Перинатальное развитие это

Перинатальное воспитание ребенка — правда или вымысел?

Перинатальное развитие это

Беременность для женщины — долгожданный подарок, который принесет радость материнства. От начала зачатия и до рождения ребенка длится период перинатального развития. Ни для кого не секрет, что в данном периоде формируются все органы и системы малыша. Но возможно ли в перинатальный период заниматься обучением и воспитанием ребенка?

В социальных сетях, на форумах, в просторах интернета  по этому поводу вы найдете множество мнений. Будущих родителей все чаще волнует вопрос о возможности влияния на формирование психики  малыша,  развитие его речевой активности,  памяти и интеллектуальных  способностей еще в период его внутриутробного развития.

Все больше специалистов склоняются к мнению, что перинатальное воспитание – это не миф, а реальная возможность подготовить ребенка к адаптации в окружающем  его мире. С точки зрения перинатальной психологии, мама может начинать развивать творческие способности малыша, мышление, любовь к музыке и способность к иностранным языкам еще во время беременности.

Перинатальное развитие нацелено на установление связи мамы и еще не родившегося ребенка. Ведь уже к шестому месяцу беременности у плода формируются органы слуха, зрительной системы, он реагирует на прикосновения мамы к животу, ощущает ее настроение.

  Большинство женщин говорит о том, что малыши реагируют на громкую музыку, острую пищу или неудобно занятое положение тела. В такие моменты ребенок начинает  активно шевелиться. Также ребенок ощущает нежные поглаживания живота и спокойный голос мамы.

Дети, которым уделялось внимание в период их внутриутробного развития, раньше начинают говорить, их мыслительные и интеллектуальные способности более развиты, они лучше приспосабливаются к окружающей среде. Некоторые психологи пришли к мнению, что перинатальное воспитание влияет на основу личностного развития.

Способы перинатального воспитания

С чего же начать перинатальное воспитание? Важно научиться разговаривать с малышом – можно рассказывать ему стихи, читать книги или просто говорить, как сильно чувство вашей любви и привязанности к нему. Соблюдая некоторые полезные советы можно установить крепкую связь с вашим ребенком, помочь ему адаптироваться после рождения.

Физический контакт

Тактильное общение позволяет наладить особую взаимосвязь с малышом.

Не забывайте в течение дня уделять внимание поглаживанию животика,   осуществлять легкие массирующие движения – это  окажет благоприятное воздействие на физическое и психическое развитие плода.

Также ребенку понравятся прикосновения папы, которые помогут ему   установить контакт с малышом или научиться понимать его настроение.

Слух

Уже с 14-15 недели плод начинает слышать – внутренним ухом улавливаются вибрации звуковых волн. Сердцебиение – это одна вибрация, звук громко срабатывающего будильника или громкое звучание музыки – другая.

Доказано, что общение с малышом в период перинатального развития способствует формированию здоровой разговорной речи.

После 20 недель малыш уже полноценно реагирует на любые звуки внешнего мира, но больше всего ему нравится мамин голос.

Маме необходимо постоянно разговаривать с ребенком, подключиться в компанию смело может отец и другие члены семьи. Высоким  положительным моментом является общение мамы с ребенком  на иностранных языках.

После рождения ребенка и в период его развития, языки на которых говорила его мама с ним в период беременности, будут легко поддаваться изучению.

Другими словами, у ребенка повышается восприятие знакомой разговорной речи.

Музыкальное воспитание

Классическая музыка уже несколько тысячелетий применяется для раннего внутриутробного обучения детей. Американские ученные пришли к выводу, что особую пользу беременной и плоду приносит музыка Моцарта.

Согласно, множественным исследованиям, произведения великого композитора, прослушиваемые всего 10-15 минут в день, повышают коэффициент умственного развития в 7-9 раз! Также доказано, что дети после рождения легко узнают музыку, которую слышали еще до рождения.

С помощью пения мама передает ребенку свои эмоции, чувства и ощущения, настроение. Психологи рекомендуют петь малышу колыбельные и детские песни. Тембр голоса, интонация и те чувства, которые воспроизводит женщина во время пения благоприятно сказываются на развитии ребенка.

Рекомендации будущим мамам

Период перинатального развития – особенное время, когда женщине важно ощущать себя счастливой и эмоционально уравновешенной, ведь будущему малышу передаются все мамины эмоции и настроение.

Для рождения здорового, умного и счастливого малыша маме  в период беременности необходимо заботиться в первую очередь о своем здоровье – увеличить потребление фруктов и овощей, отказаться от кондитерских изделий, отдать предпочтение кисломолочным продуктам, нежирным сортам мяса и рыбы.

Будущим мамам необходимо спать не менее 8-ми часов, гулять на свежем воздухе, заниматься творчеством (чтение книг, арт-терапия), общаться с малышом.

Физически и психически развитый ребенок рождается только у здоровой женщины. Поэтому берегите себя и помните, что внутри вас развивается и формируется новая, уникальная личность, благополучное развитие которой зависит в том числе и от перинатального воспитания!

Источник: http://galinakirillova.ru/perinatalnoe-vospitanie-rebenka-pravda-ili-vymysel/

Что такое перинатальный период? Пренатальный и перинатальный периоды развития

Перинатальное развитие это

Вся жизнь человека поделена на определенные периоды, каждому из которых свойственны свои особенности. Одним из важных отрезков жизни считается перинатальный период. В какие временные рамки он укладывается, и какие физиологические и психологические изменения предполагает? Узнаем из этой статьи.

Что такое перинатальный период?

Перинатальным называют период, начинающийся от 22 недели беременности.

Кроме того, в него входит отрезок времени, предшествующий непосредственно родам, а также сам процесс родоразрешения и период, последующий сразу же за ним.

Сам процесс родов делится на три стадии: предродовые схватки, родоразрешение, извлечение последа. Все эти этапы, а также первая неделя после появления человека на свет, называются перинатальным периодом.

Многие люди часто путают понятия пренатальный и перинатальный, ошибочно полагая, что эти понятия идентичны. В отличие от перинатального периода, охватывающего лишь часть внутриутробного развития плода и первые сутки жизни новорожденных, пренатальное развитие начинается с момента зачатия и заканчивается после рождения ребенка.

Сроки и продолжительность

Этот отрезок времени также называют околородовым. Срок перинатального периода начинается с полных 22 недель беременности и завершается спустя неделю (168 часов) после рождения ребенка. При этом самая большая продолжительность перинатального периода отмечается в случаях, когда женщина перенашивает ребенка (т.е. беременность длится дольше 39 недель).

Физиологические процессы

Во время перинатального периода плод активно развивается физически. Выделяют несколько стадий перинатального периода, отличающихся различными физиологическими процессами, происходящими в организме маленького человека:

  • антенатальный период — 24-40 недели;
  • интранатальный период — прохождение по родовым путям;
  • постнатальный (ранний период новорожденности) — первые 168 часов жизни.

Раньше всех остальных чувств у плода формируется осязание: уже в самом начале беременности он способен чувствовать тактильные раздражители. Ближе к началу перинатального периода формируется слуховой и вестибулярный аппараты — ребенок начинает слышать.

После 28 недели развитие малыша считается практически совершенным — он ощущает биение материнского сердца и различает оттенки ее голоса. Дыхательная система плода еще не развита в достаточной мере.

Тем не менее у детей, рожденных на этом сроке, есть шансы на выживание, ведь современная медицина помогает даже недоношенным крохам сделать первый вдох.

29 и 30 недели беременности характеризуются повышенной активностью плода. Он уже двигает конечностями, может потянуться и даже сморщить личико. Встревоженный какими-то обстоятельствами, малыш в утробе выражает свое беспокойство толчками, которые беременная женщина ощущает очень явно.

В этот период организм крохи быстро крепнет и накапливает мышечную массу после 31 недели. Но в это время не все органы младенца развиты в достаточной мере (яички мальчиков еще не опускаются в мошонку, а половые губы девочек не совсем закрыты, пупок у младенцев обоего пола расположен низко). Зато рожденный в это время ребенок уже осуществляет акт дыхания самостоятельно.

Начиная с 32 недели плод постепенно занимает нужную для рождения позу — головкой вниз. На 33 и 34 неделе малыш начинает готовиться к своему появлению на свет. В это время плод весит уже около 2 или более килограмм. Пушок на голове густеет. Родившиеся в это время дети уже не считаются недоношенными.

На 35 неделе у маленького человека полностью вырастают ногти (интересно, что они могут быть настолько длинными, что малыш нередко царапает ими себя, еще находясь в материнской утробе).

Плод на 36 неделе уже имеет вполне сформированное личико младенца — полные и гладкие щеки, активно сосущие пальчик губы и т. д. На 37 неделе ребенок продолжает расти, постепенно опускаясь все ниже в таз матери. Самое интенсивное развитие наблюдается на 38-39 неделях гестации. Вес плода может достигать 3 кг, он вполне готов к появлению на свет.

Родившийся человек на протяжении недели еще мало напоминает классического младенца-пупса. Личико его может быть несколько ассиметричным, сплющенным и красноватым. В первые сутки жизни малыша начинает выделяться первородный кал, именуемый меконием. У ребенка этого возраста отмечается ярко выраженный сосательный, хватательный и другие рефлексы.

Развитие ребенка в этот период

Находясь в матке, младенец переживает самые различные эмоции: тревогу, подавленность, радость, любовь или даже ненависть. Нередко малыш разделяет настроение мамы в определенный момент. Перинатальный период развития разделяют на несколько этапов:

  1. Внутриутробная жизнь. Ребенок и мама — это одно целое, соединенное не только пуповиной, но и общими эмоциями. Малыш получает не только питательные вещества и воздух, но и чувствует любые переживания мамы. Последние сказываются не лучшим образом на состоянии крохи (стрессы могут увеличить мышечный тонус плода). Именно этот период создает определенную базу для формирования отношений между ребенком и окружающим миром.
  2. Период от начала схваток до раскрытия родовых путей. Спокойное пребывание ребенка окончено, некая сила сдавливает его, лишая питательных веществ. Тем не менее выход в новый мир для ребенка пока закрыт. В этот период очень важным является состояние матери: она не должна впадать в панику, кричать и нервничать. Чем спокойнее и терпеливее ведет себя роженица, тем легче ребенку будет выполнять работу по дальнейшему прохождению по родовым путям.
  3. Движение ребенка по родовым путям и собственно рождение. Этот этап считается наиболее тяжелым на протяжении родов. Все силы организма младенца мобилизуются и помогают ему двигаться к теперь уже ясно различимому свету. Рождение отнюдь не означает конец испытаний для малыша. На кроху тут же обрушиваются все реалии современного мира — на него начинают действовать законы притяжения (ведь в утробе мамы он находился в состоянии невесомости). У него пробуждается сознание, а все перинатальные воспоминания становятся бессознательными. Именно прохождение по родовым путям чрезвычайно важно для адаптации и становления ребенка как личности. В этот момент запускаются различные психологические механизмы. От особенностей прохождения зависит дальнейшее умение человека приспосабливаться к изменениям в жизни.
  4. Первое время после родов. Психологи уверены, что оттого, что слышит, чувствует и видит кроха в первые мгновения рождения, зависят его дальнейшие отношения с окружающим миром. Нужно, чтобы в этот момент мама находилась рядом, как и всегда на протяжении 9 месяцев. Малыш ни в коем случае не должен почувствовать одиночество, в противном случае он всю жизнь будет бессознательно тосковать по потерянному блаженству в материнской утробе. Кожный контакт, голос мамы, первые капли молозива успокоят кроху.

С первых же минут разлученные с мамой малыши испытывают чувство страха, незащищенности, растерянности, и впоследствии могут быть подвержены депрессии, панике и недоверия к миру.

Возможные заболевания

Самыми распространенными заболеваниями перинатального периода считаются:

  1. Родовая травма. Представляет собой повреждения плода, полученные непосредственно во время родоразрешения. Такие травмы могут включать разрывы мягких тканей, переломы и вывихи, растяжения и т.д. Причины подобных состояний могут быть разными — от состояния плода до динамики родоразрешения. Стремительность и длительность родов, соответствие размеров малыша родовым путям, недоношенного и переношенность — все эти факторы влияют на состояние родившегося ребенка.
  2. Асфиксия. Состояние, связанное с недостатком кислорода в организме малыша, а также накоплением углекислого газа. Чаще всего плод страдает не столько от асфиксии (полного отсутствия кислорода), сколько от гипоксии (его недостатка в органах и тканях). Причиной подобного заболевания считаются материнские патологии, врожденные пороки плода и т.д.
  3. Гемолитическая болезнь. Тяжелая патология неонатального периода. Возникает по причине несовместимости крови мамы и ребенка по резусу или группе. При этом формы такого заболевания могут быть как жизнеспособными, так нежизнеспособными.
  4. Инфекционные болезни плода: пневмония, токсоплазмоз, цитомегалия, сепсис и др.

Большинство указанных патологий способны осложнить течение беременности и спровоцировать многочисленные пороки развития плода.

Отдельные состояния

Отдельными состояниями, требующими внимательного врачебного подхода, являются недоношенность и переношенность.

Недоношенностью считается рождение ребенка при сроке беременности меньше 259 суток. В число недоношенных входят младенцы с массой 500-2500 г и длиной тела 25-45 см. Главные признаки недоношенности: длинные пушковые волосы на спине, лице и плечах, мягкие кости, недоразвитость ногтей и половых органов, отсутствие окостенения бедер.

Для переношенных детей характерно рождение после 294 суток беременности. Таких малышей отличают сухая шелушащаяся кожа, ядра окостенения отмечаются в бедренных и других костях скелета.

Значение перинатального периода

Перинатальный период — чрезвычайно важное время для маленького человека. Находясь в материнской утробе, он стремительно и всесторонне развивается. Именно в период до родов малыш начинает отличать различные эмоции мамы, между ними формируется эмоциональная связь.

Процесс рождения, хотя и представляет некоторый стресс и шок для ребенка, является неотъемлемой частью перинатального периода. Считается, что наиболее приемлемым для малыша вариантом являются естественные роды путем прохождения через родовые пути.

Именно такой способ появления на свет помогает ребенку преодолеть своеобразный первый барьер. Психологи уверены, что естественное рождение помогает ребенку стать более целеустремленным и стойким.

Не менее важен этот аспект и для мамы — естественные роды формируют более крепкую нейро-эмоциональную связь между ней и ее новорожденным крохой.

Полноценная жизнь маленького человека начинается отнюдь не после его появления на свет. Уже с 22 недели беременности плод, находящийся в материнской утробе, умеет слышать и осязать. С каждой новой неделей его умения совершенствуются, и к моменту своего рождения он уже является цельным, завершенным во всех отношениях существом.

    перинатальное развитие, периоды развития, Пренатальный период

Источник: https://mei-sonnen.ru/skolko-dlitsya-perinatalnyj-period.html

Перинатальное развитие: правда или вымысел?

Перинатальное развитие это

В Интернете сейчас можно найти несметное количество информации о том, как правильно вести беременность. Особые диеты и режим, постоянные походы к врачу и избегания стрессов и болезней. А сейчас все активнее обсуждается серьезный и до сих пор спорный вопрос – есть ли психика у плода? Иными словами, можно ли чему-то научить еще не родившегося ребенка?

Теории перинатального развития и суровая действительность

Сейчас есть много информации о том, как можно и нужно осуществлять перинатальное развитие, дабы вырастить гения. Но давайте посмотрим на утверждения о возможности развития в перинатальном периоде скептически и рассмотрим различные точки зрения на данный вопрос.

Итак, начнем с того, что все данные о возможности причастности к развитию плода были получены не экспериментальным, а эмпирическим методом. То есть эти данные построены на наблюдении, а, следовательно, их достоверность может быть поставлена под сомнение. Однако было установлено, что своего рода «общение» с плодом до рождения повышает уровень узнаваемости ребенком матери.

Эксперимент состоял в следующем: было сформировано две группы женщин – контрольная и наблюдаемая. Контрольная группа не проявляла никакой активности относительно общения с плодом, вторая же группа читала своему будущему ребенку сказки.

После родов обнаружилось, что в группе мам, которые читали детям книжки, дети быстрее узнают свою маму и ее голос.

Но, теоретически, ребенок не научился узнавать мать, а всего лишь способен различать ритмику и мелодику ее голоса и проявлять благосклонную реакцию.

Схема второго эксперимента подтвердила эту гипотезу. На этот раз опыт проводился не с голосом матери, а с записью спокойной (в основном классической) музыки.

Уже после рождения реакция детей на ту композицию, что они слушали до рождения, была однозначной – дети улыбались, переставали кричать и довольно «улюлюкали». Однако в последующем, при развитии ребенка эта реакция пропадала, что разрушило гипотезу о возможности реально пренатального обучения.

Однако совершенно четко доказано, что «общение» с плодом вызывает более быстро устанавливаемый контакт ребенка с матерью после рождения.

Помогает ли перинатальное воспитание в первые дни жизни ребенка?

Теперь рассмотрим период развития ребенка сразу же после рождения. Прежде всего, рождение – это шок для ребенка. Этот шок был назван кризисом рождения. (отечественный психолог Л.С. Выготский)

В чем же заключается этот кризис? Прежде всего – меняется тип жизни и развития ребенка, т.е. после родов ребенок попадает в абсолютно новую для него среду. Во-вторых – это разрушение единой физиологической системы ребенок-мать.

Разрушение этой системы есть один из первых толчков к развитию ребенка – он должен начать ориентироваться, а ориентировочная деятельность есть результат развития нервной системы. Ориентировка происходит через общение, а общение ребенка это крик и плач.

Эти сигналы не должны игнорироваться взрослым, ведь своевременна реакция на них (игра, ласка, кормление) формирует привязанность ребенка к родителям.

Теперь проанализируем некоторые факты, которые часто пугают неопытных мам, заставляя их бегать по врачам, уверяя, что их младенец болен.

Ошибка первая – после рождения ребенок много спит. (новорожденность 28-35 дней, а также небольшой промежуток последующего периода). Не стоит этого бояться и думать о слабости ребенка. Сон – это защита организма от информационного шока. Суть шока в том, что после рождения сенсорные системы ребенка почти что не сформированы, а поток информации, воздействующих на них возрастает в сотни раз.

Вторая ошибка заключается в том, что родитель может обнаружить у ребенка «косоглазие» (которое таковым не является).

Так называемое зрительное сосредоточение наступает у ребенка только на 4-5 неделю после рождения, происходит конвергенция, и положение глаз нормализуется. Также ребенок может не реагировать на ваш голос до 3-5 недель.

После этого слух активно развивается, и вы можете наблюдать так называемое явление звукового сосредоточения: слыша голос, ребенок замирает, начинает вслушиваться.

Итак, подведем итог: правильный подход к ребенку как до, так и после рождения благоприятно влияет на его развитие и способствует формированию здоровой личности.

Хоть теория о перинатальном обучении, эффективности внутриутробного воспитания так и остается пока до конца не доказанной, но многие факты указывают на то, что даже до рождения стоит общаться с ребенком.

Уж хуже-то от этого точно не будет.

Источник: https://krasna-devica.ru/article/3633-perinatalnoe-razvitie-pravda-ili-vymysel

Перинатальный период и программа жизни – value

Перинатальное развитие это

Перинатальный период и программа жизни.

Каково влияние матери на психику рождающегося человека?  Как влияет сам процесс беременности, родов на психику человека и на его дальнейшую жизнь?  VALUE — PSYCHOLOGY  отвечает на эти вопросы, обращаясь к исследованию перинатальных матриц Станислава Грофа.

Прямая зависимость картины психических процессов будущего ребенка от психологического состояния беременной женщины наглядно демонстрируется в работах известного американского ученого, основоположника трансперсональной терапии, Станислава Грофа.

Основой науки, узучающей психическую жизнь плода, является теория базовых перинатальных матриц. По С.

Грофу, это стойкие функциональные структуры, которые являются базовыми для многих психических и физических реакций в течение всей последующей жизни человека.

Первая перинатальная матрица

Первая перинатальная матрица (БПМ-1) интегрирует опыт исходного биологического единства с материнским организмом во время внутриматочного существования.

В периоды безмятежной жизни в матке условия для ребенка почти идеальны, однако некоторые физические, химические, биологические и психологические факторы способны их осложнить.

Отражением активизации БПМ-1 на сеансах голотропной терапии является переживание необыкновенного блаженства, единения с природой, космосом.

При перинатальных воспоминаниях в случае нарушения внутриутробной жизни (критическое состояние плода, болезни матери во время беременности, попытка абортов и пр.

) возникают напротив состояния тревоги и страха, болезненные переживания, дрожь, ощущение «похмелья», отравленности и пр.

Вторая перинатальная матрица

Вторая перинатальная матрица (БПМ-2) отражает процесс начала биологического рождения, его первой клинической стадии. При этом равновесие нарушается, плод испытывает периодическое мышечные сокращения и сжатия, но шейка матки еще закрыта.

Символическим выражением проявившейся полностью второй клинической стадии родов становится опыт отсутствия выхода из ада.

Находясь под влиянием этой стадии, человек может быть слеп ко всему положительному в мире, испытывает одиночество, беспомощность, неполноценность.

Третья перинатальная матрица

Третья перинатальная матрица (БПМ-3). Многие важные аспекты этой сложной матрицы переживаний можно понять по ее отношению ко второй клинической стадии родов. На этой стадии сокращения матки продолжаются, но в отличие от предыдущей стадии, шейка матки теперь раскрыта, и это позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу.

Под этим кроется отчаянная борьба за выживание, сильное механическое сдавливание, часто высокая степень гипоксии и удушье. На конечной стадии родов плод может испытывать непосредственный контакт с такими биологическими материалами, как кровь слизь, околоплодная жидкость.

Символическим выражением третьей стадии родов становится борьба смерти-возрождения.

В зависимости от того как проходил процесс рождения, соответствующий БПМ-2 и БПМ-3, человек и в дальнейшем будет выбирать способы своего поведения в критических ситуациях.

Четвертая перинатальная матрица

С непосредственным появлением на свет связана четвертая перинатальная матрица (БПМ-4).

В этой последней стадии мучительный процесс борьбы за рождение по родовому каналу достигает кульминации, и за пиком боли, напряжения и сексуального возбуждения следует внезапное облегчение и релаксация.

Ребенок родился и после долгого периода темноты впервые сталкивается с ярким светом дня (или операционной). После отсечения пуповины прекращается телесная связь с матерью, и ребенок  вступает в новое существование как анатомически независимый индивид.

Символическим выражением последней стадии родов является опыт рождения-смерти.

Что испытывает ребенок при рождении? Испытывает ли новорожденный боль? В его кровяной системе циркулирует большое количество естественных болеутоляющих веществ, называемых бэта-эндорфинами.

Возможно, поэтому большинство младенцев сразу после родов отличаются необычайно высокой активностью и восприимчивостью.

Этот период повышенной активности длится немногим более часа и считается критическим, или сенситивным периодом, чрезвычайно важным для формирования импритинга, в результате которого устанавливается долговременная эмоциональная связь.

В первые минуты жизни ребенка большую важность и необходимость имеет контакт матери и ребенка «глаза в глаза» и «кожа к коже». Во время этого контакта возникает глубокое чувство материнства, устанавливается особая прочная связь между матерью и ребенком.

По нашим наблюдениям, травма внутриутробного развития, родовая и послеродовая травма у многих людей может проявиться во время болезни или стрессовой ситуации. Поэтому для того, чтобы человек мог полностью раскрыть свой потенциал и быть максимально успешным, необходимо вернуться на начальный (эмбриональный) период, заново пережить внутриутробную жизнь и стадии процесса рождения.

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что строить работу, связанную с теорией базовых перинатальных матриц, следует в двух направлениях:

  1. Участие в тренинговой работе, где проигрываются любые негативные периоды рождения и перепроживаются с позиции того, как это должно быть в идеале, тем самым негативный опыт сменяется позитивным.
  2. Участие семейных пар в подготовке к родам с учетом формирования психических перинатальных матриц и развития родительской культуры.

Сушенцова Л.В.

из статьи «Перинатальный период и программа жизни»

Информационный вестник психосоциальной и коррекционно развивающей работы», 2004

Источник: http://value-psychology.com/perinatalnyj-period-i-programma-zhizni/

Вылечим любую болезнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: