсутствие любых вербальных реакций. Мутизм может развиться вследствие психической травмы, органических патологий головного мозга, шизофрении, аутизма, диссоциативных расстройств.

Человек не отвечает на вопросы, самостоятельно не вступает в речевой контакт, однако может использовать письменную и жестовую речь, общаться с помощью мессенджеров. У детей встречается избирательный мутизм, когда ребенок молчит только в определенных ситуациях.

Глухонемота

Сурдомутизм характеризуется глухотой и отсутствием речи. Глухой от рождения ребенок не может овладеть устной речью из-за того, что никогда слышал речи окружающих.

Иногда, пытаясь подражать взрослым, ребенок копирует артикуляции и издает отдельные звуки. Отмечаются дефекты голоса: гнусавость, глухость.

Если же глухота наступает в 2-3-летнем возрасте, уже после становления речевой функции, то речь перестает развиваться и постепенно утрачивается совсем.

Диагностика

Отсутствие речи – полиэтиологическое состояние, поэтому требует обследования функционирования тех систем, которые могут повлечь за собой коммуникативно-речевую инактивность. В построении диагностической гипотезы участвуют врачи-неврологи, сурдологи, психиатры, логопеды, нейропсихологи.

  • Неврологическое обследование. Осуществляется с целью поиска/исключения органической основы отсутствия речи. Проводится при указаниях на перинатальные поражения ЦНС, сосудистые заболевания, ЧМТ, церебральные опухоли. Может включать нейросонографию, электроэнцефалографию, МРТ головного мозга.
  • Исследование слуховой функции. Если отсутствие речи предположительно связано с нарушением слуха, выполняется аудиометрия, регистрация отоакустической эмиссии, слуховых ВП. По показаниям проводится КТ височных костей.
  • Логопедическая диагностика. Требуется для оценки уровня речевого развития, состояния артикуляционного праксиса, импрессивной и экспрессивной речи при ЗРР, дизартрии, алалии, афазии, УО. На основании результатов обследования делается вывод о центральном дефекте и механизме, лежащем в основе отсутствия речи.
  • Психологическое обследование. Необходимо пациентам с аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, афатическим синдромом, мутизмом. Предполагает проведение патопсихологического исследования, нейропсихологического тестирования. Для определения уровня развития используются специальные опросники, шкалы, диагностические критерии.

Восстановительное обучение при афазии

Медицинская помощь

В случаях, когда отсутствие речи обусловлено поражением ЦНС, назначается терапия, направленная на стимуляцию развития либо восстановления речевой функции. Для активизации деятельности нервной системы показаны ноотропные препараты, антиоксиданты, церебропротекторы, витаминные комплексы. При деструктивных формах поведения назначаются нейролептики, антидепрессанты.

На этапе медицинской реабилитации больным проводится ЛФК, эрготерапия, физиотерапевтическое лечение (электромиостимуляция, лекарственный электрофорез, магнитотерапия). При сурдомутизме в некоторых случаях эффективно слухопротезирование с помощью слуховых аппаратов, проведение кохлеарной имплантации.

Психокоррекционное сопровождение

Дети с темповой задержкой развития нуждаются в занятиях с дефектологом и психологом. Преодолеть отсутствие речи помогает арт-терапия, игровая терапия, нейропсихологическая коррекция. В рамках комплексной терапии РАС используется сенсорная интеграция, АВА-терапия. Поскольку роль семьи в развитии речи ребенка крайне велика, важно проводить психологическое консультирование родителей.

Логопедическая помощь

Пациенты с различными нарушениями, повлекшими за собой отсутствие речи, получают дифференцированную логопедическую помощь.

Коррекционное обучение детей с ЗРР, моторной алалией направлено на стимуляцию речи; включает тренировку мелкой моторики, фонетическую ритмику, Томатис-терапию и другие методы.

С целью развития коммуникативных навыков обучение невербальных аутичных детей проводится по системе PECS.

В комплексной коррекции дизартрии важное место занимает логопедический массаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика. Занятия по преодолению моторной афазии предполагают работу над растормаживанием устной речи, проведением звуко-буквенного анализа слова, преодолением артикуляционной апраксии. Глухонемым детям показаны занятия с сурдопедагогом.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/symptom/speech/alogia

Нарушение речи у взрослых

Почему пропадает речь

Человеческая речь относится к высшим корковым функциям, для произнесения самого простого предложения требуется интегративная деятельность многих отделов головного мозга и ого аппарата.

Это главнейшее условие коммуникации, без которого невозможно общение с себе подобными. Особенности речи напрямую зависят от образования и кругозора. Нарушение речи у взрослого человека всегда свидетельствует о серьезном заболевании.

Расстройства речи бывают врожденными и приобретенными.

В ЦЭЛТ вы можете получить консультацию специалиста-невролога.

  • Первичная консультация – 3 200
  • Повторная консультация – 2 000

Записаться на прием

Врожденные расстройства начинаются в раннем детстве и сопровождают человека в течение всей жизни, практически не поддаваясь коррекции. Приобретенные расстройства речи всегда имеют патологическую причину, органическую или функциональную.

К органическим причинам относятся повреждения структур головного мозга и речевого аппарата. К функциональным — различные факторы внешней среды, временно нарушающие работу нервной системы. Это стрессы, инфекции, травмы, психические болезни.

Выделяют такие виды нарушений речи:

  • изменение темпа — ускорение (тахилалия) или замедление (брадилалия);
  • гнусавость;
  • заикание;
  • дислалия или косноязычие — «проглатывание» слогов или букв, невнятная и нечеткая речь;
  • афазия или невозможность речи, которая в свою очередь подразделяется на несколько видов — моторная, сенсорная, –
  • проводниковая или кондуктивная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, тотальная;
  • дизартрия — нарушение артикуляции;
  • олигофазия («мало слов») — состояние после эпилептического припадка, когда человек оглушен пережитыми судорогами, говорит мало и односложно;
  • мутизм (молчание);
  • дисфония (осиплость) или афония (отсутствие голоса).

Точно определить тип нарушения речи может только врач, для полной диагностики иногда требуется нейролингвистическое обследование, которое выполняет психолог и логопед. Почти всегда нужно изучить особенности кровотока, зоны поражения, места травмы или выявить инфекционный или токсический агент.

Изменение темпа

Нормальный темп речи — это произнесение 10 или 14 слов в минуту. Самая частая причина изменения темпа — эмоции или психические расстройства. Стрессовое воздействие — незнакомая обстановка, общение с авторитарной личностью, спор — могут вызвать как ускорение, так и замедление темпа.

Длительное ускорение речи наблюдается при аффективных психозах (старое название — маниакально-депрессивный), других состояниях, когда ускорено мышление. Также ускоряется речь при болезни Паркинсона, сопровождается дрожательным параличом. Страдает ритмичность и плавность произношения.

Медленная речь с малым словарным запасом характерна для лиц с умственной отсталостью или слабоумием, развившимся вследствие разных болезней нервной системы. Слова и звуки растягиваются, произношение нечеткое, формулировки примитивные или неверные.

Гнусавость может быть следствием как смещения перегородки носа, так и параличом мышц неба. Преходящая гнусавость знакома каждому, бывает при сильном насморке. Если нет респираторной инфекции, то гнусавость — повод для срочного обращения к врачу.

Заикание или логоневроз

Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия — любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.

Основа— невротическое расстройство. Часто логоневроз усиливается в ситуациях напряжения — в ответственные моменты, при выступлении на публике, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих может привести к страху речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.

Проявляется логоневроз длинными паузами в речи, повторениями звуков, слогов или целых слов, а также спазмами губ и языка. Попытка «проскочить» трудное место резко усиливает заикание. При этом нет определенных слов или звуков, на которых человек запинается, остановка речи может произойти на любом слове.

Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги.

Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна.

Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса. Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу.

Дизартрия

Дизартрия — нарушение произношения или артикуляции из-за паралича бульбарной мускулатуры, нарушения функции лицевых мышц. Нарушается моторика речи, произнесение звуков, ритмичность дыхания, интонационная окраска. Становится трудно понять, что человек хочет сказать. Замечают дизартрию окружающие.

Человек «тянет» речь, нечетко говорит, невнятно произносит простые слова. Смысл и темп чаще всего не изменяются, нарушается сила голоса. Это расстройство всегда вызывается органической причиной — нарушением кровотока, инфекцией или интоксикацией.

При таком расстройстве у взрослого нужно срочно обращаться к неврологу, чтобы выяснить причину. Может быть опухоль нервной системы, травма, кровоизлияние или ишемия (кислородное голодание).

Дизартрией проявляется рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, болезнь Паркинсона, миотония, церебральный атеросклероз, сирингобульбия и множество других нервных болезней. У здоровых дизартрия наблюдается в состоянии глубокого опьянения.

Дизартрия, возникшая вследствие болезней, имеет несколько форм:

  • бульбарная, вызывается поражением ядер черепно-мозговых нервов, бывает при нарушениях мозгового кровообращения, проявляется единым щелевым звуком;
  • псевдобульбарная (поражение одной стороны речевой мускулатуры), возникающая при повреждении проводящих путей от коры полушарий до ядер в стволе мозга, проявляется невнятной смазанной речью с невозможностью произнесения шипящих и свистящих звуков;
  • экстрапирамидная, когда поражаются нервные ядра, расположенные в подкорке, проявляется непроизвольными гортанными выкриками;
  • мозжечковая — «скандированная» речь;
  • полушарная или корковая, при возникновении очагов поражения в коре, затрудняется использование всех языковых средств.

Диагностикой и лечением диазартрий занимаются неврологи и логопеды.

Дисфония

Расстройство, при котором голос теряет звучность. Бывает при респираторных инфекциях, болезнях ых связок, опухолях. Это профессиональная болезнь певцов, преподавателей, публичных личностей.

Врачи ЦЭЛТ подробно разбираются в том, что конкретно произошло с речью человека. Высочайшего класса диагностика и своевременное лечение помогают спастись при нарушениях мозгового кровообращения, растущих опухолях, агрессивных инфекциях.

Источник: https://www.celt.ru/simptomy/narushenie-rechi/

Виды расстройства речи. Причины возникновения заболевания и характерные симптомы

Почему пропадает речь

Характерной чертой деменции является нарушение речи (афазия) и всех речевых функций. В зависимости от типа заболевания отличаются их клинические проявления.

Так, после острого нарушения мозгового кровообращения речевое изменение постепенно восстанавливается, а при прогрессирующем заболевании центральной нервной системы ухудшается.

Афазия представляет собой локальное отсутствие или изменение уже сформировавшейся речи у взрослого человека.

Симптомы у детей

Дизартрия может быть как первичным дефектом, так и вторичным на фоне алалии, ринолалии, афазии, заикания, ДЦП, олигофрении, гидроцефалии, ЗПР, нарушения слуха и зрения. Наиболее часто встречается дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией.

Наряду с недостаточно четким произношением и нарушением просодики наблюдаются такие симптомы, как не резко выраженные нарушения памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, интеллекта, страдает пальцевая моторика, захватывают мелкие предметы кистью.

Может быть замедлено формирование ряда психических функций: некоторые движения сокращаются или могут отсутствовать. Например, ребенок начинает стоять раньше, чем сидеть, не умеет захватывать мяч, спускаться по лестнице, прыгать.

Часто у таких детей отсутствовала или была слабой стадия ползания, благодаря которой работа мозга активно разделяется на правое и левое полушария, образуя речевые зоны.

Эмоционально-волевые нарушения у дизартриков проявляются на 1-ом году жизни. Набор симптомов следующий: такие дети беспокойны, много плачут, требуют повышенного внимания, у них нарушен сон, аппетит: либо нет чувства меры (полнота), либо плохо едят.

Выявляется предрасположенность к срыгиванию, рвотам, диатезам, расстройствам ЖКТ, отказываются сосать грудь, наблюдается подтекание молока во время сосания из-под одного или обоих уголков рта, плохо приспосабливаются к изменениям погоды, метеозависимы.

В дошкольном и школьном возрасте симптомы следующие: дети двигательно беспокойны, излишне суетливы, склонны к раздражительности, колебаниям настроения или апатии, в отношениях со взрослыми или сверстниками проявляют грубость, непослушание.

При утомлении двигательные беспокойства усиливаются. Склонны к реакции истероидного типа, особенно, если добиваются желаемого.

Артикуляционная моторика при всех формах дизартрии нарушается в разной степени, наблюдается обильное слюнотечение (саливация).

Вверх

Формы дизартрии

Современная классификация болезни основана на принципе локализации нарушения. Выделяют бульбарную, мозжечковую, корковую, подкорковую или экстрапирамидную, псевдобульбарную и стертую формы дизартрии.

Симптомы и проявления

Данная патология может выражаться либо в полном отсутствии речи, или же в нарушении произношения конкретных фраз и слов. Кроме этого, присутствуют следующие симптомы:

  • отмечается нечеткость и замедленность речи, она неразборчива;
  • пациенту трудно подбирать слова и правильно называть вещи;
  • возможна быстрая и без запинок речь, но совершенно бессмысленная;
  • присутствует поспешность и бессвязность мышления;
  • человек сильно разделяет слоги и ставит ударение на каждом из них.

Упражнения для дикции и голоса

При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.

Упражнения, которые помогут подготовить нужные мышцы:

  • Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О». При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если произносить звуки как можно глубже в полости рта.
  • Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести: «ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы и «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы.
  • Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У».
  • Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений неба, щек и губ тянем звук «М».

Упражнения для дикции и артикуляции

Так как в четком произношении активно участвует кончик языка, используем упражнения, развивающие его гибкость:

  • Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов «проговаривайте» да-да- да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д».
  • Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить резко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз.
  • Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губные мышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка.
  • Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом. Попробуйте прочесть небольшой текст с нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.

Причины и факторы риска

Классификация патологического состояния подразумевает деление на органическое и функциональное. Расстройство может являться следствием дисфункций ЦНС, ухудшения слуха. Также его возникновение обуславливают травмы и ушибы головы, повреждение органов речи. Это может быть новообразование мозга, инсульт, тромбоз.

Функциональными причинами речевого расстройства считаются внешние факторы, например, стресс, испуг, истерия, нелеченая патология с детства.

Под влиянием приема некоторых лекарственных препаратов (антидепрессанты, транквилизаторы) может снижаться слуховое восприятие, что усугубляет нарушения речи. Немаловажная роль отводится и наследственному фактору.

При наличии предрасположенности необходимо наблюдать за состоянием человека в динамике.

Коммуникативные функции у человека страдают и при неправильной установке зубных протезов. Глубокое стрессовое состояние и перенапряжение может привести к дисфонии спастического характера. При этом отмечается напряженность голоса или его исчезновение.

Олигофазия

Олигофазия

Заболевание, которое часто встречается у людей, перенесших эпилептический припадок. Характеризуется обеднением словарного запаса или упрощенным построением предложений.

Олигофазия может быть:

Источник: https://MemorySafonovo.ru/zabolevaniya/rech-smazannaya-nevnyatnaya.html

Нарушение речи у взрослых: причины и виды

Почему пропадает речь

Нарушение речи у взрослых: причины и виды

Для многих возможность разговаривать – это средство для коммуникации с остальными людьми и окружающим миром.

Поэтому если человек утрачивает эту способность ему необходимо в первую очередь выяснить причину, а затем пройти комплексное лечение.

Если вовремя не спохватиться, то у больного может навсегда возникнуть дисфункция речевого аппарата.

Причины возникновения нарушений речи у взрослых

Нарушение речи у взрослых – это, патология которая проявляется в полном или частичном отсутствии речи.

В разговоре с человеком, страдающим подобным недугом, невозможно понять, о чём он говорит или просит, его слова неразборчивые и нечёткие.

У каждого человека данная патология проявляется по-разному. У одних людей подобные нарушения вызывают поспешную, но совершенно бессмысленную речь, а другие же наоборот логично и конструктивно выстраивают предложения, но при этом говорят очень медленно и неспешно.

Основные причины возникновения нарушения речи у взрослых людей:

Также причиной могут стать банальные зубные протезы. При неправильном закреплении у пожилых людей наблюдается дисфункция речевого аппарата.

Еще нарушение речи у взрослого человека может возникнуть из-за болезней, которые вызывают парез мышц лица.

Парез – это неврологический синдром, обозначающий снижение силы. К таким болезням относят синдром Мийяра – Жубле, синдром Мебиуса, агенезию мышц, болезнь Бека и синдром Шегрена.

Также вызвать нарушения может миастения. Это аутоиммунная нервно-мышечная болезнь, которая характеризуется патологически быстрой утомляемостью поперечно-сосательных мышц.

Диагностика врачом нарушений речи у взрослого человека

Некоторые болезни вызывают не только парез лицевых мышц, но и нарушение артикуляции и речи у взрослых.

Данная патология возникает при синдроме Фуа-Шаван-Мари. При данном недуге поражается бассейн средней мозговой артерии.

Одной из наиболее распространённых причин нарушения речи у взрослых является болезнь Альцгеймера.

При данном заболевании наблюдается деменция (приобретённое слабоумие), частичная потеря памяти, трудности артикуляции. Чаще всего данный недуг поражает людей старше 65 лет.

Существуют такие виды нарушений речи у взрослого человека:

  • Дисфония;
  • Афония;
  • Брадилалия;
  • Тахилалия;
  • Заикание;
  • Дислалия;
  • Дизартрия;
  • Алалия;
  • Афазия.

Спастическая дисфония

Данная патология больше распространена у людей в возрасте от 30 до 40 лет. Дисфония – это нарушение голоса, которое характеризуется охриплостью.

Спастическая дисфония возникает вследствие длительного перенапряжения ых связок.

Также причиной появления данной патологии может являться перенесенная психическая травма.

При данной форме дисфонии наблюдается боль в области шеи и мышц головы, а также значительно изменяется тембр голоса. Проявляется недуг в неразборчивости речи и сложности произнести определенные звуки.

Афония

Афония – это патологическое состояние с потерей ой звучности.

При данной патологии у человека остаётся возможность разговаривать шепотом, но при разговоре он испытывает боль в горле.

Афония возникает из-за болезней бронхов или ларингита. Также данная патология может возникнуть при продолжительном крике или интубации.

Брадилалия

Брадилалия – нарушения темпа речепроизводства. Другими словами, при данном недуге очень медленный темп речи. Артикуляция при брадилалии нечёткая.

Страх у человека из-за нарушений речи

Данная болезнь возникает из-за болезни Паркинсона, опухолей в головном мозге, менингитов и энцефалитов.

Также брадилалия может передаться по наследственности или проявляться после травм головного мозга.

Тахилалия

Тахилалия – нарушение, проявляющееся в быстром темпе устной речи.

При данном недуге человек не делает грамматических или фонетических ошибок в произношении.

Причинами появления тахихалеи может стать:

  1. Болезнь хорея.
  2. Эпилепсия.
  3. Олигофрения.
  4. Травмы черепа.
  5. Наследственность.
  6. Образования в головном мозге.
  7. Миелит.
  8. Столбняк.
  9. Арахноидит.

Заикание

Заикание – это недуг, проявляющийся в виде нарушения речевой функции.

При заикании человек растягивает слоги, неправильно выговаривает слова.

Причины возникновения:

  • Повреждения головного мозга.
  • Стресс.
  • Наследственность.

Дислалия

При дислалии человек неправильно воспроизводит звуки. Данный недуг появляется из-за наличия дефекта строения речевого аппарата (неправильный прикус, укороченная подъязычная уздечка, неправильное строение неба и другие).

Возникновение нарушений речи после перенесенного инсульта

Также дислалия возникает из-за неграмотного речевого воспитания или в связи с отклонениями умственного развития.

Чаще всего данное заболевание проявляется у детей, но среди взрослых оно также встречается. У взрослых дислалия появляется по причине малой подвижности речевого аппарата.

Алалия

Алалия – это недоразвитие речи, вследствие поражения речевых центров головного мозга.

Основными причинами появления алалии у людей старше 20 лет являются операции с применением общего наркоза, перенесенные черепно-мозговые травмы и гипотрофия.

Лечение нарушений речи

Лечение нарушения речи у взрослых подбирается исходя из вида самого нарушения.

В основном лечение предполагает массаж, физиотерапию, ЛФК и приём медикаментов.

Медикаментозное

Лечение дизартрии подразумевает под собой ЛФК и приём медикаментов. Очень важно, чтобы лечение больного сопровождал еще и логопед.

Препараты для лечения дизартрии:

  1. «Пирацетам».
  2. «Финлепсин».
  3. «Луцетам».

Если у взрослого человека заторможенная речь после перенесенного инсульта, то есть дизартрия, то необходимо делать ежедневно упражнения для языка.

Для лечения афазии применяются ноотропные средства и препараты, улучшающие микроциркуляцию в тканях головного мозга.

Препараты:

  • «Винпоцетин».
  • «Пирацетам».

При афазии работа с логопедом является обязательной. Обычно для полного восстановления способности говорить потребуется пролечиться у логопеда не меньше 3 лет.

Пирацетам — для эффективного лечения нарушений речи

Для лечения дисфонии выписываются стимулирующие медикаменты:

  1. АТФ.
  2. Прозерин.
  3. Транквилизаторы.

Другие препараты для лечения нарушений речи:

  • «Винпотропил».
  • «Кавингтон».
  • «Мемотропил».
  • «Ноотропил».

Медицинская терапия должна включать в себя лекарства, улучшающие память, усиливающие обменные процессы в центральной нервной системе.

Крайне редко для лечения подобных заболеваний применяется оперативное вмешательство. Операция необходима для удаления опухолей и других образований, спровоцировавших расстройства.

Нарушение речи у взрослого после стресса требует не только ЛФК и приёма лекарственных препаратов, но и посещение квалифицированного психотерапевта или психолога. Вполне вероятно, что человек сам после перенесенной ситуации на подсознательном уровне поставил барьер на воспроизведение речи.

Лечение в домашних условиях

Для лечения расстройств речи можно также применять средства народной медицины.

Если у человека дизартрия, то поможет следующий рецепт: 1 ст. л. семян укропа заливается кипятком и настаивается 15 – 20 минут.

Затем настой процеживается и остужается. Принимать его стоит за 15 минут до еды в количестве 1 ч. л. Употребляется средство не больше 5 раз в день.

Если у пожилого человека замедленная речь, например, после инсульта то можно сделать настойку из женьшеня, посевной гречихи и мордовника.

Реабилитация последствий нарушений речи

При дисфонии (временной утрате голоса) рекомендуется полоскать горло водой соком лимона.

Большую роль в лечении нарушения речи играет ЛФК. Больному стоит ежедневно делать упражнения, если причиной расстройства стали парезы лицевых мышц.

  1. упражнение: вытяните губы, скручивая их в трубочку. Держите в таком положении 5 секунд, затем повторите;
  2. упражнение: нижней челюстью стоит захватить верхнюю губу, зафиксировать на 3 секунды, затем отпустить;
  3. упражнение: закрываем рот. Языком дотягивается до нёба.

Заключение

Лечение расстройства речи – длительный процесс. Очень важно, чтобы наряду с медиками и логопедами больному помогали дома.

Людям с такими проблемами стоит чётко и медленно высказывать свои мысли, не проявлять негатив и пренебрежение.

: Лечение афазии

Источник: https://noalone.ru/infocentr/zdorove/narushenie-rechi-u-vzroslykh-prichiny-i-vidi/

Внезапная потеря речи при стрессе: причины, что делать

Почему пропадает речь

Нервные расстройства могут иметь разнообразные последствия. Большое количество людей сталкивалось с ситуациями, когда из-за стресса у них пропадала речь. Для понимания этого феномена нужно вспомнить о построении ого аппарата.

Потеря голоса может быть следствием стресса

Причины, вызывающие потерю голоса

Голос – это самый важный компонент в речи. Сама речь – это результат сложной мозговой деятельности, в которой задействовано более 200 мышц. Координацию движений мускулов регулирует ЦНС. Рассмотрим ниже, из чего состоит речевой аппарат:

  1. Гортани с ыми связками, которые являются главным источником, производящим звуковые колебания.
  2. Резонаторы: бронхи, легкие, трахея, рот, носовые, лобные и гайморовы пазухи.

Резонаторы придают звуку окраску. При потере зубов, повреждении языка, голос будет меняться, в результате нарушения работы одного из резонаторов. Без резонаторов человеческий голос был бы представлен однородным писком. Нарушения работы ЦНС могут оказать значительное влияние на работу речевого аппарата.

Потеря голоса может быть частичной (осиплость) или же полной. Вызвать такой специфический симптом могут заболевания, вредящие ЦНС:

  • травмы мозга;
  • опухоль мозга;
  • болезнь Паркинсона;
  • склероз;
  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • сильный стресс;
  • депрессии;
  • болезни, сопровождающиеся парезом лицевых мышц.

На работу ЦНС негативно может повлиять длительный прием антидепрессантов.

Признаки патологии

Потеря голоса при стрессе в тяжелых случаях может спровоцировать полную немоту. Важно научиться своевременно распознавать характерные симптомы патологических отклонений.

Одним из первых симптомов является полное несоответствие произношения и возраста пациента. Спастическая дистрофия на начальных этапах развития проявляется осиплостью, сдавленным голосом.

Такие симптомы появляются в результате непроизвольного сокращения ых мышц.

Для такой патологии характерно отсутствие грамотного выражения своих мыслей, а также проблемы с восприятием обращенной к пациенту речи.

Ускоренный темп речи с безошибочным произнесением слов может быть следствием отклонений в работе речевого аппарата.

Обычно такие патологии наблюдаются у пациентов с тяжелыми заболеваниями психики, отклонениями в развитии мозга, инфекционными болезнями.

Распространенный симптом недуга – изменение тембра голоса, а также употребления в разговоре слов-паразитов. Кроме того, могут наблюдаться такие отклонения:

  • заикание;
  • повторное произношение некоторых звуков или слов;
  • ускоренная речь;
  • неправильное построение синтаксических форм.

При таких дисфункциях обычно страдает не только речевой аппарат. Происходит деградация личности. Стресс оказывает разрушительное влияние на психику и работу мозговых центров.

Методы лечения

Если человек перестал после стресса говорить, главной целью лечения будет устранение провоцирующего фактора. В детском возрасте устранить патологии с речью поможет логопед-психолог. Чем старше возраст больного, тем сложнее исправить патологию.

В консервативной терапии применяют специальные упражнения для речевого аппарата, которые помогают восстановить его функциональность. Используются физиотерапевтические процедуры: прогревание, УВЧ и т. д. Медикаментозная терапия направлена на улучшение кровотока в головном мозге. Часто применяют лекарственные средства для улучшения памяти и восстановления работы ЦНС.

Психологические методы

Нарушение речи у взрослых в результате пережитого стресса нужно лечить комплексным методом. Одним из мероприятий, направленных на улучшение состояния пациента, является работа с психологом. В тяжелых случаях может использоваться внушение посредством гипноза.

Врач составляет соответствующий план лечения. Психотерапия направлена на расслабление и изучение методов релаксации для того, чтобы в дальнейшем иметь возможность самостоятельно координировать работу своих мышц и контролировать эмоции, когда стресс начинает давить на нервы.

Пациентам важно научиться расслаблять мышцы, которые во время стресса самопроизвольно сокращаются. Хорошими средствами являются:

  • расслабляющие ванны;
  • массаж;
  • ингаляции;
  • дыхательные техники.

Пациенту нужно осознать проблему и начать устранять психологический фактор, который провоцирует нарушения речи. Нужно поменять свое восприятие стрессовой ситуации.

Некоторым пациентам для восстановления необходим прием седативных препаратов. Это натуральные препараты на травах: Персен, Седавит, Валериана и др. В тяжелых случаях прописывают антидепрессанты.

Ингаляции помогут вернуть голос

Релаксационные практики

Человек должен научиться распознавать свое состояние самостоятельно. На фоне стресса голос может пропадать, но важно понимать, что предпосылкой этому стало разрушение нервных клеток, происходившее на протяжении длительного времени. Как только пациент чувствует тревожность, ему нужно постараться расслабиться.

Для начала нужно практиковать полное расслабление в домашних условиях. Развитие условных рефлексов является одним из ведущих методов расслабления. Сядьте в удобную позу и закройте глаза, начинайте массировать напряженный участок тела, например, воротниковую зону или ладонь.

Дышите ровно, концентрируйте внимание на массируемой точке, почувствуйте расслабление, мысленно попытайтесь дать организму задачу расслабиться. Представьте себе место, в котором вас никто не может побеспокоить. Упражнение следует выполнять 3-5 минут. Со временем при ощущении тревоги, прикоснувшись к нужной точке, вы сможете быстро успокоить нервы.

Профилактические меры

Самым важным в лечении потери голоса на нервной почве является избегание стрессовых ситуаций. Необходима и профилактика. Укрепить нервную систему помогают систематические походы в спортзал, закаливание.

Важно обеспечить выработку гормонов эндорфинов, которые помогают организму справляться со стрессом. Нужно употреблять полезные продукты, чтобы обеспечить организм витаминами и минералами, необходимыми для построения нервных клеток.

Эффективным методом является соколечение.

Для укрепления нервов рекомендовано употреблять свежевыжатые соки из свеклы, картофеля, киви, цитрусов, клубники, моркови, капусты, тыквы.

Вылечим любую болезнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: