Периферические органы речи

Содержание
  1. Презентация на тему: Периферический и центральный отделы речевого аппарата
  2. Слайд 2
  3. Слайд 3
  4. Слайд 4
  5. Слайд 5
  6. Слайд 6
  7. Слайд 7
  8. Слайд 8
  9. Слайд 9: К центральному речевому аппарату относятся:
  10. Слайд 10: Также к нему относятся:
  11. Слайд 11
  12. Слайд 12
  13. Последний слайд презентации: Периферический и центральный отделы речевого аппарата
  14. Как на самом деле устроен речевой аппарат
  15. Особенности строения системы речи
  16. Периферический отдел: его строение и функционирование
  17. Артикуляционный аппарат и его роль
  18. Центральный аппарат и его строение
  19. Речевой аппарат и его строение, формирование звука и диагностика нарушений
  20. Строение речевого аппарата
  21. Формирование голоса
  22. Структурные компоненты речи
  23. Диагностика проблем с речевым аппаратом
  24. Речевой аппарат человека
  25. Образование звуков
  26. Центральный отдел
  27. Голосовой отдел
  28. Артикуляционный отдел
  29. Активные органы
  30. Пассивные органы
  31. Нарушение речевого аппарата
  32. Подготовка органов речи к работе
  33. Поза релаксации
  34. Маска релаксации
  35. Заключение
  36. Артикуляционный аппарат: устройство и строение речевого аппарата
  37. Строение речевого аппарата человека
  38. Дыхательный отдел речевого аппарата
  39. Голосовой отдел речевого аппарата
  40. Артикуляционный отдел речевого аппарата
  41. Состояние речевого аппарата
  42. Чтобы общение было в радость

Презентация на тему: Периферический и центральный отделы речевого аппарата

Периферические органы речи

Подготовила презентацию студентка 1 курса 5 группы Вахаева Полина

Изображение слайда

2

Слайд 2

Основные отделы речевого аппарата: периферический и центральный. В общую схему строения речевой сенсорной системы входят три отдела: периферический, проводниковый и центральный отделы.

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

3

Слайд 3

Периферический аппарат (исполнительный) включает три отдела: дыхательный, ой, артикуляционный. Его основная функция – воспроизводящая.

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

4

Слайд 4

Дыхательный отдел состоит из грудной клетки и легких. Речевая деятельность тесно связана с дыхательной функцией. Речь осуществляется на фазе выдоха. Воздушная струя выполняет как голосообразующую, так и артикуляционную функцию. В момент речи выдох длиннее вдоха, т.

к. именно на выдохе происходит процесс говорения. В момент речи дыхательных движений человек совершает меньше, чем при обычном физиологическом дыхании. В момент речи увеличивается число вдыхаемого и выдыхаемого воздуха примерно в 3 раза.

Вдох во время речи становится короче и глубже. Выдох в момент произнесения фразы осуществляется при участии дыхательных мышц брюшной стенки и межреберных мышц.

Благодаря этому появляется глубина и длительность выдоха, а из-за этого образуется сильная воздушная струя, которая необходима для звукопроизношения.

Изображение слайда

5

Слайд 5

Голосовой аппарат включает гортань и ые складки. Гортань – это трубка, которая состоит из хрящей и мягких тканей. Сверху гортань переходит в глотку, а снизу в трахею. На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он служит клапаном при глотательных движениях. Надгортанник опускается и предотвращает попадание пищи и слюны в гортань.

У детей раннего возраста гортань воронкообразной формы, с возрастом она приобретает цилиндрическую форму, как у взрослых. Голосовые связки практически застилают гортань, оставляя небольшой просвет – ую щель. При обычном дыхании, щель приобретает форму равнобедренного треугольника. При фонации ые связки смыкаются. Струя выдыхаемого воздуха несколько раздвигает их.

В силу своей упругости ые связки принимают свое первоначальное положение, продолжающееся давление снова раздвигает ые связки. Этот механизм продолжается пока происходит фонация. Этот процесс называется колебанием ых связок. Колебание ых связок происходит в поперечном направлении, т. е. кнутри и кнаружи.

При шепоте ые связки практически полностью смыкаются, лишь в задней части остается щель, через которую проходит воздух при вдохе.

Изображение слайда

6

Слайд 6

Артикуляционный отдел сформирован органами артикуляции: языком, губами, челюстями, твердым и мягким небом, альвеолами.

Из перечисленных органов артикуляции язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо являются подвижными органами артикуляции, а все остальные – не подвижные. Язык – участвует в образовании всех, кроме губных.

Органы артикуляции при приближении друг к другу образуют щели или смычки. В результате таких сближений произносятся фонемы.

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

7

Слайд 7

Первый отдел периферического речевого аппарата (дыхательный) служит для подачи воздуха, второй отдел (ой) служит для образования голоса и третий (артикуляционный) – для создания явления резонанса, которое обеспечивает громкость и отчетливость звуков нашей речи

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

Реклама. Продолжение ниже

8

Слайд 8

Проводниковый отдел представлен проводящими путями. Различают два вида нервных путей: центростремительные пути (проводят информацию от мышц, сухожилий и связок в центральную нервную систему) и центробежные пути (проводят информацию от центральной нервной системы к мышцам, сухожилиям и связкам ).

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

9

Слайд 9: К центральному речевому аппарату относятся:

Корковые концы анализаторов (прежде всего, слухового, зрительного и двигательного), участвующих в речевом акте.

Корковый конец слухового анализатора находится в обеих височных долях, зрительного – в затылочных долях, а корковый отдел двигательного анализатора, обеспечивающий работу мускулатуры челюстей, губ, языка, мягкого неба, гортани, принимающей участие и в речевом акте, находится в нижних отделах этих извилинСенсорный речедвигательный аппарат представлен проприорецепторами, находящимися внутри мышц и сухожилий, участвующих в речевом акте, и возбуждающимися под действием сокращений речевых мышц. Барорецепторы находятся в глотке и возбуждаются при изменениях давления на них при произнесении речевых звуков

Изображение слайда

10

Слайд 10: Также к нему относятся:

Афферентные (центростремительные) проводящие пути начинаются в проприорецепторах и в барорецепторах, и несут получаемую от них информацию к коре головного мозга.

Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органовКорковые центры речи располагаются в лобной, височной, теменной и затылочной долях преимущественно левого полушария мозга. От участия правого полушария зависит эмоционально-образный компонент речи.

Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи. Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения. Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга.

Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме) и артикуляции взрослых, также играющей немаловажную роль в развитии речи ребёнка;

Изображение слайда

11

Слайд 11

Специфические центры речи (сенсорный – Вернике и моторный – Брока ), отвечающие за тонкий сенсорный анализ и нервно-мышечную координацию речиСлуховой сенсорный (чувствительный) речевой центр Вернике располагается в заднем отделе левой верхней височной извилины. При его повреждениях или заболеваниях возникают нарушения звукового восприятия.

Возникает сенсорная афазия, при которой становится невозможным различение на слух элементов речи (фонем и слов), а, следовательно, и понимание речи, хотя острота слуха и способность различать неречевые звуки при этом остаются нормальными.Слуховой моторный (двигательный) центр речи Брока располагается в заднем отделе второй и третьей лобной извилин левого полушария.

Повреждения или заболевания моторного центра речи ведут к нарушению анализа и синтеза кинестетических (двигательных) раздражений, возникающих при произнесении звуков речи.

Наступает моторная афазия, при которой становится невозможным произнесение слов и фраз, хотя движения речевых органов, не связанные с речевой деятельностью (движения языка и губ, открывание и закрывание рта, жевание, глотание и т. д.), не нарушаются.

Изображение слайда

12

Слайд 12

Подкорковые узлы и ядра ствола (прежде всего, продолговатого мозга), ведают ритмом, темпом и выразительностью речиэфферентные (центробежные) проводящие пути, соединяют кору головного мозга с дыхательными, ыми и артикуляторными мышцами, обеспечивающими речевой акт. Они начинаются в коре головного мозга в центре Брока.

В состав эфферентных проводящих путей включаются также черепно-мозговые нервы, которые берут начало в ядрах ствола головного мозга и иннервируют все органы периферического речевого аппарата.

Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и втягивание щек; языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и ых складок, глотки и мягкого нёба.

Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Изображение слайда

13

Последний слайд презентации: Периферический и центральный отделы речевого аппарата

Области двигательного и слухового анализаторовречи в коре головного мозга1 – двигательный анализатор ( переднецентральная извилина ;2 – двигательный (моторный) центр речи ( Брока );3 – сенсорный центр речи (Вернике)

Изображение слайда

Изображение для работы со слайдом

Источник: https://slide-share.ru/perifericheskij-centralnij-otdeli-rechevogo-apparata-443912

Как на самом деле устроен речевой аппарат

Периферические органы речи

Речевой аппарат представлен системой взаимосвязанных органов, отвечающих за производство звуков и построение речи. Это система, благодаря которой люди могут общаться посредством речи. Состоит она из нескольких отделов и разных элементов человеческого организма, неразрывно связанных между собой.

Особенности строения системы речи

Строение речевого аппарата – своеобразная система, в которой задействованы многие органы человека. Она включает органы дыхания, активные и пассивные составляющие речи, элементы головного мозга.

Дыхательные органы играют важную роль, звуки не могут образовываться без выдоха. При сокращении диафрагмы взаимодействующей с межреберными мышцами, на которые опираются легкие, происходит вдох, при расслаблении – выдох.

В итоге издается звук.

Пассивные органы не имеют особой подвижности. К ним относятся: челюстная область, носовая полость, гортанный орган, нёбо (твёрдое), глотка и альвеолы. Они являются опорной структурой для активных органов.

Активные элементы производят звук и производят одну из основных функций речи. Они представлены: областью губ, всеми частями языка, ыми связки, нёбом (мягким), надгортанником. Голосовые связки представлены двумя мускулистыми пучками, которые производят звуки при сокращении и расслаблении.

Головной мозг человека подает сигналы остальным органам и контролирует всю их работу, направляя речь согласно воле говорящего.

Строение речевого аппарата человека:

  • Мозг
  • Носоглотка
  • Твёрдое небо и мягкое небо.
  • Губы.
  • Язык.
  • Резцы.
  • Область глотки.
  • Гортань, надгортанник.
  • Трахея.
  • Бронх с правой стороны и легкое.
  • Диафрагма.
  • Позвоночник.
  • Пищевод.

Перечисленные органы относятся к двум отделам, образующим речевой аппарат. Это центральный отдел периферический.

Периферический отдел: его строение и функционирование

Периферический речевой аппарат образуется тремя отделами. К первому отделу относятся дыхательные органы, которые играют основную роль в произношении звуков при выдохе. Этот отдел подает струи воздуха, без которых невозможно создать звук. Потоки воздуха при выходе выполняют две важные функции:

  • Голосообразующую.
  • Артикуляционную.

При нарушениях речевого дыхания искажаются и звуки.

Второй отдел состоит из пассивных органов речи человека, оказывающих основное воздействие на техническую составляющую речи. Они придают речи определенную окраску и силу, создавая характерные звуки. Это ой отдел, отвечающий за характерные черты речи человека:

При сокращении ых связок поток воздуха на выходе преобразуется в колебание воздушных частиц. Именно эти пульсации, переданные во внешнюю воздушную среду, слышимы, как голос. Сила голоса зависит от интенсивности сокращений ых связок, которая регулируется воздушным потоком. Тембр зависит от формы вибраций колебания, а высота от силы давления на ые связки.

К третьему отделу относятся активные органы речи, непосредственно производящие звук и выполняющие основную работу при его образовании. Этот отдел играет роль создателя звуков.

Артикуляционный аппарат и его роль

Структура артикуляционного аппарата построена на основе следующих элементов:

  • Область губ;
  • Составляющие языка;
  • Мягкое и твердое небо;
  • Челюстной отдел;
  • Гортанная область;
  • Голосовые складки;
  • Носоглотку;
  • Резонаторы.

Все эти органы состоят из отдельных мышц, которые можно тренировать, работая тем самым над своей речью. Челюсти (нижняя и верхняя) при опущении и поднятии закрывают или открывают путь в полость носа. От этого зависит произношение некоторых гласных звуков. Форма и строение челюстей отражаются на произносимых звуках. Деформации этой части отдела приводят к нарушениям речи.

  • Главный элемент артикуляционного аппарата — язык. Он очень подвижен благодаря многочисленным мышцам. Это позволяет ему делаться более узким или широким, длинным или коротким, плоским или выгнутым, что важно для речи.

В структуре языка есть уздечка, значительно влияющая на произношение. При короткой уздечке нарушается воспроизведение глазных звуков. Но этот дефект легко устраним в современной логопедии.

  • Губы играют роль при артикуляции звуков, помогая своей подвижность принимать языку конкретное расположение. При изменении размера и форм губ обеспечивается артикуляционное создание гласных звуков.
  • Мягкое нёбо, продолжающее твёрдое, может опускаться или подниматься, обеспечивая отделение носоглотки от глотки. Оно в поднятом положении при образовании всех звуков, за исключением «Н» и «М». Если функционирование нёбной занавески нарушено, происходит искажение звуков, голос получается гнусавым, «носовым».
  • Твёрдое небо — это компонент язычно-небного затвора. От его вида и формы зависит сила напряжения, требуемая от языка при создании звуков. Конфигурации этого отдела артикуляционной системы бывают разными. В зависимости от их разновидностей формируются некоторые составляющие человеческого голоса.
  • От резонаторных полостей зависит громкость и четкость издаваемых звуков. Резонаторы находятся в надставной трубе. Это пространство над гортанью, представленное полостью ротовой и носовой, а также глоткой. Благодаря тому, что у человека ротоглотка — это одна полость, есть возможность создавать разные звуки. Трубка, которую образуют эти органы, называется надставной. Она играет основополагающую функцию резонатора. Меняя объем и форму, надставная труба участвует в создании резонанса, в итоге часть звуковых обертонов заглушается, часть – усиливается. В результате формируется речевой тембр.

Центральный аппарат и его строение

Центральный речевой аппарат – это элементы мозга человека. Его составляющие:

  • Мозговая кора (в основном левая ее часть).
  • Узлы под корой.
  • Ядра нервов и ствола.
  • Пути, проводящие сигналы.

Речь, как и все остальные проявления работы высшей нервной системы, развивается благодаря рефлексам. Эти рефлексы неразрывно связаны с работой мозга. Его некоторые отделы играют особую, главную роль в воспроизведении речи. Среди них: височная часть, лобная доля, теменная область и затылочная, относящиеся к левому полушарию. У правшей эту роль выполняет полушарие правой части мозга.

Нижние, они же лобные, извилины играют основную роль при создании устной речи. Извилины в области висков – слуховая часть, воспринимающая все звуковые раздражения. Благодаря ей можно слышать чужую речь.

В процессе понимания звуков основную работу выполняет теменная область коры человеческого мозга. А затылочная часть отвечает за зрительную часть и восприятие речи в виде письма.

У детей она активна при наблюдении артикуляции старших, приводит к развитию устной речи.

От подкорковых ядер зависит характерный окрас голоса.

С периферическими элементами системы мозг взаимодействует при помощи:

  • Путей центростремительных.
  • Путей центробежных.

Центробежные пути связывают кору с мышцами, которые регулируют работу периферического отдела. Начало центробежный путь берет в коре головного мозга. Мозг посылает по этим путям сигналы ко всем периферическим органам, производящим звуки.

Ответные сигналы к центральному отделу проходят по центростремительным путям. Их начало расположено в барорецепторах и проприорецепторах, находящихся внутри мышц, а также сухожилий и суставных поверхностях.

Центральный и периферический отделы неразрывно связаны и дисфункция одного неизбежно приведет к нарушению работы другого. Они составляют единую систему речевого аппарата, благодаря которому организм способен производить звуки. Артикуляционный отдел, как элемент периферической части, играет обособленную роль в постановке правильной и красивой речи.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/eloquence/talk/rechevoj-apparat.html

Речевой аппарат и его строение, формирование звука и диагностика нарушений

Периферические органы речи

Возникновение речи у человека, формирование звуков возможно благодаря речевому аппарату.

Речевой аппарат является совокупностью согласованно действующих органов, помогающих образовывать голос, регулировать его и формировать в осмысленные выражения.

Таким образом речевой аппарат человека подразумевает под собой все элементы, прямо включенные в работу создания звуков – артикуляционный аппарат, в том числе ЦНС, органы дыхания – легкие и бронхи, горло и гортань, полости рта и носовые полости.

Строение речевого аппарата

Строение речевого аппарата человека, то есть его структура, разделена на два отделения — центральный и периферический отдел. Центральным звеном выступает человеческий мозг с его синапсами и нервами.

К центральному речевому аппарату также относятся высшие отделы центральной нервной системы. Периферическим отделом, он же исполнительный является целая общность элементов организма, обеспечивающих формирование голоса и  речи.

Далее согласно структуры периферический отдел речевого аппарата разделяется на три подотдела:

  1. Отдел, регулирующий дыхательные процессы. Дыхание — важная функция организма. Оно реализовывается специальными нервными центрами и происходит автоматически. Звуки из организма всегда идут на выдохе, и образовываемая в этот момент волна воздуха помогает выполнять сразу две задачи – артикуляционную функцию и образование голоса. К этому отделу относятся легкие и бронхи, мышцы, расположенные меж ребер, диафрагма.
  2. Голосовой отдел. Голос обладает тремя характеристиками. Это его мощность, тембр и высота. Работа ых связок вызывает колебания воздуха, передаваемые во внешний мир, воспринимаемые как голос.
  3.  Артикуляционный аппарат — это отдел непосредственного формирования звуков в речь. Состоит из активных органов и пассивных. Активные органы артикуляции — подвижные, помогающие формировать звуки. Основными органами артикуляции являются губы и язык, небо и челюсть. Их перемены в положении ведут к созданию сужений в разных местах артикуляционного отдела. От этого положения зависит характерность производимого звука. Нижняя челюсть помогает созданию ударных гласных. Язык — главная мышца артикуляционного аппарата. От его способностей к гибкости и трансформированию зависит четкость произносимых звуков. Губы также являются подвижной частью и способствуют формированию гласных звуков и речи, они являются важным органом при артикуляции слов, которому помогает конкретное расположение языка.                                                                                                                                                                           Пассивные органы, входящие в артикуляционный аппарат — это органы неподвижные. Их главная задача быть фундаментом, основанием для активных органов. К пассивным органам относятся зубы и вся полость рта, твердое небо. А также глотка и гортань. Хоть они и неподвижны, но все же влияют, пусть и незначительно, на речевой потенциал и характер речи человека.

Формирование голоса

В каждом языке на нашей планете существует конкретное число звуков, создающих акустический образ языка. Звучание находит смысл только в схеме предложений, помогает различать одни буквы от других.

Такое звучание называется фонемой языка. Все звуки языка отличаются по артикуляционным признакам, то есть их различие происходит от образования звуков в речевом аппарате человека.

И по акустическим признакам — по различиям в звуке.

Голос можно считать результатом тяжелого труда мускулов разных составляющих периферического речевого аппарата. В формирование звука вносят свою лепту три его отдела:

  • дыхательный, иначе энергетический – включает в себя легкие, бронхи, трахею и горло;
  • голосообразовательный отдел, иначе генераторный – гортань вместе со звуковыми связками и мышцами;
  • звукообразовательный, иначе резонаторный – полость ротоглотки и носа.

Работа данных отделов речевого аппарата в полном симбиозе может происходить только через центральное управление речевыми и голосообразовательными процессами. Это говорит о том, что дыхательный процесс, артикуляционный механизм и формирование звука, полностью контролируются нервной системой человека. Ее воздействие распространяется и на периферийные процессы:

  • функционирование дыхательных органов регулирует мощность звучания голоса;
  • функционирование ротовой полости отвечает за формирование гласных и согласных звуков и за различие артикуляционного процесса при их формировании;
  • носовая часть обеспечивает регулировку обертонов звука.

В образовании голоса занимает ключевое место центральный речевой аппарат. Челюсть и губы человека, небо и надгортанная доля, глотка и легкие – все вовлечены в процесс. Воздушный поток, выходящий из организма, идущий далее сквозь гортань и проходящий через рот и нос, является источником звука.

На своем пути воздух проходит через ые связки. Если они расслаблены, то звук не образовывается и проходит свободно. Если они приближены и напряжены — воздух, при прохождении создает вибрацию. Итогом этого процесса и является звук.

А далее при работе подвижных органов ротовой полости происходит непосредственное формирование букв и слов.

Структурные компоненты речи

За речевую функцию отвечают:

  1. Центр сенсорной речи — восприятие звуков речи, базирующееся на звукоразличительной системе языка, за данный процесс отвечает зона Вернике в левом полушарии мозга.
  2. Центр моторной речи — за него отвечает зона Брока, благодаря ей возможно воспроизведение звуков, слов и фраз.

В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи — та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.

В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:

  • фонетика (какие могут быть слоги, звукосочетания, правильное их строение и сочетание);
  • синтаксис (понимание того как именно происходит взаимосвязи и комбинаций между словами);
  • лексика (знание словарного состава языка)
  • семантика (способность понимать смыл слов задолго до получения навыков произношения);
  • прагматика (отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует).

Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные).

В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность.

Именно эти признаки выступают основой фонем  системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.

Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.

Научно доказано, что любой здоровый грудной ребенок в первый год жизни имеет способность к воспроизведению 75 различных кратчайших звуковых единиц, иными словами может усвоить любой язык.

Но, чаще всего, дети, на начальных этапах своего развития находятся только в одной языковой среде, поэтому со временем они утрачивают способность воспроизводить звуки, не принадлежащие к родному русскому языку.

Диагностика проблем с речевым аппаратом

Усвоение норм родного языка происходит путем копирования того, что человек слышит. И все родители по-разному относятся к проблемам развития речи у своих детей. Одни — начинают бить тревогу, когда ребенок в возрасте двух лет не использует для общения развернутые фразы, другие – более беспечны, и могут упорно не замечать, что у ребенка нарушено функционирование речевого аппарата.

Наличие проблем во многом зависит от того насколько правильно сформирован речевой аппарат человека. Важно чтобы каждый отдел, принимающий участие в формировании голоса, полноценно и точно функционировал.

Основаниями нарушений могут являться множество факторов, так как строение речевого аппарата человека очень структурно сложная схема. Но основных причин всего три:

  • неверное использование органов речи;
  • структурные нарушения речевых органов или тканей;
  • проблемы с отделами нервной системы, обеспечивающими процесс воспроизведения звуков и голоса.

Под задержкой речевого развития (ЗРР) подразумевается количественное недоразвитие словарного запаса, несформированность экспрессивной речи либо отсутствие фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам у детей. При дефиците ых функций общение ограничивается, объем получаемой из внешнего мира информации речевого характера уменьшается, что далее может привести к серьезным проблемам с чтением и письмом.

Такие дети нуждаются в консультации детского невропатолога, детского отоларинголога, логопеда, а также психолога для подбора объема коррекционной помощи.

Знание строения речевого аппарата и его функций поможет вам вовремя обратить внимание на отклонения от нормы и увеличивает шанс на быстрое и полное исправление патологии.

Источник: https://VseoRechi.ru/razvitie-rechi/artikulyatsiya/rechevoj-apparat.html

Речевой аппарат человека

Периферические органы речи

Речевой аппарат представляет собой совокупность взаимодействующих между собой органов человека, которые активно участвуют в возникновении звуков и речевого дыхания, образуя тем самым речь. К речевому аппарату относятся органы слуха, артикуляции, дыхания и центральная нервная система. Сегодня мы подробнее познакомимся со строением речевого аппарата и природой человеческой речи.

Образование звуков

На сегодняшний день строение речевого аппарата смело можно считать на 100% изученным. Благодаря этому мы имеем возможность узнать, как рождается звук и что вызывает нарушения речи.

Звуки зарождаются благодаря сокращению мышечных тканей периферического речевого аппарата. Начиная разговор, человек автоматически вдыхает воздух. Из легких поток воздуха попадает в гортань, нервные импульсы вызывают вибрацию ых связок, а они, в свою очередь, создают звуки. Звуки складываются в слова. Слова – в предложения. А предложения – в задушевные беседы.

Центральный отдел

Как и другие проявления работы нервной системы, речь возникает посредством рефлексов, которые, в свою очередь, связаны с головным мозгом. Важнейшими отделами мозга, отвечающими за воспроизведение речи, являются: лобная доля, височная часть, теменная и затылочная области. У правшей эту роль играет правое полушарие, а у левшей – левое.

Лобные (нижние) извилины отвечают за создание устной речи. Извилины, расположенные в височной зоне, воспринимают все звуковые раздражения, то есть отвечают за слух. Процесс понимания услышанных звуков происходит в теменной области коры головного мозга.

Ну а затылочная часть ответственна за функцию зрительного восприятия письменной речи. Если рассмотреть подробнее речевой аппарат ребенка, то можно заметить, что у него затылочная часть особенно активно развивается.

Благодаря ней ребенок зрительно фиксирует артикуляцию старших, что приводит к развитию у него устной речи.

Мозг взаимодействует с периферическим отделом посредством центростремительных и центробежных путей. Вторые посылают сигналы мозга к органам речевого аппарата. Ну а первые отвечают за доставку ответного сигнала.

Периферический речевой аппарат состоит еще из трех отделов. Рассмотрим каждый из них.

Все мы знаем, что дыхание – это важнейший физиологический процесс. Человек дышит рефлекторно, не думая об этом. Процесс дыхания регулируется специальными центрами нервной системы. Он состоит из трех стадий, непрерывно следующих друг за другом: вдох, небольшая пауза, выдох.

Речь всегда образуется на выдохе. Поэтому поток воздуха, создаваемый человеком при разговоре, выполняет артикуляционную и голосообразующую функции одновременно. Если этот принцип каким-либо образом нарушается, речь тут же искажается. Именно поэтому многие ораторы уделяют внимание речевому дыханию.

Дыхательные органы речевого аппарата представлены легкими, бронхами, межреберными мышцами и диафрагмой. Диафрагма – эластичный мускул, который в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда она вместе с межреберными мышцами сокращается, грудная клетка увеличивается в объеме и происходит вдох. Соответственно, когда расслабляется – выдох.

Голосовой отдел

Продолжаем рассматривать отделы речевого аппарата. Итак, голос имеет три главные характеристики: сила, тембр и высота. Колебание ых связок приводит к тому, что поток воздуха из легких превращается в колебания мелких воздушных частиц. Эти пульсации, передаваясь в окружающую среду, создают звук голоса.

Сила голоса главным образом зависит от амплитуды колебаний ых связок, которая регулируется силой воздушного потока.

Тембр можно назвать звуковой окраской. У всех людей он отличается и зависит от формы вибратора, создающего колебания связок.

Что же касается высоты голоса, то она обусловлена степенью натяжения ых складок. То есть зависит от того, насколько сильное влияние на них может оказать поток воздуха.

Артикуляционный отдел

Речевой артикуляционный аппарат по-простому называют звукопроизносящим. Он включает в себя две группы органов: активные и пассивные.

Активные органы

Как можно понять из названия, эти органы могут быть подвижными и принимают непосредственное участие в образовании голоса. Представлены они языком, губами, мягким небом и нижней челюстью. Так как эти органы состоят из мышечных волокон, они поддаются тренировке.

Когда органы речи меняют свое положение, в различных частях звукопроизносящего аппарата возникают сужения и затворы. Это приводит к образованию звука того ли иного характера.

Мягкое небо и нижняя челюсть человека могут подниматься и опускаться. Этим движением они открывают или закрывают проход в носовую полость. Нижняя челюсть отвечает за образование ударных гласных, а именно звуков: «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э».

Основной орган артикуляции – язык. Благодаря обилию мышц он чрезвычайно подвижен. Язык может: укорачиваться и удлиняться, становиться уже и шире, быть плоским и выгнутым.

Человеческие губы, будучи подвижным образованием, принимают активное участие в образовании слов и звуков. Губы меняют свою форму и размер, обеспечивая произношение гласных звуков.

Мягкое небо, или, как его еще называют, небная занавеска, является продолжением твердого неба и лежит вверху ротовой полости. Оно, как и нижняя челюсть, может опускаться и подниматься, отделяя глотку от носоглотки.

Мягкое небо берет свое начало за альвеолами, около верхних зубов и заканчивается маленьким язычком. Когда человек произносит любые звуки, кроме «М» и «Н», небная занавеска поднимается. Если она по каким-то причинам опущена или неподвижна, звук выходит «носовым». Голос получается гнусавым.

Причина тому проста – когда небная занавеска опущена, звуковые волны вместе с воздухом попадают в носоглотку.

Пассивные органы

Речевой аппарат человека, а точнее его артикуляционный отдел, включает также неподвижные органы, которые являются опорой для подвижных. Это зубы, носовая полость, твердое небо, альвеолы, гортань и глотка. Несмотря на то что эти органы пассивны, они оказывают огромное влияние на технику речи.

Нарушение речевого аппарата

Теперь, когда мы знаем, из чего состоит ой аппарат человека и как он работает, рассмотрим основные проблемы, которые могут его коснуться. Проблемы с произношением слов, как правило, возникают от несформированности речевого аппарата.

Когда отдельные части артикуляционного отдела заболевают, это отражается на правильности резонирования и четкости произношения звуков.

Поэтому важно, чтобы органы, которые задействованы в формировании речи, были здоровыми и работали в полном согласовании.

Речевой аппарат может быть нарушен по разным причинам, так как это довольно сложный механизм нашего организма. Однако среди них есть проблемы, которые встречаются чаще всего:

  1. Дефекты в строении органов и тканей.
  2. Неправильное использование речевого аппарата.
  3. Расстройства соответствующих отделов центральной нервной системы.

Если у вас есть проблемы с речью, не стоит откладывать их в долгий ящик. И причина тут не только в том, что речь является важнейшим фактором в формировании человеческих отношений.

Обычно люди, у которых нарушен речевой аппарат, не только плохо говорят, но и испытывают трудности в дыхании, пережевывании пищи и прочих процессах.

Поэтому, устранив недостаток речи, можно избавиться от целого ряда проблем.

Подготовка органов речи к работе

Чтобы речь была красивой и непринужденной, о ней нужно позаботиться. Обычно это имеет место в подготовке к публичным выступлениям, когда любая запинка и ошибка может стоить репутации.

Речевые органы готовятся в работе с целью активации (настройки) основных мышечных волокон.

А именно мышц, которые участвуют в речевом дыхании, резонаторов, отвечающих за звучность голоса, и активных органов, на плечи которых ложится внятное произношение звуков.

Первое, что нужно помнить, – речевой аппарат человека лучше функционирует при правильной осанке. Это простой, но важный принцип. Чтобы речь была более четкой, нужно держать голову прямо, а спину – ровно.

Плечи должны быть расслаблены, а лопатки – слегка сведены. Теперь ничего не мешает вам произносить красивые слова.

Привыкнув к правильной осанке, можно не только позаботиться о четкости речи, но и обрести более выгодный внешний вид.

Для тех, кто по роду своей деятельности много говорит, важным является навык расслаблять органы, отвечающие за качество речи и восстанавливать их полноценную работоспособность. Релаксация речевого аппарата обеспечивается выполнением специальных упражнений. Делать их рекомендуется сразу после продолжительного разговора, когда ые органы сильно устают.

Поза релаксации

Возможно, вы уже сталкивались с такими понятиями, как поза и маска релаксации. Эти два упражнения нацелены на расслабление мышц или, как еще говорят, снятие мышечных зажимов. По сути, они не представляют собой ничего сложного.

Итак, чтобы принять позу релаксации, нужно сесть на стул и слегка нагнуться вперед, склонив голову. При этом ноги должны стоять всей стопой и образовывать друг с другом прямой угол. Сгибаться они также должны под прямым углом. Достичь этого можно путем подбора подходящего стула.

Руки свисают вниз, слегка опираясь предплечьями о бедра. Теперь нужно закрыть глаза и максимально расслабиться.

Чтобы отдых и релаксация были максимально полными, можно заняться некоторыми формами аутотренинга. На первый взгляд кажется, что это поза удрученного человека, но на самом деле она довольно эффективна для расслабления всего тела и в том числе речевого аппарата.

Маска релаксации

Этот простой прием также очень важен для ораторов и тех, кто по специфике своей деятельности много говорит. Здесь также нет ничего сложного. Суть упражнения состоит в попеременном напряжении различных мышц лица.

Нужно «надевать» на себя разные «маски»: радость, удивление, тоску, злость и так далее. Проделав все это, нужно расслабить мышцы. Сделать это вовсе не сложно.

Просто произнесите на слабом выдохе звук «Т» и оставьте челюсть в свободном опущенном положении.

Релаксация является одним из элементов гигиены речевого аппарата. Кроме нее, в данное понятие входит защита от простудных заболеваний и переохлаждения, избегание раздражителей слизистой оболочки и тренировка речи.

Заключение

Вот таким интересным и сложным является наш речевой аппарат. Чтобы полноценно наслаждаться одним из важнейших даров человека – умением общаться, нужно следить за гигиеной ого аппарата и бережно к нему относиться.

Источник: https://FB.ru/article/280188/rechevoy-apparat-cheloveka

Артикуляционный аппарат: устройство и строение речевого аппарата

Периферические органы речи

Речевой аппарат представляет собой сложный механизм, слаженная работа всех частей которого позволяет человеку посредством речи реализовывать себя в социуме.

Как же он работает, из чего состоит, как поддерживать его в рабочем состоянии? Давайте об этом поговорим.

Строение речевого аппарата человека

Устройство аппарата речи на схеме выглядит так:

Речевой аппарат — это группа органов человеческого организма, обеспечивающая организацию процесса речи. В него входят два взаимосвязанных отдела: центральный и периферический, так называемый исполнительный.

Первый представлен головным мозгом и другими образованиями центральной нервной системы, которые выполняют регулирующую функцию.

В формировании устной речи главную роль играют лобные извилины центра Брока, образующие двигательную область. Чужая речь воспринимается речеслуховой областью, образованной височными извилинами центра Вернике. Теменная доля головного мозга отвечает за понимание.

Усвоение слов при письме и чтении происходит зрительной зоной в затылочной доле. Так, в детском возрасте, когда ребенок наблюдает за артикуляцией взрослых, развитие этой области оказывает влияние на его речь.

Исполнительный отдел состоит из костей, мышц, нервов и, в свою очередь, имеет три подразделения, посредством которых осуществляется речевой процесс.

Расскажем о каждом из них.

Дыхательный отдел речевого аппарата

Процесс дыхания регулируется центральной нервной системой и состоит из последовательных циклов вдоха, выдоха, а также пауз между ними. При этом работает диафрагма, при сокращении и расслаблении которой легкие меняют свой объем, обеспечивая вдох и выдох.

В этом процессе образуется воздушная струя, которая при выдохе участвует в появлении голоса и звуков речи. От ее силы и направления зависит отчетливость произношения.

Голосовой отдел речевого аппарата

Голосовой отдел “отвечает” за образование голоса, за его силу, высоту и тембр. А состоит он из гортани и ых складок, при вибрировании которых под струей воздуха звучит голос.

Сила звучания непосредственно связана с мощностью воздушной струи, а тембр и высота обусловлены размерами ых связок, степенью их натяжения и упругости.

На характеристики голоса оказывают влияние и резонаторы, которые представлены глоткой, ротовой и носовой полостями. Благодаря создаваемому в них при изменении объема явлению резонанса, речевые звуки приобретают силу и обертоновую окраску.

Артикуляционный отдел речевого аппарата

Артикулярный аппарат — это отдел, где произносятся звуки.

Его составляющие классифицируются на активные подвижные и пассивные неподвижные.

Состояние речевого аппарата

Когда все составляющие этого сложного механизма функционируют исправно, процесс формирования речи выглядит так:

  • головной мозг подает команду для организации речевых движений;
  • в дыхательном отделе образуется воздушная струя, которая направляется в гортань;
  • в ом отделе вибрацией ых складок создается голос;
  • в артикуляционном отделе формируются звуки, которые благодаря резонаторам получают силу и окраску, а уже из звуков складывается наша речь.

Это когда речевой аппарат исправен. Когда же происходят сбои, что тогда? Тогда возникают различного рода проблемы с речью.

Основными причинами нарушений в работе речевого аппарата могут быть:

  • дефекты в структуре речевых органов;
  • неправильная его эксплуатация;
  • патологии центральной нервной системы.

Поскольку речь — это важная форма общения, то речевые нарушения негативным образом сказываются на всех сферах жизни современного человека.

Проблемы с речью требуют серьезного к ним отношения. Вовремя принять меры, приложить все усилия к устранению недостатков речи — так можно вернуть себе свободу и радость общения.

Как поддерживать работоспособное состояние своего речевого аппарата? Вот несколько советов:

  1. Правильная осанка улучшает его функционирование — держите голову прямо, а спину ровно.
  2. При перегрузках ых органов практикуйте их расслабление для восстановления работоспособности. Для этого можно выполнить специальные упражнения, например, принять позу покоя, или какое-то время просто помолчать.
  3. Избегайте переохлаждения, раздражения слизистой оболочки, предупреждайте простудные заболевания.
  4. Если вы хотите улучшить качество своей речи, тренируйте дикцию, учитесь правильно дышать, позаботьтесь о ее содержании.

Чтобы общение было в радость

Каждый день мы начинаем с общения. Желаем друг другу доброго утра, приветствуем друзей и просто знакомых. Являясь частицами общества, мы при этом испытываем чувство причастности к чему-то большему.

Речевой аппарат — это инструмент, подаренный нам при рождении. С должным терпением мы устраняем неполадки в его работе, настраиваем его. Потому что хотим, чтобы с его помощью звучала музыка нашей души.

Источник: https://KakGovorit.ru/rechevoj-apparat

Вылечим любую болезнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: